Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 7-АПГ15-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие"
о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 19 декабря 2014 г. N 649-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района" в части установления тарифов для муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие"
по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие"
на решение Ивановского областного суда от 10 августа 2015 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Гамзиной В.М., Федосеева Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие" (далее - МУП "Приволжская ТЭП", предприятие) обратилось в Ивановский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области (в настоящее время - Департамент энергетики и тарифов Ивановской области; далее - РСТ Ивановской области) от 19 декабря 2014 г. N 649-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района" в части установления тарифов для МУП "Приволжская ТЭП".
Решением Ивановского областного суда от 10 августа 2015 г. заявление удовлетворено частично, признаны недействующими положения пункта 12 приложения к оспариваемому постановлению, которым установлен тариф на питьевую воду для потребителей с. Сараево Рождественского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
МУП "Приволжская ТЭП", Федеральная антимонопольная служба, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Из материалов дела следует, что МУП "Приволжская ТЭП" оказывает коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в Приволжском муниципальном районе.
Предприятие обратилось в РСТ Ивановской области с заявлением об установлении на 2015 год тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение для потребителей муниципальных образований Приволжское городское поселение, Плесское городское поселение, Новское сельское поселение, Ингарское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, а также с заявлением об установлении тарифов на питьевое водоснабжение для абонентов с. Сараево Рождественского сельского поселения на 2014-2015 годы.
Постановлением РСТ Ивановской области от 19 декабря 2014 г. N 649-к/3 заявителю установлены одноставочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 1 января по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г.
При установлении тарифов орган регулирования уменьшил расходы предприятия по водоснабжению Приволжского, Плесского городских поселений, Новского, Ингарского сельских поселений, с. Сараево Рождественского сельского поселения, Рождественского сельского поселения, по водоотведению - Приволжского, Плесского городских поселений, Новского, Ингарского сельских поселений, ссылаясь на экономическую необоснованность заявленных затрат.
Удовлетворяя заявленное требование в указанной части, суд первой инстанции указал на допущенную органом регулирования ошибку при расчете расходов на оплату труда в составе тарифа на питьевую воду для потребителей с. Сараево Рождественского сельского поселения и необоснованность расчета расходов по данной статье исходя из 0,25 ставки рабочего.
В остальной части нормативный правовой акт РСТ Ивановской области соответствует нормам действующего законодательства.
При этом суд первой инстанции указал, что при установлении тарифов для Приволжского городского поселения орган регулирования правомерно уменьшил расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Поскольку Администрацией Приволжского муниципального района передана предприятию на праве хозяйственного ведения станция по обезжелезиванию и стерилизации питьевой воды, а заявитель не понес затраты на ее строительство, и закрепление этого объекта недвижимости за предприятием носит безвозмездный характер, то первоначальная стоимость станции подлежит определению исходя из рыночной оценки в порядке пункта 8 статьи 850 Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 8 статьи 850 Налогового кодекса" имеется в виду "пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса"
Вместе с тем, Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении одним из методов расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования.
В силу пункта 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В рассматриваемом случае на основании постановления Администрации Приволжского муниципального района от 3 июля 2014 г. N 646-п за МУП "Приволжская ТЭП" на праве хозяйственного ведения закреплен объект капитального строительства "Строительство станции по обезжелезиванию и стерилизации питьевой воды в г. Приволжское Ивановской области", включенный в состав казны Приволжского муниципального района.
Переданное имущество учтено на балансе МУП "Приволжская ТЭП" в составе основных средств.
Из экспертного заключения РСТ Ивановской области следует, что при расчете тарифов для Приволжского городского поселения расходы по статье "Суммы начисленной амортизации" уменьшены и приняты с учетом 1 114 тыс. руб. по станции обезжелезивания, поскольку данный объект передан регулируемой организации в хозяйственное ведение. Остальные расходы по станции обезжелезивания исключены в целях соблюдения баланса интересов, обеспечивающих доступность предоставления коммунальных услуг потребителям. В экспертном заключении также указано, что сумму начисленной амортизации планируется направить на восстановление основных производственных фондов. Орган регулирования также указал на отсутствие инвестиционной программы по строительству станции обезжелезивания.
В силу пункта 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.
Согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено данным Положением.
Согласно учетной политике МУП "Приволжская ТЭП" начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом, при котором в силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
С учетом изложенного переданная МУП "Приволжская ТЭП" в хозяйственное ведение станция обезжелезивания принята предприятием к учету по первоначальной стоимости с одновременным отражением ранее начисленной амортизации.
Отсутствие инвестиционной программы предприятия не является основанием для исключения заявленной суммы расходов на амортизацию объекта.
Судебная коллегия также отмечает, что в силу пункта 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Следовательно, ссылка на положения пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации об оценке доходов исходя из рыночных цен при получении имущества безвозмездно является несостоятельной.
Довод РСТ Ивановской области о том, что включение затрат предприятия на амортизацию в полном объеме привело бы к росту тарифа по Приволжскому городскому поселению на 159%, документально не подтвержден. Соблюдение принципа достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов не может быть основано на произвольном занижении тарифов с учетом экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией расходов и их надлежащем подтверждении на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности.
При таких обстоятельствах произведенное РСТ Ивановской области уменьшение заявленных регулируемой организацией расходов привело к необоснованному занижению тарифа.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно неправильного расчета расходов по статье "Заработная плата" для потребителей с. Сараево Рождественского сельского поселения исходя из 0,25 ставки рабочего при установлении тарифа на питьевую воду. В данном случае из экспертного заключения следует, что в расчет принята сумма расходов исходя из 0,5 ставки, так как постоянного присутствия на скважине не требуется, возможно совмещение по другим объектам поселения. Между тем фактически расчет произведен органом регулирования исходя из 0,25 ставки, обоснованность такого расчета отсутствует.
Корректировка размера расходов по иным статьям затрат проведена РСТ Ивановской области исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности затрат регулируемой организации с указанием причин исключения конкретных величин заявленных расходов со ссылкой на нормативные источники.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 10 августа 2015 г. отменить в части.
Признать недействующим пункт 1 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области от 19 декабря 2014 г. N 649-к/3 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям Приволжского муниципального района" в части установления тарифов для муниципального унитарного предприятия Приволжского муниципального района "Приволжское теплоэнергетическое предприятие".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 7-АПГ15-13
Текст определения официально опубликован не был