Методические указания по составлению режимных карт котельных установок и оптимизации управления ими
РД 34.25.514-96
Вводятся в действие с 1 января 1998 г.
В настоящих Методических указаниях даны рекомендации по организации режима работы котельных установок, эксплуатирующихся на разных видах твердого топлива, газе, мазуте и смеси твердого топлива с газом. Приведены примеры составления режимных карт применительно к котельной установке одной мощности, работающей на разных видах топлива.
Введение
Необходимость выполнения настоящей работы обусловлена значительным усложнением конструкции котельных установок и управления ими, а также отсутствием специальных руководств по составлению режимных карт. На ряде электростанций режимные карты не содержат необходимой информации по ведению режима работы топки и систем пылеприготовления. Преимущественно содержатся сведения, прямо к этому не относящиеся: параметры пара, количество и частота вращения работающих вентиляторов и дымососов, температура уходящих газов и т.п. Отсутствие в режимных картах сведений по ведению топочного режима - основного процесса, проходящего в котельной установке, особенно остро стало ощущаться в связи с требованиями по уменьшению образования оксидов азота, а также с широко распространенным одновременным сжиганием газообразного и твердого топлива.
В работе помимо рекомендаций по организации режима работы котельных установок даны примеры составления режимных карт. Из-за разнообразия конструкций и мощности котельных установок, многообразия топлив примеры составления режимных карт даны применительно к условной котельной установке энергоблока 210 МВт, работающей на разных видах топлива или их смеси и соответственно оснащенной различными системами подготовки топлива, различными горелочными устройствами. При таком подходе оказалось возможным более наглядно отразить специфику топлива в организации режима работы котельной установки.
В настоящих Методических указаниях приняты следующие сокращения:
ДВ - дутьевой вентилятор;
ВГД - вентилятор горячего дутья (вентилятор, работающий на горячем воздухе);
ВПВ - вентилятор первичного воздуха (обычно устанавливается последовательно с ДВ перед воздухоподогревателем);
н.а. - направляющий аппарат вентилятора, дымососа;
СМ - среднеходная мельница;
ММ - молотковая мельница;
МВ - мельница-вентилятор;
ШБМ - шаровая барабанная мельница;
СБР - система бесступенчатого регулирования частоты сращения питателей угля, пыли;
ДРГ - дымосос рециркуляции газов;
ПВД - подогреватель высокого давления;
- теоретически необходимое количество воздуха;
- содержание оксидов азота в дымовых газах.
1. Основные положения режимных карт
Основная цель режимных карт обеспечить в регулировочном диапазоне нагрузок надежную и экономичную работу котла с минимальными выбросами в атмосферу вредных веществ (окислов азота), на которые можно влиять режимом работы топки. Эти требования часто вступают в противоречие между собой и с величиной регулировочного диапазона нагрузок. Поэтому режимные указания предполагают наличие некоторых компромиссов. Однако приоритет должен быть отдан надежности, под которой понимается пожаро- и взрывобезопасность, выдерживание приемлемых температур пара и металла поверхностей нагрева, отсутствие интенсивного шлакования поверхностей нагрева или затруднений с выходом жидкого шлака, отсутствие интенсивной коррозии воздухоподогревателя, обеспечение желаемого диапазона нагрузок с минимальным использованием в дополнение к твердому топливу газа или мазута. Ограничения, обусловленные этими обстоятельствами, должны быть указаны в режимной карте.
Ниже приведен перечень основных положений (требований), определяющих режим работы топок и в целом котельной установки при сжигании разных видов топлива. Обоснование этих требований и методика их определения даны в последующих разделах.
1.1. Топки для сжигания твердого топлива, оборудованные системами пылеприготовления с промбункером
1.1.1. Обеспечение работы всех горелок в возможно более широком диапазоне нагрузок с одинаковой подачей пыли в каждую горелку в пределах яруса или всех ярусов горелок.
1.1.2. Поддержание во всех пылепроводах (всех пылепроводах яруса горелок) одинакового расхода транспортирующего агента. При транспортировании пыли горячим воздухом расход этого воздуха должен поддерживаться на минимальном по условиям забивания пылепроводов уровне.
1.1.3. Обеспечение работы мельниц в режиме, способствующем получению пыли минимальной влажности (в пределах допустимых по взрывобезопасности) и оптимальной тонкости. Приведение производительности мельниц в соответствие с потребностями котлов, имея в виду сведение к минимуму числа их пусков и остановов в течение суток.
1.1.4. Поддержание одинаковой подачи вторичного воздуха во все работающие горелки или все горелки яруса.
1.1.5. Сохранение заданных соотношений подачи топлива и воздуха в разные ярусы горелок (при наличии различий) в регулировочном диапазоне нагрузок котла.
1.1.6. Обеспечение равномерной раздачи сушильного агента в сбросные сопла при их наличии.
1.1.7. Поддержание разрежения в верхней части топки на уровне, исключающем выбросы газов и пыли, при минимальном превышении разрежения над необходимым уровнем.
1.1.8. Поддержание в контрольном сечении оптимального избытка воздуха.
1.1.9. Поддержание требуемой температуры воздуха перед воздухоподогревателем для предотвращения низкотемпературной коррозии.
1.1.10. Обеспечение охлаждения вторичным воздухом неработающих горелок.
1.1.11. Обеспечение в допустимых пределах по условиям взрывобезопасности температуры сушильного агента в системе пылеприготовления.
1.2. Топки для сжигания твердого топлива, оборудованные системами пылеприготовления прямого вдувания с молотковыми или среднеходными мельницами
1.2.1. Поддержание в работе в возможно более широком диапазоне нагрузок всех исправных систем пылеприготовления. Определение минимального количества работающих систем пылеприготовления для каждой нагрузки котла.
1.2.2. Обеспечение одинаковой производительности систем пылеприготовления и одинакового расхода первичного воздуха. При многоярусном расположении горелок и подключении мельниц к разным ярусам поддержание оптимальных различий (если это требуется) в производительности и расходе первичного воздуха во всем диапазоне нагрузок.
1.2.3. Обеспечение оптимального качества пыли по влажности и тонкости путем определения рационального положения створок сепараторов, поддержания оптимального расхода первичного воздуха и его температуры.
1.2.4. Поддержание оптимальных расходов третичного воздуха (воздуха в холодную воронку, острого дутья и др.).
1.3. Топки для сжигания твердого топлива, оборудованные системами пылеприготовления с мельницами-вентиляторами при газовой сушке угля
1.3.1. Поддержание в работе в регулировочном диапазоне нагрузок максимально возможного количества систем пылеприготовления. Обеспечение в этой связи приемлемой температуры за мельницей путем регулирования количества сушильного агента или изменения его температуры за счет присадки "холодных" газов или воздуха. Определение минимального количества систем пылеприготовления для каждой нагрузки котла в зависимости от степени износа мелющих органов и качества топлива.
1.3.2. Обеспечение одинаковой размольной и вентиляционной производительности всех работающих систем пылеприготовления.
1.3.3. Обеспечение оптимальной тонкости пыли.
1.3.4. Поддержание в пределах горелок одной системы пылеприготовления заданного распределения пыли, сушильного агента и вторичного воздуха; обеспечение равномерного распределения вторичного воздуха по всем горелкам работающих систем пылеприготовления.
1.4. Топки для сжигания газа и мазута
1.4.1. Обеспечение работы всех горелок с одинаковой подачей топлива во все горелки или горелки одного яруса в возможно более широком диапазоне нагрузок котла.
1.4.2. Поддержание оптимальной присадки газов рециркуляции в воздух для сокращения образования окислов азота.
1.5. Топки, в которых одновременно сжигается твердое топливо и газ или твердое топливо и мазут
1.5.1. Определение доли каждого из топлив во всем регулировочном диапазоне нагрузок и способа сжигания - в разных или в одних и тех же горелках (при наличии на котле совмещенных горелок).
1.5.2. Поддержание близкого к равномерному тепловыделения в районе горелок, работающих на твердом топливе и газе (мазуте) в регулировочном диапазоне нагрузок.
