Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
таможенной службы
от 30 декабря 2015 г. N 2692
Инструкция
о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция) устанавливает единый порядок изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов, ценностей, иного имущества (далее - предметы) и документов, признанных вещественными доказательствами и не признанных таковыми, а также предусматривает действия по контролю их хранения и учета.
2. Предметы и документы, изъятые по уголовным делам и не признанные вещественными доказательствами, а также предметы и документы, на которые наложен арест, изъятые либо полученные в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданные в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, принимаются на хранение, хранятся, учитываются, передаются и выдаются в порядке, установленном Инструкцией для вещественных доказательств, кроме случаев, прямо предусмотренных для таких предметов и документов.
3. Инструкция разработана с учетом требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2015, N 29 (ч. I), ст. 4391) (далее - УПК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449 "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 20, ст. 2915) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449) и предназначена для применения в таможенных органах, являющихся органом дознания (далее - таможенный орган).
II. Изъятие предметов и документов
4. Предметы и документы, которые служили орудиями, оборудованием, иными средствами совершения преступления, либо сохранили на себе следы преступления, либо на которые были направлены преступные действия, либо деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а также иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств его совершения, изымаются в порядке, установленном УПК РФ.
5. Изъятие указанных предметов и документов осуществляется после возбуждения уголовного дела, а в предусмотренных УПК РФ случаях до возбуждения уголовного дела дознавателями таможенных органов, иными должностными лицами таможенных органов, наделенными полномочиями дознавателя либо производящими следственные действия по поручению дознавателей (далее - дознаватель).
6. Факт и обстоятельства изъятия предметов и документов отражаются в протоколе следственного действия, составляемого в соответствии со статьей 166 УПК РФ (далее - протокол).
В протоколе перечисляются все изымаемые предметы и документы. При изъятии большого числа предметов и документов, если все данные о них в протоколе указать затруднительно, составляется опись, прилагаемая к протоколу и являющаяся его неотъемлемой частью. В протоколе или прилагаемой к нему описи указываются подробные сведения о наименовании, описании и реквизитах каждого изымаемого документа, о наименовании, описании, типе, марке, модели, калибре, серии, номере и иных идентификационных признаках каждого изымаемого предмета, и их точном количестве, объеме, весе.
7. Все изымаемые предметы и документы предъявляются понятым и иным участвующим в следственном действии лицам, помещаются в упаковку, исключающую доступ к изъятым предметам и документам, их утрату, подмену либо изменение, в том числе повреждение и утрату имеющихся на них следов, без нарушения целостности упаковки, а также порчу, ухудшение или утрату свойств, в силу которых они могут иметь доказательственное значение по уголовному делу.
На упаковку помещается пояснительная надпись с перечнем и индивидуальными признаками находящихся в ней предметов и документов, указанием вида, даты, места производства следственного действия, в ходе которого они были изъяты, номера уголовного дела и даты его возбуждения, а при изъятии предметов и документов до возбуждения уголовного дела - даты регистрации сообщения о преступлении, его номера в книге учета сообщений о преступлениях, заверенная подписями понятых и должностного лица, производившего следственное действие, с указанием их фамилий и инициалов (далее - ярлык обеспечения сохранности). Ярлык обеспечения сохранности налагается таким образом, чтобы исключить доступ к изъятым предметам и документам без его повреждения.
В случае изъятия больших партий товара, хранение которых при уголовном деле затруднено, изымаемые предметы могут не помещаться в отдельную упаковку при условии их фотографирования или записи на видео-, кинопленку, наложения ярлыка обеспечения сохранности на каждый ящик, коробку, иную тару, в которую они помещены, таким образом, чтобы исключить доступ к ним без нарушения ярлыка обеспечения сохранности.
Сведения о способе упаковки изъятых предметов и документов, о внешнем виде ярлыков обеспечения сохранности, способах и местах их наложения подробно указываются в протоколе.
При изъятии предметов и документов без участия понятых с использованием технических средств фиксации хода и результатов следственного действия в соответствии с положениями статьи 170 УПК РФ на ярлыке обеспечения сохранности и в протоколе также указываются способ фиксации, тип, марка, модель и индивидуальный номер технического средства, посредством которого произведена фиксация. Результаты фиксации хода следственного действия помещаются в материалы уголовного дела (материалы проверки) и хранятся при нем.
8. В исключительных случаях, когда при изъятии большого количества предметов и документов длительное проведение следственного действия сопряжено с опасностью для здоровья, жизни людей или для окружающей среды, утраты изымаемых предметов и документов, либо их свойств, определяющих доказательственное значение по уголовному делу, а также при отсутствии технических условий для производства следственных действий подробное описание предметов и документов с указанием индивидуальных признаков каждого изымаемого предмета допускается по месту их последующего хранения.
В таких случаях изымаемые предметы и документы помещаются в упаковку в порядке, указанном в пункте 7 Инструкции, а при отсутствии такой возможности размещаются в транспортных средствах и перемещаются до места последующего хранения. При этом все двери, люки и иные устройства, технологически предназначенные для доступа внутрь грузового отсека транспортного средства, где находятся предметы и документы, опечатываются ярлыками обеспечения сохранности способом, исключающим доступ к предметам и документам без их нарушения, пломбируются, а транспортное средство обеспечивается круглосуточной охраной.
Дальнейшее составление протокола осуществляется по месту хранения предметов и документов с отображением в протоколе сведений о целостности наложенных при изъятии ярлыков обеспечения сохранности и пломб.
Если в ходе следственных действий, связанных с изъятием большого количества предметов и документов либо их подробным описанием по месту хранения, возникла необходимость в перерыве, все двери, ворота, люки и иные устройства, технологически предназначенные для доступа внутрь помещения, где проводится следственное действие, и грузового отсека транспортного средства, где находятся предметы и документы, опечатываются ярлыками обеспечения сохранности способом, исключающим доступ к предметам и документам без их нарушения, пломбируются, а помещение и транспортное средство обеспечиваются круглосуточной охраной. При возобновлении следственного действия в протоколе указываются сведения о целостности ранее наложенных ярлыков обеспечения сохранности и пломб.
9. Электронные носители информации изымаются с соблюдением требований пункта 7 Инструкции и упаковываются способом, исключающим возможность ознакомления с содержащейся на них информацией без повреждения упаковки и ярлыков обеспечения сохранности. Протокол и ярлык обеспечения сохранности должны содержать указание на участие в изъятии электронных носителей информации специалиста, его должность, фамилию, инициалы и подпись.
10. При изъятии предметов, обращение с которыми требует наличия специальных познаний и навыков, а также при возникновении необходимости в их идентификации, определении качественных характеристик, индивидуальных признаков и точного фиксирования количества к проведению следственного действия могут привлекаться соответствующие специалисты.
Привлечение специалиста обязательно, если имеется подозрение, что предметы представляют собой опасность (взрывчатые вещества, яды, радиоактивные материалы и т.д.).
11. Определение драгоценного металла (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), драгоценных камней, жемчуга, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также сильнодействующих веществ производится с учетом мнения специалиста или эксперта, а при невозможности их участия - при помощи специальных тестов (экспресс-тестов). В иных случаях в протоколе отражается только цвет металла, камней, вещества и их индивидуальные признаки.
12. Если, исходя из обстоятельств дела, переместить предмет, подлежащий изъятию, не представляется возможным по объективным причинам либо расходы по его изъятию ввиду конструктивных особенностей сопряжены с несоразмерными издержками, дознаватель изымает его часть, достаточную для исследования и (или) на которой находятся или могут находиться следы, имеющие отношение к совершенному преступлению, если такой предмет не является неделимой вещью согласно статье 133 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 27, ст. 3434).
При отсутствии такой возможности либо если доказательственное значение по уголовному делу имеет предмет в целом, такой предмет осматривается с участием специалиста, фотографируется либо снимается на видео-, кинопленку, изымается, опечатывается ярлыком обеспечения сохранности и передается на ответственное хранение лицу, которое является его законным владельцем, на законных основаниях владеет и распоряжается им либо осуществляет его хранение, о чем составляется акт приема-передачи (приложение N 1 к Инструкции).
Указанное в абзаце втором настоящего пункта лицо в письменной форме предупреждается об уголовной ответственности в соответствии со статьей 312 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362) (далее - УК РФ).
13. Дознаватель обязан принять все меры по обеспечению сохранности изъятых предметов и документов.
14. В отношении изъятых предметов и документов в минимальные сроки, но не позднее 5 рабочих дней после их изъятия, а в отношении предметов и документов, изъятых в ходе проверки сообщения о преступлении, - с момента возбуждения уголовного дела, должен быть решен вопрос о признании их вещественными доказательствами и приобщении к материалам уголовного дела.
Изъятые предметы и документы, не признанные по истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, вещественными доказательствами, должны быть возвращены лицам, у которых они были изъяты, в срок не позднее 7 рабочих дней.
В исключительных случаях, когда по уголовному делу в целях установления доказательственного значения изъятых предметов и документов необходимо произвести следственные либо иные процессуальные действия, решение вопроса о признании вещественными доказательствами изъятых предметов и документов либо их возврате возможно в более поздние сроки по письменному разрешению начальника таможенного органа либо его заместителя, курирующего деятельность подразделения дознания (далее - начальник органа дознания), на основании мотивированной докладной записки подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорта дознавателя.
III. Хранение и учет вещественных доказательств в таможенном органе
15. Запрещается хранить вещественные доказательства в непредназначенных для этого помещениях таможенного органа, в том числе в служебных кабинетах, служебных сейфах, шкафах и иных хранилищах, за исключением случаев, указанных в пунктах 16 - 18, абзаце первом пункта 30 Инструкции.
16. Изъятые документы, в том числе паспорта, удостоверения личности военнослужащих (военные билеты), трудовые книжки и другие личные документы, помещаются в материалы уголовного дела и хранятся в отдельных опечатанных конвертах, заверенных подписью дознавателя, подшитых в уголовное дело.
17. В случае необходимости документы подшиваются непосредственно в уголовное дело при условии, что это не приведет к утрате их доказательственного значения. При большом количестве приобщаемых к делу документов они помещаются в отдельный конверт, который подшивается в уголовное дело. На конверт наносится надпись с перечнем вложенных в него документов.
18. Документы, чертежи, фотоснимки, видеозаписи и другие носители сведений, составляющих государственную тайну, хранятся с соблюдением правил секретного делопроизводства.
19. Для хранения вещественных доказательств (не являющихся крупногабаритными) в таможенных органах выделяется отдельное помещение достаточной площади (далее - камера хранения вещественных доказательств), которое оборудуется металлической (или обитой с двух сторон листовым железом) дверью, имеющей не менее двух врезных замков, металлическими решетками на окнах с размером ячейки не более 50 х 50 мм, охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), стеллажами, сейфами, металлическими шкафами.