1.5.3. Определение оптимального распределения воздуха между горелками, работающими на твердом топливе и газе (мазуте) в регулировочном диапазоне нагрузок.
1.5.4. Выполнение требований по работе систем пылеприготовления согласно пп. 1.1.3, 1.1.6 или 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4 или 1.3.2, 1.3.3.
1.5.5. Выполнение требований по 1.1.7-1.1.11.
1.6. Топки, оснащенные системами пылеприготовления прямого вдувания, в которых одновременно сжигается два вида твердого топлива, размалываемого в разных системах пылеприготовления
1.6.1. Определение доли каждого вида топлива, количества и номеров систем пылеприготовления, выделяемых для измельчения каждого из них во всем регулировочном диапазоне нагрузок.
1.6.2. Поддержание близкого к равномерному тепловыделению в районе горелок, работающих на разных марках твердого топлива во всем регулировочном диапазоне нагрузок.
1.6.3. Определение оптимального распределения воздуха между горелками, работающими на разных видах топлива в регулировочном диапазоне нагрузок.
1.6.5. Выполнение требований по 1.1.7-1.1.11.
Важным требованием к режимным картам, общим для всех типов топок, является сведение к минимуму в зависимости от нагрузки числа переключений вспомогательных механизмов, изменение положения или степени открытия многочисленных шиберов, количества работающих горелок и т.п. Это требование обусловлено большой загрузкой эксплуатационного персонала и недостаточной автоматизацией многих процессов.
2. Топливный баланс, управление подачей в топку топлива
Для сведения топливного баланса необходимо определить предельную по сушке и по размолу производительность установленных на котле мельниц, возможный диапазон снижения этой производительности, а также возможный диапазон регулирования производительности газовых или мазутных горелок.
2.1. Сушильная производительность мельниц
2.1.1. Предельная производительность мельниц всех типов определяется в первую очередь достатком тепла сушильного вентилирующего агента. Это особенно актуально для систем пылеприготовления с промбункером, где помимо снижения из-за этого размольной производительности недостаточная подсушка топлива приводит к конденсации водяных паров и налипанию пыли на стенах элементов, расположенных в зоне низких температур, к плохому истечению топлива из бункера и нестабильной работе питателей пыли. Наконец, более влажная пыль неблагоприятна по условиям ее воспламенения и выгорания.
Для мельниц, эксплуатируемых в схемах прямого вдувания, низкая температура за сепаратором и соответственно недостаточная подсушка топлива проявляется в снижении размольной производительности мельниц и снижении устойчивости и экономичности процесса горения.
2.1.2. Сушильная производительность связана с расходом сушильно-вентилирующего агента, его температурой, влажностью топлива, допустимой (желаемой) температурой за мельницей и может быть определена расчетом [1, 2] или экспериментально. Влажность готовой пыли, учитываемая в расчете, может быть определена по температуре за мельницей (рис. 1), поскольку достаточно жестко связана с этим параметром [2].
Ориентировочные минимальные значения температуры за мельницей для систем пылеприготовления с промбункером - 80-90°С *(1), для систем пылеприготовления прямого вдувания с воздушной сушкой (молотковые и среднеходные мельницы) при размоле бурых углей - 60°С, каменных углей - 70°С. Для систем пылеприготовления с мельницами-вентиляторами минимальная температура зависит от содержания в топливе трудноизмельчаемых глинистых включений и меняется от 130 до 80°С.
Для выполнения расчета необходимо определить возможный расход сушильно-вентилирующего агента на входе в мельницу и его температуру. Для систем пылеприготовления с промбункером, работающих под разрежением и имеющих, как правило, ограниченный напор мельничного вентилятора, указанные параметры определяются в основном величиной присосов холодного воздуха. Поэтому составлению режимной карты должно предшествовать определение значений этих присосов, на которые реально можно рассчитывать при эксплуатации котла.
2.1.3. Для систем пылеприготовления прямого вдувания с молотковыми и среднеходными мельницами, работающих под давлением при воздушной сушке топлива, расход первичного воздуха обычно связан с производительностью мельницы и надо лишь проверить достаточность напора ДВ или ВПВ (ВГД). Поэтому вначале необходимо экспериментально или расчетом определить взаимосвязь расхода первичного воздуха с производительностью мельницы и затем экспериментально при среднем износе мелющих органов определить при найденных расходах первичного воздуха взаимосвязь производительности мельницы с ее сопротивлением (включая сопротивление подводящих воздуховодов, шиберов и пылепроводов) - рис. 2, б. Параллельно следует экспериментально определить возможное (при полностью открытых направляющих аппаратах вентиляторов) давление воздуха за воздухоподогревателем (за вентилятором первичного воздуха) в зависимости от нагрузки котла и избытка воздуха (рис. 2, а) и, сопоставляя полученные данные, определить предельную производительность мельницы по условиям ее вентиляции. Сушильная производительность определяется в результате указанных выше экспериментов по достигнутой температуре за мельницей. Она может быть ниже найденной по условиям вентиляции (если температура за мельницей недостаточна) или выше (если к горячему воздуху добавляется менее нагретый).
На рис. 2, в дан пример определения паровой нагрузки, приходящейся на одну мельницу, в зависимости от ее производительности и теплоты сгорания топлива.
2.2. Размольная производительность мельниц
2.2.1. Для молотковых мельниц размольная производительность определяется их аэродинамическим сопротивлением при заданном расходе воздуха или, вернее, скоростью роста этого сопротивления при увеличении производительности, т.е. данные графиков, подобных изображенным на рис. 2, определяют одновременно и размольную производительность.
Для среднеходных мельниц размольная производительность определяется помимо роста аэродинамического сопротивления количеством провала топлива и породных включений. Поэтому при проведении испытаний мельниц для построения графиков, подобных графикам рис. 2, необходимо определять количество и теплоту сгорания провала в зависимости от производительности при нескольких значениях вентиляции и найти для каждой производительности вентиляцию, при которой потери тепла топлива с провалом минимальны (около 0,1-0,2%). Испытания следует проводить при среднем износе мелющих органов, так как количество провала по мере их износа быстро увеличивается.
2.2.2. Размольная производительность мельниц-вентиляторов определяется возможностью сохранить на неизменном уровне (хотя и с колебаниями) потребляемую мощность. Производительность эта зависит от интенсивности подсушки топлива, а последняя от уровня присосов холодного воздуха, т.е. при испытаниях систем пылеприготовления надо определить присосы и для составления режимной карты пользоваться значениями производительности, найденными для достижения в эксплуатации уровня присосов.
2.2.3. Размольная производительность шаровых барабанных мельниц, характерных постоянным уровнем потребляемой мощности для конкретной шаровой нагрузки, определяется возможностью сохранить при данном расходе сушильно-вентилирующего агента неизменное сопротивление барабана мельницы. В свою очередь необходимую шаровую загрузку следует увязать с потребностями котла и с сушильной производительностью мельницы. Последняя должна быть равна или больше размольной.
2.3. Определение необходимого количества работающих систем пылеприготовления, количества горелок на пылеугольных котлах с промбункером и на газомазутных котлах
2.3.1. На котлах, оснащенных системами пылеприготовления прямого вдувания, следует стремиться к эксплуатации в рабочем диапазоне нагрузок котла всех исправных систем пылеприготовления с тем, чтобы иметь в работе максимальное количество горелок. При этом легче организовать наиболее экономичное сжигание топлива, легче избежать образования в топке зон с повышенными тепловыми потоками на экраны, с повышенным шлакованием. Более просто при этом осуществить автоматическое управление котлом. Такому подходу, однако, часто противоречит повышенный суммарный расход и доля первичного воздуха при малых нагрузках котла из-за необходимости обеспечения приемлемых скоростей воздуха и пылевоздушной смеси в мельнице (что особенно важно для среднеходных мельниц), сепараторе (для обеспечения желаемой тонкости пыли), пылепроводах и горелках. В результате этого нарушается желаемое соотношение скоростей первичного и вторичного воздуха, требуется из-за избытка сушки присадка в воздуховод перед мельницей больших количеств холодного воздуха и вследствие этого из-за недостаточного использования воздухоподогревателя повышается температура уходящих газов.