При невозможности выделения такого помещения для хранения вещественных доказательств оборудуется металлический шкаф или сейф достаточных размеров, обеспечивающие в соответствии с Инструкцией сохранность и надлежащие условия хранения вещественных доказательств (далее - специальное хранилище). При этом помещение, в котором находится специальное хранилище, оборудуется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
20. Лицо, ответственное за хранение, учет и выдачу вещественных доказательств, помещенных в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), а также лицо, замещающее его в случае отсутствия (далее - ответственное лицо), назначаются приказом начальника таможенного органа из числа должностных лиц (работников) этого органа, в должностные обязанности которых не входит осуществление оперативно-розыскной деятельности и осуществление полномочий дознавателя.
Ответственное лицо в части выполнения предусмотренных Инструкцией обязанностей подчиняется начальнику органа дознания.
Порядок замещения лица, ответственного за хранение, учет и выдачу вещественных доказательств, а также передачи вещественных доказательств при увольнении либо переводе ответственного лица вновь назначенному ответственному лицу определяется приказом таможенного органа. Указанный порядок должен предусматривать участие комиссии для проверки фактического наличия вещественных доказательств и осмотра упаковки принятых на хранение вещественных доказательств.
При передаче вещественных доказательств в отсутствие ответственного лица комиссия проверяет наличие вещественных доказательств, их соответствие описанию в документах, помещенных в дело "Документы по хранящимся в таможенном органе вещественным доказательствам", включенное в номенклатуру дел таможенного органа (далее - номенклатурное дело N 1), и передает их вновь назначенному ответственному лицу.
21. Дверь в камеру хранения вещественных доказательств, находящиеся в ней сейфы, металлические шкафы, а также специальное хранилище опечатываются личной печатью ответственного лица. Ключи от камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища), сейфов, металлических шкафов помещаются в отдельный пенал, который опечатывается печатью ответственного лица и сдается в подразделение оперативно-дежурной службы и таможенной охраны таможенного органа. Дубликаты ключей хранятся в опечатанном виде в месте, определяемом приказом таможенного органа, и выдаются по письменному указанию начальника органа дознания с отметкой фамилии, имени, отчества должностного лица таможенного органа, его должности и специального звания, даты и времени их получения и сдачи.
22. Доступ в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) осуществляется только в присутствии ответственного лица.
При отсутствии ответственного лица доступ в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), помещение на хранение либо выдача вещественных доказательств осуществляются комиссией, в состав которой входит начальник органа дознания и не менее 3-х сотрудников, определяемых начальником органа дознания и не входящих в комиссию, созданную в соответствии с пунктом 50 Инструкции. В этом случае дверь в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), вскрывавшиеся сейфы, металлические шкафы опечатываются печатью начальника органа дознания, который обеспечивает осуществление одним из членов комиссии внесения записи о действиях комиссии в книгу учета вещественных доказательств, помещенных в камеру хранения вещественных доказательств (приложение N 3 к Инструкции, далее - книга учета), составления и выдачи квитанции (расписки) о приеме вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), выдаче вещественных доказательств из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) (приложение N 2 к Инструкции, далее - квитанция (расписка), акта вскрытия камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища), акта приема-передачи, а также помещения соответствующих экземпляров указанных документов в номенклатурное дело N 1.
23. Вещественные доказательства передаются дознавателем ответственному лицу в упакованном виде в день их изъятия, окончания следственных, иных процессуальных действий, проведенных непосредственно после изъятия для установления их доказательственного значения, либо поступления в таможенный орган.
Если обеспечить передачу вещественных доказательств на хранение в указанный срок невозможно, то они передаются на хранение в кратчайший срок на основании письменного разрешения начальника органа дознания на докладной записке подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорте дознавателя, содержащих причины несвоевременной передачи вещественных доказательств и сведения о месте и условиях хранения до передачи ответственному лицу.
24. Основанием для помещения вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) является копия постановления дознавателя о приобщении их к уголовным делам, а в отношении не признанных вещественными доказательствами предметов и документов, изъятых по уголовным делам либо в ходе проведения проверки сообщений о преступлениях, а также предметов и документов, переданных в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности либо на которые наложен арест, - письменное разрешение начальника органа дознания на докладной записке подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорте дознавателя. К указанным документам прилагаются копии процессуальных документов, в которых зафиксированы сведения о наименовании и иных идентификационных признаках предметов и документов, их описание, а также сведения обо всех процессуальных действиях в отношении вещественных доказательств с момента их изъятия, об упаковке, в которую они при этом помещались, и наложенных ярлыках обеспечения сохранности (в том числе заключение эксперта, экспертное исследование и т.п.).
25. Ответственное лицо при приеме вещественных доказательств проверяет целостность упаковки и ярлыков обеспечения сохранности, их соответствие описанию в прилагаемых документах, указанных в пункте 24 Инструкции.
Ответственное лицо не принимает вещественные доказательства при отсутствии упаковки, нарушении целостности упаковки либо ярлыка обеспечения сохранности, отсутствии документов, предусмотренных пунктом 24 Инструкции, а также если вещественные доказательства упакованы с нарушением требований к обеспечению их сохранности, предусмотренных пунктом 7 Инструкции. В этих случаях вещественные доказательства принимаются ответственным лицом на хранение в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) в присутствии комиссии, предусмотренной пунктом 22 Инструкции.