2.3.2. На котлах с мельницами-вентиляторами с сушкой топлива топочными газами эксплуатации всех систем пылеприготовления при малых нагрузках при отсутствии регулирования расхода газов препятствует необходимость присадки к горячим газам "холодных" теплоносителей. В случае присадки горячего воздуха увеличивается взрывоопасность систем пылеприготовления, ухудшается соотношение скоростей в горелках. В случае присадки газов рециркуляции из "хвоста" котла снижается устойчивость горения, растут затраты электроэнергии.
2.3.3. Вне зависимости от типа мельниц при небольшой загрузке всех систем пылеприготовления могут иметь место повышенные удельные расходы электроэнергии на привод мельниц, ВПВ, ВГД, дымососов рециркуляции. Следует также считаться с большим расходом дефицитных запасных частей (подшипников, зубчатых передач и т.п.), срок службы которых определяется общей наработкой мельниц, питателей топлива, ВПВ. В свою очередь опыт показывает, что расход мелющих органов в первом приближении не зависит от количества работающих мельниц.
2.3.4. Приведенные соображения указывают на необходимость взвешенного подхода к определению наиболее желательного и минимального количества работающих мельниц при разных нагрузках котла. Оба эти значения целесообразно указать в режимной карте с соответствующими изменениями других ее показателей.
2.3.5. В свете рассматриваемого вопроса необходимо определить возможный диапазон регулирования производительности питателей топлива, поскольку при недостаточном диапазоне не удается оптимизировать количество работающих систем пылеприготовления. Оптимальным следует считать такое передаточное отношение редукторов, при котором при неизменной высоте слоя топлива удовлетворяются следующие условия:
номинальная паропроизводительность котла обеспечивается при работе неполного количества систем пылеприготовления или питателей топлива (около 3/4 количества установленных) на топливе худшего качества и с частотой вращения электродвигателей питателей 0,8-0,9 верхнего предела;
паропроизводительность котла, равная 60% номинальной, обеспечивается при работе всех систем пылеприготовления или питателей, работающих на топливе лучшего качества и с частотой вращения электродвигателей около 1,1-1,2 нижнего предела.
Для обеспечения этих условий и в случае колебаний теплоты сгорания топлива в 1,5 раза необходимо, чтобы имелась возможность изменения частоты вращения электродвигателей примерно в 4 раза. Между тем эти условия далеко не всегда обеспечиваются. Как правило, диапазон возможного изменения подачи питателей топлива смещен в область больших производительностей. В этих случаях следует увеличить передаточное отношение редукторов.
2.3.6. Для оценки возможного количества исправно работающих систем пылеприготовления следует организовать статистику и анализ причин выхода их из строя и продолжительности простоев в ремонте или в ожидании ремонта [2, 3]. На электростанциях с высокой культурой эксплуатации и ремонта удается поддерживать коэффициент готовности систем пылеприготовления к работе на уровне 0,95, т.е. на котле энергоблока 500 МВт постоянно могут находиться в работе 7, 6 систем пылеприготовления из 8 установленных.
2.3.7. На котлах, оснащенных двумя системами пылеприготовления с промбункером и шаровыми барабанными мельницами, следует отдать предпочтение режиму с постоянной, в течение одной-двух смен, работой обеих мельниц, даже если возможно благодаря резерву в их производительности периодически останавливать одну из мельниц, постоянно расходуя запас пыли в промежуточном бункере. Для того, чтобы при рекомендуемом режиме (работе обеих мельниц) минимизировать расход энергии на пылеприготовление, необходимо установить такое заполнение барабанов мельниц шарами, которое позволило бы, поддерживая уровень пыли в промежуточном бункере в допустимых пределах, эксплуатировать мельницы в режиме, близком к предельному. Аналогично изложенному следует поступать и при установке на котле дубль-блока трех систем приготовления.
Преимуществом описанного подхода является отсутствие необходимости в перестройке топочного режима и режима работы вентиляторов (дымососов рециркуляции) при пуске и останове мельниц. Помимо этого, повышается надежность механической части мельниц, прямо связанной с числом пусков.
Недостатком сокращения шаровой загрузки мельниц и соответственно их предельной размольной производительности (если она заметно превышает сушильную) является уменьшение или отсутствие резерва на случай выхода из строя одной из систем приготовления. Поэтому при определении оптимальной шаровой загрузки мельниц следует учитывать частоту и продолжительность выхода системы пылеприготовления из строя, продолжительность восполнения дефицита топлива запасом пыли в промбункере и возможность и необходимость использования резервных топлив - газа или мазута. Следует учитывать также возможность передачи пыли с помощью шнеков от соседних котлов.
2.3.8. На котлах, оснащенных системами пылеприготовления с промбункером и молотковыми мельницами, количество постоянно работающих систем пылеприготовления следует выбирать таким образом, чтобы они, как правило, работали в оптимальном режиме. На случай же выхода из строя одной из систем пылеприготовления должна иметься возможность повышения производительности оставшихся в работе.
2.3.9. На пылеугольных котлах с промбункером следует ориентироваться на работу всех горелок в рабочем диапазоне нагрузок. Для обеспечения этого производительность питателей пыли должна быть приведена в соответствие с потребностями котла по такой же схеме, как и производительность питателей топлива в системах пылеприготовления прямого вдувания (см. п. 2.3.5).
2.3.10. Для газомазутных котлов также необходимо стремиться к работе всех горелок в рабочем диапазоне нагрузок. При работе на газе этому может препятствовать чрезмерно глубокое снижение давления газа, выходящее за пределы допустимых по характеристике горелок значений. Очевидно, что в таких случаях следует рассмотреть возможность увеличения сопротивления газовых горелок при номинальной нагрузке котла, ориентируясь на то, чтобы при этой нагрузке и работе всех горелок регулирующий клапан был открыт не более чем на 70-80%. Задача может быть также решена путем осуществления двухконтурного подвода газа к горелкам.
2.4. Вопросы равномерности загрузки горелок
2.4.1. Идеальным следует считать работу всех горелок с одинаковой загрузкой топливом. Однако могут быть обстоятельства, заставляющие по-разному загружать горелки разных ярусов. Возможны причины этого:
высокие температуры на выходе из топки, вызывающие шлакование расположенных там поверхностей нагрева или чрезмерное тепловосприятие пароперегревателей;
высокие температуры в нижней части топки, наброс факела на скаты холодной воронки, приводящие к ее шлакованию;
низкие температуры в нижней части топки, затрудняющие образование и выход жидкого шлака;
возможность снизить выброс .
В этих и подобных им случаях при составлении режимных карт следует указать принцип распределения топлива между горелками разных ярусов при изменении нагрузки котла. Для котлов с системами пылеприготовления прямого вдувания с подачей пыли одновременно на несколько ярусов (например, системы пылеприготовления с мельницами-вентиляторами) должно быть предусмотрено нерегулируемое перераспределение пыли.
2.4.2. Фактическое распределение пыли между горелками, подключенными к одной мельнице прямого вдувания, может существенно отличаться от желаемого равномерного. Неравномерность распределения определяется уровнем совершенства делителя пыли, различием в аэродинамическом сопротивлении (длине, конфигурации) параллельно включенных пылепроводов, расчетной скоростью пылегазовой смеси в пылепроводах. Не меньшее значение имеет и то, на сколько параллельных пылепроводов делится поток. При разделении на два пылепровода начало забивания одного из них при условии сохранения общего расхода пылевоздушной смеси будет сопровождаться таким ростом давления в месте разветвления и скорости смеси, что рост отложений пыли приостановится (при полном забивании давление должно вырасти в 4 раза). При разделении на четыре пылепровода полному забиванию одного пылепровода будет соответствовать рост давления в 1,8 раза. В установках с малыми скоростями в пылепроводах и относительно небольшой долей сопротивления пылепроводов и горелок по отношению к сопротивлению всей системы пылеприготовления такой рост сопротивления может остаться незамеченным, т.е. забивание одного из пылепроводов возможно. Последнее и наблюдается на котлах П-59 Рязанской ГРЭС.
Наиболее вероятно забивание тех пылепроводов, которые имеют по отношению к другим параллельным наибольший суммарный (вместе с горелками) коэффициент сопротивления. Поэтому проведению экспериментальных и наладочных работ по составлению режимной карты должно предшествовать выравнивание расчетным путем коэффициентов сопротивления пылепроводов путем дросселирования (установки, например, сегментных диафрагм) на наименее протяженных или с более простой конфигурацией.
2.4.3. При сжигании на одном котле двух видов твердого топлива, размалываемых в разных системах пылеприготовления прямого вдувания, следует стремиться к выравниванию тепловой нагрузки горелок, т.е. при разной теплоте сгорания топлива требуется соответственно разная производительность систем пылеприготовления. Такой подход, обеспечивая относительно выравненное тепловыделение в топке, упрощает распределение вторичного воздуха, так как не требуется разного его давления для горелок разных систем пылеприготовления. Однако при больших различиях в количестве первичного воздуха приходится прибегать к поддержанию разных расходов и соответственно разных давлений вторичного воздуха.
2.5. Контроль за распределением и стабильной подачей в топку топлива
2.5.1. Достаточно точную дозировку топлива обеспечивают ленточные и скребковые питатели, если известна высота (сечение) слоя топлива и скорость перемещения ленты или скребковой цепи. Исключение составляют установки, у которых на столе скребкового питателя налипает топливо, т.е. неизвестна высота слоя *(2). В свою очередь частота вращения винтовых (шнековых) питателей при работе на влажном топливе не может с достаточной точностью характеризовать их подачу из-за налипания топлива между витками шнека. Меняется подача этих питателей и по мере износа лопастей шнека.
Информация о частоте вращения электродвигателей питателей достоверна лишь при прямом измерении этого значения с помощью тахогенераторов с установкой вторичных приборов на щите. Хотя оснащаются ими электродвигатели лишь в последние годы, однако сравнительно несложно и недорого дооснастить двигатели этими приборами. Целесообразность их установки диктуется существенными различиями в частоте вращения параллельно работающих электродвигателей как при управлении плоским контроллером, так и при управлении с помощью системы бесступенчатого регулирования (СБР). В последнем случае расхождение в частоте вращения наблюдается даже при одинаковых значениях управляющего тока (информация о котором на щите имеется) и вызвано разной степенью скольжения частоты вращения в зависимости от механического сопротивления движению скребковой цепи.
2.5.2. Данные о производительности питателей топлива позволяют получить исходную информацию для контроля показателей системы пылеприготовления - соответствия между производительностью мельницы и количеством сушильного агента, температурой за мельницей; оценить относительное значение присосов холодного воздуха. Для схем с прямым вдуванием эта информация необходима для выравнивания загрузки мельниц и горелок.
2.5.3. Для систем пылеприготовления с промбункером контроль производительности питателей пыли с помощью тахогенераторов не оправдан, так как их производительность в большей степени зависит от зазоров в питателе, условий истечения топлива из бункера, чем от различий в частоте вращения питателей, управляемых от одного плоского контроллера или СБР. В этих условиях возрастает роль регулярных технических осмотров питателей пыли, сведение к минимуму зазоров в них, выравнивание частоты вращения электродвигателей, имеющих групповое управление и т.п.
Для установок, в которых транспортирование пыли в топку осуществляется горячим воздухом, о равномерности подачи пыли можно судить по температуре пылевоздушной смеси перед горелками.
3. Воздушный баланс. Управление подачей воздуха в топку
3.1. При составлении воздушного баланса в зависимости от нагрузки котла требуется определить:
общий расход воздуха, организованно подаваемого в топку. В свою очередь для этого необходимо определить значение избытка воздуха на выходе из топки при разных нагрузках и значения присосов в топку холодного воздуха;
для пылеугольных котлов долю первичного воздуха в зависимости от количества работающих систем пылеприготовления и нагрузки котла;
долю воздуха, организованно подаваемого в топку через сбросные горелки, задние шлицы, сопла в холодную воронку, сопла второй ступени сжигания, расположенные над основными горелками, в зависимости от нагрузки, количества работающих горелок;
долю воздуха, подаваемого на охлаждение неработающих горелок, сопл и т.п.;
оставшуюся долю воздуха, поступающего в основные горелки (вторичного воздуха), с распределением между ярусами или каналами горелок (при наличии различий), а также между горелками, работающими на разных топливах;
значение избытка воздуха, организованно подаваемого в основные горелки (включая воздух газов рециркуляции или сушильных газов при их наличии);
скоростной режим горелок, скорость пылевоздушной смеси в пылепроводах.
3.2. На рис. 3 приведен график, относящийся к наиболее простому случаю определения воздушного режима - режима газоплотного котла с молотковыми мельницами энергоблока 500 МВт, работающего на экибастузском угле. Для этого котла благодаря бесприсосной топке при условии высокой готовности систем пылеприготовления (практически 0,97-0,98) можно обеспечить в диапазоне нагрузок 100-60% приемлемый режим работы горелок на 8 системах пылеприготовления без отключения какого-либо их количества. В свою очередь использование практически невзрывоопасного топлива позволяет обеспечить сушку топлива горячим воздухом без разбавления его менее нагретым. В результате лучше используется воздухоподогреватель для охлаждения дымовых газов.
В рассматриваемом примере - сухой уголь ), отсутствие ограничений по снижению вентиляции молотковых мельниц сравнительно невелика доля первичного воздуха - 30-38% (при снижении нагрузки расход первичного воздуха изменяется пропорционально
). Благодаря этому и отсутствию присосов холодного воздуха в топку удается при неизменном избытке воздуха
сохранить приемлемые значения скоростей вторичного воздуха и их соотношения к первичному - при
, при 0,6
. Оптимальна и скорость в пылепроводах - при
она (26 м/с) не вызывает интенсивного абразивного износа, а при
м/с, что исключает отложение пыли.
3.3. Применение в указанном примере вместо 8 молотковых мельниц 6 среднеходных (котел П-57Р) с жестко регламентированным в связи с возможными провалом топлива минимальным расходом первичного воздуха существенно меняет воздушный баланс. Здесь доля первичного воздуха при работе всех мельниц составляет в том же диапазоне нагрузок 39-56%. Это противоречит условиям устойчивого воспламенения и экономичного сжигания каменных углей, не позволяет сохранить в горелках приемлемые скорости и соотношения скоростей, требует присадки к горячему воздуху больших количеств холодного для снижения температуры за мельницами. В этих условиях следует рекомендовать работу с неполным количеством мельниц - 5 в диапазоне нагрузок 100-85% и 4 при нагрузках 85-70% номинальной. Доля первичного воздуха при таких условиях сократится на 35-39%. Очевидно, что работа котла с неполным количеством горелок приведет к увеличению потерь тепла с механической неполнотой сгорания, а необходимость изменения количества работающих систем пылеприготовления отрицательно повлияет на маневренные характеристики котла и блока.
3.4. Выше рассмотрен воздушный баланс газоплотного котла. При наличии присосов холодного воздуха в топку соответственно их значениям сокращается доля вторичного воздуха, что препятствует при снижении нагрузки сохранению приемлемых соотношений скоростей первичного и вторичного воздуха в горелках. Последнее требует сокращения количества работающих систем пылеприготовления или горелок, что так же, как и в описанном выше случае, снижает экономичность котла и отрицательно влияет на его маневренные характеристики. В свою очередь при работе всех горелок с заведомо малыми скоростями вторичного воздуха могут иметь место еще большие потери тепла топлива с механической неполнотой сгорания.
3.5. Основой для составления воздушного баланса являются избыток воздуха на выходе из топки и присосы холодного воздуха в топку.
Для этого для каждого котла или типа котла требуется экспериментально определить оптимальный избыток воздуха в зависимости от нагрузки. С некоторым приближением можно исходить из имеющегося опыта, согласно которому примерно половина присосов в топку в полной мере участвует в процессе сжигания топлива, т.е. можно принять:
, (1)
где: - действующий (условный) избыток воздуха на выходе из топки;
- избыток воздуха, организованно подаваемого в топку;
- присосы в топке.