При приеме вещественных доказательств, поступивших с уголовным делом, переданным по подследственности из другого органа, должностное лицо таможенного органа, ответственное за ведение делопроизводства, с целью проверки целостности упаковки, наличия и целостности пояснительных надписей, оттисков штампов, печатей привлекает начальника подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - дознавателя. При отсутствии упаковки, нарушении ее целостности, отсутствии либо повреждении пояснительных надписей, подписей, оттисков печатей и штампов прием вещественных доказательств осуществляется в присутствии комиссии, предусмотренной пунктом 22 Инструкции.
26. При приеме на хранение вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) ответственное лицо оформляет и выдает дознавателю квитанцию (расписку).
Прием на хранение большого количества вещественных доказательств, а также выдача и возврат вещественных доказательств из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) производятся на основании акта приема-передачи.
Квитанция (расписка) и акт приема-передачи составляются в двух экземплярах, один из которых подшивается к материалам уголовного дела (материалам проверки), другой - в номенклатурное дело N 1.
27. Вещественные доказательства при приеме на хранение в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) регистрируются в хронологическом порядке в книге учета.
Каждый предмет (документ) указывается в книге учета отдельно с присвоением порядкового номера и обеспечивается биркой, на которой отражается порядковый номер и номер уголовного дела (дата и номер регистрации материала проверки).
Записи в книгу учета о приеме на хранение, выдаче, возврате или передаче вещественных доказательств и иных сведений об их движении вносятся ответственным лицом (за исключением случаев, указанных в пункте 22 Инструкции), в день совершения действий, о которых вносятся записи.
Книга учета брошюруется, ее листы нумеруются, надпись о количестве листов наносится на наклейку, которая скрепляет прошивку на последнем листе книги учета и заверяется подписью начальника органа дознания, которая скрепляется оттиском гербовой печати таможенного органа. При этом не менее 30% площади оттиска гербовой печати таможенного органа должно приходиться на наклейку. Книга учета считается оконченной после внесения сведений о выдаче (изъятии у таможенного органа) всех зарегистрированных в ней вещественных доказательств.
В дополнение к ведению учета вещественных доказательств путем внесения записей в книгу учета может также вестись учет в электронном виде.
Документы, на основании которых вещественные доказательства помещены в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), копии процессуальных документов, в которых зафиксированы сведения обо всех процессуальных действиях в отношении вещественных доказательств с момента их изъятия, об упаковке, в которую они при этом помещались, и наложенных ярлыках обеспечения сохранности, квитанции (расписки), акты приема-передачи, копии иных документов, содержащих сведения о движении и судьбе вещественных доказательств, зарегистрированных в книге учета, хранятся отдельно по каждому уголовному делу в номенклатурном деле N 1, которое ведет ответственное лицо.
Номенклатурное дело N 1 хранится в подразделении дознания либо у дознавателей, замещающих отдельные должности, до истечения срока хранения книги учета вещественных доказательств, помещенных в камеру хранения вещественных доказательств, содержащей сведения о вещественных доказательствах, документы о которых хранятся в указанном номенклатурном деле, и затем уничтожаются в установленном порядке.
28. Выдача вещественных доказательств из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) до принятия решения об их судьбе в целях проведения процессуальных действий и иных мероприятий производится на основании письменного указания начальника органа дознания на докладной записке подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорте дознавателя, содержащих указание на цели получения вещественного доказательства, а также сведения о конкретном должностном лице таможенного органа, которому надлежит выдать вещественные доказательства.
Должностное лицо таможенного органа, которому выдаются вещественные доказательства, проверяет целостность упаковки и ярлыков обеспечения сохранности, их соответствие описанию в документах, на основании которых они помещались в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище). В случаях, указанных в абзаце втором пункта 25 Инструкции, выдача осуществляется в присутствии комиссии, предусмотренной пунктом 22 Инструкции.
Документы, подтверждающие передачу полученных в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище) по принадлежности, передаются должностным лицом, указанным в абзаце втором настоящего пункта, не позднее следующего за днем такой передачи рабочего дня ответственному лицу для помещения в номенклатурное дело N 1.
Возврат вещественных доказательств осуществляется в день окончания следственного или иного процессуального действия, для производства которого выданы вещественные доказательства, либо в день поступления вещественных доказательств в таможенный орган. Возврат вещественных доказательств в более поздние сроки допускается только на основании письменного разрешения начальника органа дознания на мотивированной докладной записке подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорте дознавателя.
Упаковка вещественных доказательств, возвращаемых в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), оформление и наложение ярлыков обеспечения сохранности, прием на хранение осуществляются в порядке, предусмотренным пунктами 7, 25 Инструкции.
При поступлении вещественных доказательств после проведения судебной экспертизы (экспертного исследования) ответственное лицо проверяет целостность упаковки, наличие ярлыков и иных средств обеспечения сохранности, сверяет их с описанием в заключении эксперта (справке специалиста). В случае отсутствия либо нарушения упаковки, ярлыков и иных средств обеспечения сохранности, вещественные доказательства принимаются в присутствии комиссии, предусмотренной пунктом 22 Инструкции.