Значение для пылеугольных котлов согласно опыту можно принять равным 1,15; для котлов, работающих на газе, - 1,05 и на мазуте - 1,03.
Соответственно изложенному
. (2)
В контрольном сечении (за промежуточным пароперегревателем или за водяным экономайзером) избыток воздуха должен быть выше на значение присосов в конвективных поверхностях нагрева, расположенных в газоходах от выходного окна топки до этого сечения, т.е.
.
3.6. Структура воздушного баланса для различных топочных устройств и схем пылеприготовления рассмотрена в разд. 9. Исходным при сведении воздушного баланса является общий расход воздуха при разных нагрузках котла. Основой для определения этого расхода является величина . Очевидно, что при сохранении принятых нами допущений значение
остается неизменным при всех нагрузках, а
.
Полученное значение избытка воздуха следует корректировать, когда при снижении нагрузки наблюдается увеличение содержания горючих в уносе. В этом случае возможно потребуется некоторое увеличение по мере снижения нагрузки.
3.7. Воздушный баланс газомазутного котла при одноступенчатой схеме сжигания предельно прост - весь воздух подается на горелки. При организации двухступенчатого сжигания для уменьшения образования оксидов азота (обычно в диапазоне нагрузок 100-80%) часть воздуха (третичного) подается на сопла. Причем при неизменном количестве доля последнего при снижении нагрузки увеличивается. Требуется это для обеспечения приемлемых выходных скоростей и соответственно приемлемой дальнобойкости струй воздуха (выравнивание концентрации кислорода по сечению топки).
При одноступенчатой схеме сжигания и равномерной подаче воздуха во все горелки (или подаче с постоянной относительной неравномерностью) управление сосредоточено на н.а. ДВ и авторегуляторе общего воздуха. Нужна лишь предварительная настройка с помощью концевых выключателей "полного открытия" равномерного или желаемого распределения воздуха между горелками или горелками разных ярусов. При организации ступенчатого сжигания в силу сказанного выше требуется увеличение степени открытия шиберов на сопла (когда сопротивление этой ветви тракта меньше сопротивления тракта к горелкам). Соответственно на этой ветви тракта требуется установка общих шиберов с дистанционным управлением, индикатора расхода воздуха на сопла и авторегулятора, поддерживающего расход этого воздуха в зависимости от нагрузки котла.
3.8. На пылеугольный котел, оснащенный системами пылеприготовления прямого вдувания с МВ и сушкой топлива дымовыми газами, распространяются положения п. 1.3.1. Отключение при необходимости отдельных мельниц при снижении нагрузки из-за избытка тепла сушильного агента не вносит каких-либо изменений - требуется лишь при необходимости прикрыть шиберы вторичного воздуха на горелки остановленной системы пылеприготовления. Не вносит изменений в управление и присадка части горячего воздуха к дымовым газам ради расширения диапазона возможных нагрузок котла при неизменном количестве работающих МВ. Отдельного управления требует подача части воздуха в холодную воронку для дожигания сепарирующихся крупных фракций пыли.
3.9. Положения п. 3.8 распространяются и на системы пылеприготовления с газовой сушкой и промбункером при транспортировании пыли в топку по схеме с высокой концентрацией, поскольку транспортирование пыли осуществляется не от напора ДВ. Аналогично при транспортировании пыли в топку горячим воздухом от напора ВГД также неизменным остается управление оставшимся воздухом с помощью ДВ.
3.10. В пылеугольных котлах, оснащенных системами пылеприготовления с промбункером и ШБМ, при сушке топлива горячим воздухом могут возникнуть трудности с управлением. Так при малых нагрузках, т.е. пониженных давлениях воздуха за воздухоподогревателем, перед мельницами при большом сопротивлении воздуховодов к ним возникает значительное разрежение. А это в свою очередь ведет к увеличению присосов холодного воздуха через течку топлива, снижению сушильной производительности систем пылеприготовления. В этой ситуации (если нельзя снизить сопротивление воздуховодов к мельницам) оптимальным было бы прикрытие общих шиберов вторичного воздуха в зависимости от разрежения перед мельницами.
3.11. Для пылеугольных котлов, оснащенных системами пылеприготовления прямого вдувания с ММ или СМ и сушкой топлива горячим воздухом, применяются различные схемы воздушного тракта - рис. 4 *(3).
В схеме рис. 4, в подача первичного воздуха при достаточном напоре ВГД не требует вмешательства в положение н.а. ДВ. Однако при низких нагрузках котла, когда часть систем пылеприготовления может быть отключена, а сопротивление оставшихся в работе будет близко их сопротивлению при полных нагрузках, подпора ДВ на стороне всасывания ВГД может быть недостаточно. В этих условиях при полностью открытом направляющем аппарате одного или нескольких ВГД может возникнуть ограничение в подаче воздуха в мельнице и в некоторых случаях их перегрузка. Для того, чтобы ввести в диапазон регулирования н.а. ВГД требуется прижать шиберы вторичного воздуха. Оптимальным решением является установка общих подпорных шиберов на тракте вторичного воздуха (шибер Б) и использование их в описанной ситуации. В этом случае в отличие от использования шиберов перед горелками не нарушается равномерность распределения вторичного воздуха *(4), уменьшается количество шиберов, используемых в управлении.
Аналогично изложенному шибер Б может оказаться необходимым и для схемы рис. 4, б в тех случаях, когда напор ВПВ при малых нагрузках котла может быть недостаточен. В свою очередь в схеме рис. 4, а шибер Б, очевидно, необходим во всех случаях.
3.12. Управление подачей воздуха в сложных схемах с параллельными ветвями может быть упрощено при использовании авторегулятора, поддерживающего в желаемом диапазоне н.а. параллельно работающих ВГД или шиберы первичного воздуха мельниц. Согласно рис. 5 дополнительный регулятор, получая сигнал о том, что один или несколько шиберов вышли из заданного диапазона (например, 40-70% полного открытия), подает команду на изменение степени открытия шибера Б. В свою очередь регулятор общего воздуха, изменяя положение н.а. ДВ, восстанавливает заданный для данной нагрузки котла расход воздуха.
Применительно к схеме рис. 4, б дополнительный регулятор вначале действует аналогично описанному, изменяя степень открытия н.а. ВПВ. Если же степень открытия этого н.а. превысит, например, 80%, подается команда на прикрытие подпорного шибера Б. Регулятор общего воздуха должен при этом увеличить степень открытия н.а. ДВ и восстановить заданный расход общего воздуха.
Для схемы рис. 4, в дополнительный регулятор вступает в действие при степени открытия н.а. одного из ВГД, например, более 80%, прижимая подпорный шибер Б.
4. Особенности организации режима работы топки при совместном сжигании твердого топлива и газа
4.1. При организации сжигания газа и твердого топлива нужна информация о возможном изменении доли каждого из топлив. Часто эта доля может изменяться в пределах от 100% твердого топлива до 100% газа. Поэтому для сокращения числа вариантов режимов, указываемых в режимной карте, следует решить вопрос о способе регулирования нагрузки - или за счет изменения расхода твердого топлива, или газа, или одновременно обоих видов топлива. Во многом это определяется принятым способом сжигания обоих видов топлива - в одних и тех же или в разных горелках.
4.2. Для котлов с промбункером по условиям управления, надежности горелок, экологии более целесообразно сжигание обоих видов топлива в одних и тех же горелках, так как это позволяет во всех горелках при выравненной подаче первичного воздуха и при одинаковом расходе вторичного поддерживать одинаковый и минимально необходимый избыток воздуха, т.е. минимальное образование оксидов азота и минимальный разогрев горелок благодаря экранированию излучения из топки запыленным воздухом. Опыт одновременного сжигания газа и углей с умеренным и большим выходом летучих показывает, что при этом не ухудшается и выгорание твердого топлива. Противопоказанием к этой схеме организации работы топки могут быть ограничения возможного диапазона изменения производительности питателей пыли и давления газа перед горелками. Пример организации совместного сжигания угля и газа в котле, оснащенном системой пылеприготовления с промбункером, рассмотрен в п. 9.13.
4.3. Для котлов, оснащенных системами пылеприготовления прямого вдувания, при воздушной сушке топлива в пользу одновременного сжигания в одних и тех же горелках твердого топлива и газа дополнительно указывает то обстоятельство, что при использовании влажных топлив (большой доле первичного воздуха) через каналы вторичного воздуха горелок, работающих на газе, невозможно пропустить весь необходимый для горения воздух, т.е. в рассматриваемом примере в лучшем случае имеют место еще большие неравномерности в , а в худшем - ограничивается нагрузка котла. Недостатком одновременной работы горелок на пыли и газе в этом случае является необходимость эксплуатации большего количества мельниц, что часто ведет к росту затрат электроэнергии и затрат на ремонт пылеприготовительного оборудования.
Изложенное показывает, что решение о совместном или раздельном сжигании топлив определяется относительной долей сжигаемого газа - чем она больше, тем скорее приходится прибегать к раздельному сжиганию топлив. Однако для этого необходима модернизация горелок, обеспечивающая возможность сохранения примерно равных избытков воздуха и в угольных, и в газовых горелках. В то же время горелки должны обеспечивать при работе на угле разрежение, если оно необходимо и может быть достаточным для преодоления пыления систем пылеприготовления.
5. Особенности организации режима работы котлов с мельницами-вентиляторами и газовой сушкой влажного топлива
5.1. Специфика котлов с МВ заключается в том, что по мере уменьшения производительности мельниц объем перемещаемого ею газа увеличивается (рис. 6). Последнее обуславливает повышение температуры и требует для регулирования температуры за мельницей, вернее для удержания этой температуры в пределах допустимых по условиям взрывоопасности значений, присадки горячего (первичного) воздуха или газов рециркуляции. Однако из-за ограниченных возможностей этих методов обычно по мере уменьшения нагрузки сокращается количество работающих МВ, что усложняет эксплуатацию котла. Особенно в условиях значительных колебаний влажности топлива, присосов в системы пылеприготовления, а также влияния степени износа МВ. В частности, осложнения связаны с невозможностью управлять в этих условиях положением ядра факела, что крайне неблагоприятно сказывается на сжигании шлакующих топлив. Легче решается задача управления МВ и топки при применении устройств, позволяющих изменять вентиляционную производительность МВ. Наиболее простым и эффективным является дроссельный метод регулирования, с помощью специального устройства [2], устанавливаемого на стороне всасывания МВ. Его использование позволяет организовать работу котла без отключения мельниц в более широком диапазоне нагрузок и, кроме того, поддерживать при их эксплуатации одинаковые вентиляционные производительности, т.е. одинаковые скорости первичной смеси на выходе из горелок.
5.2. В связи со значительными изменениями в зависимости от нагрузки и числа работающих МВ количества вторичного воздуха в условиях, когда пылегазовая смесь от каждой мельницы подводится к нескольким горелкам, может оказаться целесообразным при некоторых значениях скоростей вторичного воздуха на выходе из горелок (давлений воздуха перед ними) перекрывать часть каналов вторичного воздуха, повышая выходные скорости в остальных. Для этого целесообразно самостоятельный групповой подвод воздуха к этим каналам с общими шиберами на группу.
5.3. В котлах, где для регулирования температуры за МВ используются "холодные" дымовые газы, требуется постоянная эксплуатация дымососов рециркуляции со степенью открытия направляющих аппаратов, отвечающей максимально возможной суммарной потребности работающих мельниц. Для экономии электроэнергии на привод этих дымососов может быть использована схема, предусматривающая изменение степени открытия направляющего аппарата ДРГ в зависимости от степени открытия индивидуальных шиберов присадки к МВ (аналогично схеме, приведенной на рис. 5).
6. Особенности организации режима работы котлов с минимальными выбросами оксидов азота
6.1. В отечественной практике для организации сжигания топлива с минимальными выбросами применяется двухступенчатая схема, при которой работа горелок осуществляется с избытком воздуха ниже 1,0 (около 0,8), а остальной воздух, необходимый для полного выгорания топлива, подводится в топку выше горелок через специальные сопла. Подвод этого воздуха осуществляется с учетом необходимости его хорошего перемешивания с горящим факелом от нижерасположенных горелок.
В стадии опробования находится разработанная за рубежом трехступенчатая схема, в которой над горящим с избытком воздуха около 0,9 факелом основных горелок организуется восстановительная зона за счет сжигания дополнительного (15-25%) топлива с очень малым (около 0,3) избытком воздуха. Дожигание твердых и газообразных продуктов неполного сгорания топлива осуществляется за счет подвода недостающего воздуха через сопла, расположенные на третьем уровне.
6.2. При организации режима работы топки требуется в обеих схемах организовать измерение расхода воздуха во второй или третий ярус и поддерживать этот расход в зависимости от нагрузки котла. Учитывая необходимость хорошего перемешивания с горящим факелом этого воздуха, завершающего процесс выгорания твердого топлива, его количество должно изменяться в меньшей степени, чем нагрузка. Для простоты управления при составлении режимных карт принимаем расход этого воздуха постоянным в пределах нагрузок 0,7-1,0 , когда имеет место наибольшее образование
, а при меньших нагрузках этот воздух не подаем. Очевидно, что при большом числе сопл ввода рассматриваемого воздуха необходимо, чтобы все они были объединены общим воздуховодом, а управление сосредоточено на одном или двух шиберах.
Подвод топлива в восстановительную зону также должен соразмеряться с общим количеством топлива. Для твердотопливного котла это при наличии промбункера требует отдельных питателей пыли, а для схем прямого вдувания - делителей пыли, распределяющих пылегазовую смесь от каждой мельницы на два потока. В зарубежной практике разделение смеси на два потока осуществляется до сепараторов, настроенных на получение пыли разной тонкости помола. Последнее позволяет направлять в восстановительную зону более тонкую пыль, что помогает обеспечить достаточно полное выгорание топлива, несмотря на затягивание процесса горения.
Трехступенчатую схему сжигания топлива на котлах, работающих одновременно на твердом топливе и газе, целесообразно организовывать так, чтобы в восстановительной зоне сжигался газ. Очевидно, последнее значительно облегчает организацию топочного режима.
6.3. К двухступенчатой схеме сжигания относят и режимы с отключением по топливу части горелок и подачей воздуха на все горелки. Режимные карты для этого случая не рассматриваются. Не рассматриваются также двухступенчатые схемы сжигания, когда вторичный воздух в топке с тангенциальным расположением горелок подводится к первичной смеси в той же плоскости, но на некотором расстоянии от горелок (сопла вторичного воздуха расположены на некотором расстоянии от окон выхода первичной смеси и встреча этих двух потоков происходит под небольшим углом).
6.4. Широко применяется в отечественной практике для снижения образования оксидов азота рециркуляция в топку дымовых газов из "хвоста" котла. Обычно эти газы (по объему около 15% количества воздуха) подмешиваются с помощью дымососов рециркуляции к вторичному воздуху перед горелками. Применению этого метода часто препятствует нехватка напора (производительности) основных дымососов. Кроме того, на твердотопливных котлах при отборе газов из газоходов до золоуловителей значительные неприятности доставляет износ дымососов рециркуляции.
7. Учет в режимных картах условий обеспечения минимального шлакования, надежного выхода жидкого шлака, достаточной температуры пара, температуры питательной воды
Оптимизации режима по условиям экономичности и экологии может препятствовать ряд обстоятельств. Однако с требованиями, обусловленными этими обстоятельствами, чаще всего приходится считаться как приоритетными.
7.1. Для организации на шлакующих топливах режима с минимальным загрязнением топочных экранов требуется обеспечить размещение ядра факела в центре сечения топки. Наиболее просто это решается при тангенциальной схеме размещения горелок в квадратной топке, несколько хуже при встречном их размещении. Очевидно, что в обоих случаях к снижению шлакования приводит работа максимального количества горелок с максимально выравненными тепловыми нагрузками и одинаковыми скоростями первичной смеси и вторичного воздуха. Это же способствует повышению экономичности и снижению выбросов .