В остальных случаях выдача вещественных доказательств из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) производится на основании запроса начальника следственного органа, следователя, дознавателя иного органа, осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу, постановления начальника следственного органа, следователя, дознавателя, соответствующего решения (запроса) суда (судьи), рассматривающего уголовное дело, либо прокурора, рассматривающего уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, обвинительным постановлением или с обвинительным заключением. При этом прием-передача вещественных доказательств осуществляется ответственным лицом в присутствии дознавателя либо иного должностного лица, определяемого начальником органа дознания.
29. Ответственным за хранение вещественных доказательств, хранящихся при уголовном деле, а также до передачи вещественных доказательств для хранения в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а равно вещественных доказательств, полученных из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища), у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым вещественные доказательства ранее были переданы для хранения, является дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, либо осуществляющий проверку сообщения о преступлении, а в случаях, предусмотренных пунктом 28 Инструкции, - иное должностное лицо таможенного органа.
IV. Особые случаи хранения вещественных доказательств. Передача, уничтожение вещественных доказательств. Учет вещественных доказательств, хранение которых в таможенном органе затруднено
30. В случае невозможности хранения вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище) в силу громоздкости или иных причин они хранятся на складах, в помещениях либо на территориях, владельцем которых являются таможенные органы. Возможность хранения вещественных доказательств согласовывается начальником органа дознания с начальником таможенного органа, являющегося владельцем соответствующих склада, помещения, территории. В случае передачи вещественных доказательств на указанные склады, в помещения, на территории начальник таможенного органа, являющегося их владельцем, обеспечивает необходимые условия для хранения вещественных доказательств и их круглосуточную охрану.
При невозможности помещения вещественных доказательств на указанные склады, в помещения, на территории, а также при необходимости обеспечения особых условий хранения вещественные доказательства передаются на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по хранению (далее - хранитель), на основании заключенного в установленном порядке государственного контракта (договора).
Хранение предметов и документов на возмездной основе осуществляется только в случае отсутствия возможности их хранения на безвозмездной основе. Безвозмездное хранение вещественных доказательств оформляется соответствующим договором. Не допускается помещение на хранение вещественных доказательств (в том числе на основании акта приема-передачи) без заключения соответствующего государственного контракта (договора).
До передачи вещественных доказательств хранителю дознаватель определяет предполагаемую сумму предстоящих расходов по их хранению исходя из возможного срока хранения и стоимости хранения, предусмотренной государственным контрактом, дату истечения срока действия государственного контракта, проверяет достаточность остатка предусмотренной государственным контрактом суммы.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств, истечении срока действия государственного контракта начальнику органа дознания направляется соответствующая служебная записка подразделения дознания, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорт дознавателя. В этом случае вещественные доказательства не помещаются на хранение до принятия начальником органа дознания мер, предусмотренных пунктом 44 Инструкции.
Вещественные доказательства передаются на хранение только хранителю, располагающему возможностью обеспечить их сохранность в том же объеме, количестве, состоянии, в которых они были помещены.
Материально ответственное лицо хранителя в письменной форме предупреждается об уголовной ответственности в соответствии со статьей 312 УК РФ.
31. Признанные вещественными доказательствами по уголовным делам предметы и документы, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться в соответствии с пунктами 16 - 18, 23, 30 Инструкции, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, возвращаются законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания, либо оцениваются и с согласия владельца или по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4900; 2015, N 41 (часть II), ст. 5652) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848).
При этом большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, могут быть переданы на ответственное хранение владельцу.
Признанные вещественными доказательствами по уголовным делам скоропортящиеся товары и продукция, а также подвергающееся быстрому моральному старению имущество, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, возвращаются их владельцам, а в случае невозможности возврата оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848.
32. Вещественные доказательства в виде скоропортящихся товаров и продукции, пришедших в негодность, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, с согласия владельца либо по решению суда передаются для уничтожения в порядке, предусмотренном положением, указанным в пункте 31 Инструкции. Об уничтожении вещественных доказательств составляется протокол.
33. Решение о возврате вещественных доказательств, указанных в пункте 31 Инструкции, законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания, принимает дознаватель, о чем выносит соответствующее постановление, которое незамедлительно направляет начальнику органа дознания.
34. Вещественные доказательства, подлежащие возвращению владельцам, выдаются им в натуре (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Инструкцией) по акту приема-передачи, в котором указываются сведения о получателе (фамилия, имя, отчество, год рождения, реквизиты паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, его место жительства или регистрации), сведения о выданных вещественных доказательствах с их описанием и указанием индивидуальных признаков.
О возможности получения законными владельцами изъятых предметов и документов им сообщается путем вручения дознавателем либо направления копии постановления о возврате вещественных доказательств, предусмотренного пунктом 33 Инструкции.
Если законным владельцем подлежащих возврату предметов и документов является юридическое лицо, а также в случае невозможности личной явки физического лица - законного владельца предметов и документов, подлежащих возврату, предметы и документы выдаются представителям указанных лиц по акту приема-передачи на основании доверенности и при наличии документа, удостоверяющего личность.
35. Вещественные доказательства в виде денег после производства необходимых следственных действий фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку и возвращаются их законному владельцу в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449.
При отсутствии или неустановлении законного владельца либо при невозможности возврата законному владельцу по иным причинам вещественные доказательства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, сдаются на хранение в финансовое подразделение таможенного органа, либо в банк или иную кредитную организацию, либо хранятся при уголовном деле, если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания.