При однофронтовой схеме размещения горелок факел при прямоточных горелках обычно прижат к заднему экрану, а при вихревых - к фронтовому. Поэтому режимная карта должна отражать условия, обеспечивающие приближение ядра факела к центру топки. Необходимость при этом вносить определенные требования в скоростной режим горелок, необходимость подачи воздуха через шлицы на задней стене и др. могут противоречить условиям обеспечения максимальной экономичности и, тем не менее, должны быть учтены в режимной карте.
7.2. Задача минимального шлакования поверхностей нагрева, расположенных на выходе из топки, т.е. максимального снижения температуры в выходном сечении, не вступая в противоречие с задачей повышения экономичности, для которой важно обеспечить наиболее раннее выгорание пыли, может препятствовать снижению содержания , для которого предпочтительно затягивание процесса горения. В данном случае при превышении норм выбросов
следует либо смириться с этим, либо при отсутствии возможности стабилизировать очисткой процесс загрязнения поверхностей нагрева пойти на ограничение нагрузки.
7.3. На котлах с жидким шлакоудалением для обеспечения устойчивого выхода шлака необходимо более глубокое измельчение топлива; при двухъярусной схеме размещения горелок следует больше загружать топливом нижний ярус горелок, снижая в них избыток воздуха, а при одноярусной схеме необходимо дополнительное сжигание мазута в надподовых горелках. В режимной карте должны найти отражение как эти приемы, так и рекомендации по ограничению минимальной нагрузки котла.
7.4. При необходимости повышения температуры пара, например, в результате сжигания непроектных топлив часто используется увеличение избытка воздуха, что противоречит для котла требованиям экономичности и экологии. Если КПД блока от этого и не снижается, то рост выбросов безусловен. С этим либо приходится мириться, либо искать другие пути повышения температуры пара. В частности, на газомазутных котлах для этого используется рециркуляция дымовых газов в горелки и вверх топки. Ввод газов рециркуляции в горелки одновременно способствует снижению выбросов
.
7.5. Режимная карта составляется, исходя из проектной температуры питательной воды. В тех случаях, когда температура ниже проектной из-за отключения ПВД, следует вносить коррективы в значение паровой нагрузки в соответствии с прилагаемым к карте графиком. Образец такого графика для котла блока 210 МВт приведен на рис. 7.
7.6. Необходимая температура подогрева холодного воздуха указывается в режимной карте в соответствии с [4]. При сжигании смеси топлив температура подогрева воздуха определяется по значению температуры точки росы дымовых газов на основе приведенного содержания серы в смеси [1]. При этом температура металлической стенки труб воздухоподогревателя (в первом приближении среднее значение между температурой подогрева воздуха и температурой уходящих газов) должна быть на 10°С выше температуры точки росы.
Для обеспечения требуемого подогрева воздуха (при отсутствии или недостаточной эффективности калориферов) может появиться необходимость использования всего напора ДВ для пропуска потребной рециркуляции горячего воздуха, т.е. полного открытия направляющих аппаратов, что по условиям работы топки не требуется. Тем не менее для предотвращения сернокислотной коррозии на это следует пойти. Регулирование подачи воздуха в топку в этом случае переносится с направляющих аппаратов ДВ на общие шиберы вторичного воздуха.
7.7. В режимных картах и в руководствах по испытанию котлов часто не указываются различия в способе управления подачей воздуха в топку в котлах, оснащенных разными схемами пылеприготовления - с промбункером и прямого вдувания. В первых режим работы ДВ зависит лишь от нагрузки котла. Это позволяет при некоторой нагрузке переводить ДВ на другую скорость, останавливать один из ДВ. Для котлов, оснащенных системами пылеприготовления прямого вдувания с ММ или СМ такой подход возможен, если схема воздушного тракта котла соответствует схемам рис. 4, б и в. Лишь в этих случаях можно отстроиться от изменений в сопротивлении систем пылеприготовления, вызванных сравнительно частым изменением количества работающих систем. Так, при нагрузке 70% номинальной при работе 5 систем пылеприготовления сопротивление их будет большим, чем 8 систем пылеприготовления при полной нагрузке.
Следует обратить внимание на то, что режим работы ВПВ (см. рис. 4, б) также зависит от количества работающих мельниц прямого вдувания.
В котлах, оснащенных системами пылеприготовления с промбункером, управление ДВ лишь в функции нагрузки (см. рис. 4, а) приводит к тому, что при низких нагрузках растут разрежение перед мельницей и присосы. Не исключены случаи, когда управление подачей воздуха в эти котлы должно быть подчинено не только нагрузке, но и давлению перед мельницей.
7.8. Для котлов, оснащенных системами пылеприготовления с промбункером, возможны режимы работы на одних и тех же нагрузках с разным количеством систем пылеприготовления. Соответственно из-за изменения значений присосов в системы пылеприготовления и изменяется общее количество воздуха, организованно подаваемого в топку и количество вторичного воздуха. Количество последнего может меняться в разной степени в зависимости от способа сушки и способа подачи пыли в топку:
при транспортировании пыли с высокой ее концентрацией в транспортирующем агенте количество вторичного воздуха меняется тем более существенно, чем выше доля воздуха, используемая в качестве сушильного агента (первичного воздуха);
при сушке топлива дымовыми газами количество вторичного воздуха меняется на то же значение, что и общее количество организованно подаваемого в топку воздуха;
при сушке воздухом, транспортировании сушильным агентом и сбросе запыленного агента в основные горелки, т.е. в каналы, не требующие охлаждения воздухом, при останове систем пылеприготовления количество вторичного воздуха меняется так же, как при транспортировании пыли с высокой концентрацией, а при сбросе в специальные сбросные сопла количество вторичного воздуха меняется так же, как общее количество организованного воздуха.
Необходимо отметить, что значения корректировки воздушного режима котла при изменении количества работающих систем пылеприготовления могут составлять по общему расходу организованного воздуха около 10% и по вторичному воздуху около 20%, т.е. достаточно заметные значения.
Корректировка режимной карты в части воздушного режима в зависимости от количества работающих систем пылеприготовления требуется и для котлов, оснащенных системами пылеприготовления прямого вдувания с МВ, присосы в которые весьма значительны - часто около 60%.
Примеры внесения корректировок в режимные карты в зависимости от количества работающих систем пылеприготовления рассмотрены в разд.9.
8. Объем режимно-наладочных испытаний котла для составления режимной карты. Необходимые измерения
8.1. Основными параметрами по организации режима работы котла на твердом топливе или его смеси с газом (мазутом) являются:
нагрузка котла, температура пара высокого давления и пара промперегрева;
количество работающих систем пылеприготовления для прямого вдувания - оптимальное и минимально необходимое;
распределение организованно подаваемого в топку воздуха (первичного, вторичного, на сопла и т.п.);
избыток воздуха;
тонкость пыли;
относительная загрузка горелок, в том числе в разных ярусах;
доля каждого из одновременно сжигаемых твердых топлив или доля твердого топлива и газа (мазута).
При работе котла на газе или мазуте отпадают параметры, связанные с количеством систем пылеприготовления, тонкостью пыли, долей первичного воздуха.
Значение каждого параметра необходимо определить в зависимости от нагрузки, приняв, например, четыре ее значения - 100, 85, 70 и 60% от номинальной.
8.2. Определяя программу испытаний, необходимо выявить возможность максимального сокращения экспериментальных работ. Для этого следует использовать имеющиеся материалы по аналогичным котлам или топливам.
Количество работающих систем пылеприготовления определяется, исходя из рекомендаций разд. 2 и разд. 3, а распределение организованно подаваемого воздуха - 4. Для уточнения этих рекомендаций следует на одной из нагрузок экспериментально выявить влияние перераспределения первичного, вторичного, третичного воздуха на экономические и экологические показатели, на температуру перегретого пара, интенсивность шлакования и др. Соответственно при работе на смеси топлив следует экспериментально выявить различия при сжигании твердого и газообразного топлива (мазута и газа) в одних и тех же или в разных горелках.