36. Ценности согласно пункту 4 части 2 статьи 82 УПК РФ после производства необходимых следственных действий сдаются на хранение в банк или иную кредитную организацию либо возвращаются законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания. Требующие особых условий хранения ценности помещаются на хранение в организации, располагающие соответствующими условиями хранения, необходимыми разрешениями (лицензиями), если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Необходимость в особых условиях хранения определяется на основании заключения эксперта, специалиста либо иных документов, содержащих соответствующие сведения.
При этом предметы, в том числе оружие, имеющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, являющиеся вещественными доказательствами, по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации или его территориальными органами передаются на хранение в подведомственные учреждения Министерства культуры Российской Федерации.
37. Вещественные доказательства в виде гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, радиоактивных материалов, передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему условия для их хранения и наделенному правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения.
38. Наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, хранятся, учитываются и передаются в порядке, установленном Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 224 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1911; 2011, N 51, ст. 7526), о чем составляется протокол.
39. Объекты биологического происхождения, в том числе подлежащие микроскопическому или химическому исследованию, должны быть упакованы в герметически закупоренные емкости. Упаковка таких объектов производится на месте изъятия с привлечением работников органов санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля либо судебно-медицинских учреждений.
Хранение объектов биологического происхождения осуществляется с соблюдением температурного режима, норм освещения и других условий хранения, предусмотренных для сохранения как полезных свойств самих объектов, так и следов совершенного преступления.
Животные и живые растения, являющиеся предметом преступления, изымаются и передаются в специализированные учреждения (зоопарки, организации, оказывающие услуги в сфере хранения и ухода за животными) после заключения государственного контракта (договора), в соответствии с которым будет осуществляться их хранение.
40. Вещественные доказательства в виде изъятых в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, после проведения необходимых исследований передаются для уничтожения, утилизации или реализации по решению суда либо для хранения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41 (ч. II), ст. 5652), о чем составляется протокол.
41. Вещественные доказательства в виде изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности передаются для уничтожения по решению суда в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848, о чем составляется протокол. К материалам уголовного дела приобщаются достаточные для сравнительного исследования образцы изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности.
42. До передачи для реализации, уничтожения либо возврата законному владельцу вещественные доказательства осматриваются, фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку (при этом фототаблица, видео- или кинозапись подшиваются к материалам уголовного дела), проводится судебная экспертиза (товароведческая, оценочная и при необходимости - другие) и (или) иные процессуальные действия, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
43. При передаче вещественных доказательств в соответствии с пунктами 30 - 32, 35 - 41 Инструкции составляется акт приема-передачи в трех экземплярах, первый из которых подшивается к материалам уголовного дела, второй - передается представителю лица, принимающего вещественные доказательства, третий - дело "Документы по вещественным доказательствам, переданным третьим лицам", включенное в номенклатуру дел таможенного органа (далее - номенклатурное дело N 2). В акте приема-передачи указываются сведения о наименовании, описании, типе, марке, модели, калибре, серии, номере и иных идентификационных признаках каждого изымаемого предмета, и их точном количестве, объеме, весе.
Вещественные доказательства, переданные либо возвращенные в соответствии с пунктами 30 - 32 и 35 - 41, учитываются в книге учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам (приложение N 4 к Инструкции), которую ведет начальник подразделения дознания таможенного органа либо иное должностное лицо, назначенное приказом таможенного органа (далее - лицо, осуществляющее учет). Записи о регистрации и совершении иных действий с вещественными доказательствами, предусмотренных Инструкцией, вносятся в день окончания соответствующего действия либо на следующий за ним рабочий день.
Книга учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам, брошюруется, ее листы нумеруются, надпись о количестве листов наносится на наклейку, которая скрепляет прошивку на последнем листе книги и заверяется подписью начальника органа дознания, которая скрепляется оттиском гербовой печати таможенного органа. При этом не менее 30% площади оттиска гербовой печати таможенного органа должно приходиться на наклейку. Книга учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам, считается оконченной после внесения сведений о выдаче (изъятии у таможенного органа) всех зарегистрированных в ней вещественных доказательств.
В дополнение к ведению учета вещественных доказательств путем внесения записей в книгу учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам, может также вестись учет в электронном виде.
Лицо, осуществляющее учет, ведет номенклатурное дело N 2, в которое отдельно по каждому уголовному делу подшиваются копии процессуальных документов обо всех процессуальных действиях в отношении вещественных доказательств с момента их изъятия, о движении и судьбе вещественных доказательств, переданных третьим лицам для хранения, реализации или уничтожения.
Номенклатурное дело N 2 хранится в подразделении дознания либо у дознавателей, замещающих отдельные должности, до истечения срока хранения книги учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам, содержащей сведения о вещественных доказательствах, документы о которых хранятся в указанном номенклатурном деле, и затем уничтожаются в установленном порядке.
44. Пересылка и перевозка (транспортировка) вещественных доказательств с привлечением на возмездной основе физических и юридических лиц производятся на основании государственного контракта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Расходы, связанные с хранением, пересылкой и перевозкой (транспортировкой) вещественных доказательств, финансируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание таможенного органа, и включаются в процессуальные издержки. Все документы, подтверждающие понесенные процессуальные издержки, либо их заверенные копии подшиваются к материалам уголовного дела (материалам проверки) и в наблюдательное производство по уголовному делу (материалу проверки).
Начальник органа дознания обеспечивает:
заблаговременное заключение (продление) таможенным органом государственных контрактов (договоров), в соответствии с которыми будет осуществляться хранение вещественных доказательств, в том числе в случаях истечения срока действия предыдущего государственного контракта (договора) и оказания услуг в полном объеме исходя из цены государственного контракта, исключая случаи хранения вещественных доказательств у хранителей за пределами сроков действия государственных контрактов (договоров) и при исчерпании предусмотренных государственными контрактами сумм;
помещение вещественных доказательств на хранение только при наличии заключенного с хранителем государственного контракта (договора), срок действия которого не истек и который не оплачен в полном объеме;
контроль соразмерности расходов по хранению вещественных доказательств их стоимости по каждому уголовному делу;
незамедлительное информирование Управления таможенных расследований и дознания о каждом случае утраты предметов и документов, хранящихся при уголовном деле, в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище), на складах, в помещениях либо на территориях, владельцами которых являются таможенные органы, а также переданных хранителю;
обращение в судебные органы с иском о возмещении вреда по каждому случаю утраты хранителем переданных в соответствии в Инструкцией предметов и документов.
При превышении расходов по хранению вещественных доказательств над их стоимостью начальник органа дознания принимает меры по возврату вещественных доказательств законному владельцу в соответствии с Инструкцией, если это возможно без ущерба для доказывания, а в случае невозможности возврата принимает меры по их реализации в порядке, предусмотренном УПК РФ, Инструкцией и иными нормативными правовыми актами.
Издержки по хранению, пересылке, перевозке (транспортировке) вещественных доказательств указываются при направлении уголовного дела прокурору с обвинительным актом либо обвинительным постановлением.
По всем уголовным делам, оконченным таможенным органом составлением обвинительного акта, обвинительного постановления и переданным в судебные органы, начальник органа дознания обеспечивает ежемесячное письменное информирование прокурора, утвердившего обвинительный акт, обвинительное постановление и/или поддерживающего государственное обвинение в соответствующем судебном разбирательстве, о расходах по хранению вещественных доказательств после передачи уголовного дела для утверждения обвинительного акта, обвинительного постановления.
45. При передаче уголовного дела (материалов проверки) прокурору для определения подследственности либо в орган предварительного расследования одновременно передаются вещественные доказательства, хранящиеся в таможенном органе. Об этом в отношении каждого передаваемого предмета и документа в книге учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам, производится соответствующая запись.
В сопроводительном документе указываются сведения о передаваемых предметах и документах (о наименовании, точном количестве, объеме, весе).
При передаче уголовных дел (материалов проверки) прокурору для определения подследственности либо в орган предварительного расследования, если вещественные доказательства, находящиеся у хранителя, а также на складах, в помещениях, на территориях, владельцами которых являются таможенные органы, не передаются одновременно с делом (материалом проверки), в сопроводительном документе указывается информация о наименовании и количестве вещественных доказательств, месте, условиях и стоимости их хранения, сообщение о перечислении их за органом, в который направляется дело, и ссылка на установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449 обязанность органа предварительного расследования, принявшего уголовное дело к своему производству, перезаключить с хранителем договор хранения вещественных доказательств, или заключить с другим юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем договор хранения вещественных доказательств, или определить иное место их хранения путем перемещения. Копия указанного сопроводительного документа помещается в номенклатурное дело N 2.
Аналогичное уведомление с приложением копий сопроводительных документов прокурору либо в орган предварительного расследования направляется хранителю в срок не позднее трех рабочих дней с момента передачи уголовных дел (материалов проверки) в орган предварительного расследования.
Начальник органа дознания обеспечивает ежемесячное проведение сверки подлежащих передаче и переданных вещественных доказательств с привлечением хранителя и органа предварительного расследования, в который подлежали передаче вещественные доказательства. В ходе сверки устанавливается факт заключения органом предварительного расследования с хранителем нового договора на хранение вещественных доказательств по переданному по подследственности уголовному делу либо их перемещения.
Если по истечении 10 рабочих дней с момента поступления уголовного дела в орган предварительного расследования вещественные доказательства хранятся у хранителя и с ним не заключен новый договор хранения либо вещественные доказательства не были перемещены со складов, помещений, территорий, владельцами которых являются таможенные органы, а также если уголовное дело не было принято к производству в указанный срок, начальник органа дознания обеспечивает в срок не позднее 3-х рабочих дней с момента поступления в таможенный орган соответствующей информации направление уведомления об этом в органы, осуществляющие ведомственный контроль и прокурорский надзор за органом предварительного расследования, в который передано уголовное дело.
Если уголовное дело не поступало в орган предварительного расследования таможенным органом принимаются меры по его отысканию либо восстановлению.
Не реже одного раза в квартал начальник органа дознания обеспечивает направление в вышестоящий таможенный орган обобщенных сведений о вещественных доказательствах по переданным по подследственности уголовным делам, в отношении которых органом предварительного расследования не приняты меры по изъятию у хранителя, со складов, помещений, территорий, владельцами которых являются таможенные органы, либо заключению с хранителем нового договора хранения, а также о принятых органом дознания мерах по организации передачи указанных вещественных доказательств.
Вышестоящий таможенный орган в срок не более 1 месяца с момента получения информации о непринятии мер по заключению новых договоров с хранителем либо перемещению вещественных доказательств по переданным по подследственности уголовным делам направляет указанные сведения в органы, вышестоящие по отношению к указанным в абзаце шестом настоящего пункта.
46. При поступлении в таможенный орган копии вступившего в законную силу решения суда (определения, постановления, приговора) или постановления прокурора, начальника следственного органа, следователя, дознавателя начальник органа дознания организует их исполнение в части решения, принятого в отношении вещественных доказательств. Решения суда, постановления прокурора, начальника следственного органа, следователя, дознавателя в целях их исполнения в части судьбы вещественных доказательств направляются хранителю, ответственному лицу, начальнику таможенного органа, являющегося владельцем склада, помещения, территории, и законному владельцу в течение 3-х рабочих дней с момента поступления в таможенный орган либо с момента вынесения указанных постановлений должностными лицами таможенного органа.
Начальник органа дознания организует получение решений судов по всем возбужденным таможенным органом уголовным делам, по которым предварительное расследование окончено таможенным органом, а также по которым вещественные доказательства хранятся в таможенном органе.
При отсутствии в поступивших в таможенный орган приговорах, постановлениях, определениях судов, постановлениях прокуроров, начальников следственных органов, следователей, дознавателей, вынесенных по результатам рассмотрения уголовного дела по существу, решения о судьбе вещественных доказательств, начальник органа дознания обеспечивает направление прокурору обращения об обжаловании либо отмене указанных приговоров, постановлений, определений.
Копии вступивших в законную силу постановлений, определений, приговоров судов, постановлений начальников следственных органов, следователей, дознавателей, содержащих решения о выдаче вещественных доказательств, имеющих статус иностранных товаров, в течение 3-х рабочих дней с момента поступления в таможенный орган (вынесения таможенным органом) также направляются первому заместителю начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого хранится товар.
V. Контроль хранения и учета вещественных доказательств
47. При передаче уголовного дела (материалов проверки) прокурору для определения подследственности либо в орган предварительного расследования начальник органа дознания проверяет наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, сверяет их с записями в книге учета вещественных доказательств, помещенных в камеру хранения вещественных доказательств, и в книге учета вещественных доказательств, переданных юридическим и физическим лицам.
48. Начальник органа дознания обеспечивает проведение начальником подразделения дознания (лицом, замещающим отдельно выделенную должность дознавателя) не реже 1-го раза в месяц проверки наличия вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище), у хранителя, на складах, в помещениях и на территориях, владельцами которых являются таможенные органы, соблюдения порядка хранения и полноты учета вещественных доказательств, помещенных в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), на склады, в помещения и на территории, владельцами которых являются таможенные органы, а также переданных хранителю. О результатах проведенной проверки начальнику органа дознания направляется докладная записка, а в случае отсутствия в структуре таможенного органа подразделения дознания - рапорт дознавателя, копии которых помещаются в номенклатурные дела.
49. Начальник органа дознания обеспечивает проведение комиссией, созданной в соответствии с пунктом 50 Инструкции, не реже 1-го раза в полугодие проверки соблюдения требований Инструкции к порядку изъятия, упаковки, учета, хранения, передачи и выдачи вещественных доказательств, полноты ведения номенклатурных дел, проведения сверок с органами предварительного расследования в отношении вещественных доказательств, подлежащих передаче в указанные органы.
В случае выявления повреждения упаковки либо ярлыков обеспечения сохранности, нарушения порядка изъятия, упаковки, передачи на хранение, выдачи вещественных доказательств, а также при наличии достаточных данных, свидетельствующих об утрате, подмене либо повреждении вещественных доказательств комиссия вскрывает упаковку и сверяет вещественные доказательства с их описанием в документах, помещенных в номенклатурное дело N 1.
Результаты проверки указываются в акте с разбивкой по каждому уголовному делу и материалу проверки, по которым хранится товар, с отражением информации о соблюдении требований Инструкции к изъятию, упаковке, учету, хранению, передаче и выдаче вещественных доказательств.
Акт, составленный по результатам проверки вещественных доказательств, помещенных в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), помещается в номенклатурное дело N 1. Акт, составленный по результатам проверки вещественных доказательств, помещенных на хранение на склады, в помещения, на территории, владельцами которых являются таможенные органы, у хранителя, а также переданных и выданных вещественных доказательств, помещается в номенклатурное дело N 2.
50. Комиссия создается приказом таможенного органа, в состав которой включаются: начальник органа дознания (председатель комиссии), представители подразделений дознания (дознаватель), сотрудник, в функциональные обязанности которого входит борьба с контрабандой наркотиков, а также не менее 3-х должностных лиц, функциональные обязанности которых не связаны с осуществлением оперативно-розыскной деятельности и полномочий дознавателя.
51. Начальник органа дознания при выявлении фактов нарушения требований Инструкции принимает меры по устранению выявленных нарушений и организует проведение служебных проверок в целях привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
52. При проведении инспекторских (комплексных, целевых) и функциональных проверок в подчиненных таможенных органах в обязательном порядке проверяется соблюдение требований Инструкции к порядку изъятия, упаковки, учета, хранения, передачи и выдачи вещественных доказательств, полноту ведения номенклатурных дел, проведение сверки с органами предварительного расследования в отношении вещественных доказательств, подлежащих передаче в указанные органы.
Начальник Управления таможенных |
А.П. Кизлык |
<< Назад |
Приложение >> N 1. Акт приема-передачи |
|
Содержание Приказ Федеральной таможенной службы от 30 декабря 2015 г. N 2692 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.