Оптимальный избыток воздуха при работе на твердом топливе можно экспериментально определить на одной из нагрузок (например, 0,8 ) и на основании уравнений (2) и (1) пересчитать его на другие нагрузки, исходя из того, что действующий избыток воздуха
постоянен, а
(3)
и
. (4)
В этих уравнениях индекс "i" относится к искомой нагрузке, а индекс "э" - к нагрузке, при которой экспериментально определялись оптимальный избыток воздуха, а также присосы воздуха в топку и в газоходы конвективных поверхностей до контрольного сечения
.
Использованию указанных соотношений препятствует отсутствие простых и достаточно надежных экспериментальных способов определения величин и
. В этих условиях может оказаться более простым нахождение оптимального избытка воздуха экспериментально при нескольких нагрузках.
При работе на чистом газе или мазуте оптимальный избыток воздуха достаточно точно определяется по моменту появления в дымовых газах оксидов углерода (СО). В эксплуатации рекомендуется пользоваться значением , превышающим найденное на 0,02-0,03.
8.3. Определение оптимальной тонкости пыли имеет смысл лишь для систем пылеприготовления с промбункером, где режим работы мельниц и сепараторов можно организовать вне зависимости от режима работы топки.
Для котлов с системами пылеприготовления прямого вдувания с ММ и СМ, оснащенных центробежными (инерционными) сепараторами, для которых характерно изменение расхода первичного воздуха в функции производительности, приходится ограничиться экспериментальным определением тонкости пыли (положения створок сепаратора и расхода первичного воздуха) на одном режиме котла. Для этого предварительно должны быть проведены испытания одной из мельниц и найдены;
наиболее приемлемая при среднеэксплуатационной производительности вентиляция (определяется по совокупности условий сушки, скорости в пылепроводах и горелках, доли первичного воздуха, аэродинамического сопротивления, значения провала СМ);
зависимость тонкости пыли, удельного расхода энергии на размол и сопротивления установки от положения створок сепаратора при среднеэксплуатационной производительности и найденной вентиляции.
Для котлов, оборудованных системами пылеприготовления прямого вдувания с ММ и шахтным сепаратором, испытания мельницы ограничиваются выявлением взаимосвязи ее показателей с вентиляцией (скоростью в шахте). Испытания эти могут быть совмещены с испытанием топки по определению оптимальной тонкости пыли. Однако раздельное испытание мельницы и топки (с многими мельницами) упрощает работу.
Методика проведения испытаний мельниц изложена в [7].
8.4. При проведении испытаний котлов, оснащенных мельницами прямого вдувания, необходимо обеспечить одинаковый режим параллельно работающих систем пылеприготовления - одинаковую производительность (по высоте слоя топлива и частоте вращения питателей топлива), одинаковый расход первичного воздуха (горячего и слабонагретого), одинаковое положение створок сепаратора. Однако часто экспериментаторы в силу разного состояния мельниц, разного сопротивления тракта перед или за мельницей, истечения топлива из бункера неполным сечением и т.п. вместо поиска причин различий и их устранения нарушают единство режима мельниц. Например, при испытании котла с ММ с шахтным сепаратором вентиляция соседних (скорость в шахте) мельниц отличается в 1,5-2 раза. Очевидно, что получить в этих условиях представление об оптимальном режиме и о достижении КПД котла вряд ли возможно.
8.5. На котлах, оснащенных горелками с регулируемой круткой потока, регулируемым перераспределением воздуха между каналами и т.п., требуется на основе специальных опытов найти такое положение регулирующих органов, которое более всего подходило бы для всех нагрузок (режимов) работы котла. Очевидно, что поиск наилучшего положения требует учета многих факторов - нагрузки, экономичности, экологии, шлакования, температуры перегрева и др. При проведении опытов следует стремиться к тому, чтобы сохранились неизменными все другие параметры, характеризующие режим. Причем, если влияние, например, крутки потока заметно меняет показатели работы котла, опыты имеет смысл провести на нескольких нагрузках с тем, чтобы более точно найти искомое положение регулирующих органов.
8.6. Прямое измерение подачи твердого топлива в топку при существующем состоянии техники невозможно. Поэтому в режимных картах следует дать косвенные показатели, по которым можно судить о рассматриваемом параметре.
Для систем пылеприготовления прямого вдувания оптимальным является прямое измерение частоты вращения электродвигателей питателей топлива при известной высоте слоя топлива (см. п. 2.5.1). Некоторую информацию о величине подачи топлива может дать положение траверзы плоского контроллера или значение управляющего тока СБР.
Для систем пылеприготовления с промбункером, несмотря на меньшее постоянство подачи питателей пыли, следует также отразить в режимной карте прямые или косвенные данные о частоте вращения питателей, приняв за основу удовлетворительное состояние зазоров в них и средний уровень пыли в бункере.
Для котлов, работающих на газе и мазуте или на их смеси с твердым топливом, необходимо и возможно прямое измерение количества газомазутного топлива, особенно при сжигании этих топлив вместе с твердым, так как иначе трудно составить режимную карту.
8.7. На меньшие трудности при составлении режимных карт и при эксплуатации котлов доставляют измерения, связанные с распределением воздуха. Речь идет о вторичном, третичном воздухе, поскольку требования о необходимости измерения расхода первичного воздуха в случае использования систем пылеприготовления прямого вдувания с ММ и СМ [5] настолько очевидны, что не фиктивная режимная карта без этих измерений составлена быть не может.
Равномерное распределение вторичного, третичного (на сопла) воздуха без измерений возможно, если:
на основании предварительных опытов найдены положения индивидуальных шиберов, соответствующие максимальному и одинаковому пропуску воздуха, а также минимальному пропуску, достаточному для охлаждения горелок (сопл). Эти положения - "полного" открытия и закрытия - следует зафиксировать с помощью механических и при наличии дистанционного управления электрических ограничителей;
при эксплуатации котла индивидуальные шиберы используются только в двух указанных положениях;
для изменения подачи воздуха на группу горелок или сопл установлены общие шиберы (обычно два - по одному с каждой стороны котла).
Приведенные условия относятся лишь к обеспечению без измерений равномерного распределения воздуха между горелками (соплами) одной группы. В свою очередь распределение воздуха между группами (например, между вторичным и третичным) без измерений расходов можно осуществить лишь в тех случаях, когда подача воздуха на эти параллельные потоки одинаковым образом должна изменяться в зависимости от нагрузки, количества работающих горелок и др. Если же это условие нарушается, необходимо измерение расхода или по крайней мере давления в общих коробах перед индивидуальными шиберами. Измерение давления менее представительно, так как оно, кроме расхода воздуха, зависит еще и от того, насколько четко работают индивидуальные шиберы, не изменилось ли сопротивление горелок вследствие шлакования или обгорания и т.п. В какой-то мере компенсировать этот недостаток могут дополнительные измерения давления воздуха после каждого из индивидуальных шиберов. Однако это значительно усложняет обслуживание приборов.
8.8. Общий расход воздуха на котел в современных проектах измеряется на стороне всасывания вентиляторов (до места врезки трубопроводов рециркуляции) и корректируется в зависимости от утечек воздуха в воздухоподогревателе и присосов в топке и газоходах (до места отбора газов на анализ) с помощью кислородомеров. На котлах с трубчатыми воздухоподогревателями, менее подверженными разуплотнению, сопротивление последних может в какой-то мере быть использовано (с периодической коррекцией из-за влияния утечек и рециркуляции воздуха) как замещающее измерение расхода во всасывающем коробе вентиляторов.
8.9. Давление воздуха за воздухоподогревателем в сочетании с положением (VII полного открытия) регулирующих шиберов на трактах вторичного, третичного воздуха позволяет косвенно судить о распределении воздуха по этим потокам.
8.10. Часто используемый в режимных картах показатель "амперная загрузка ДВ" большого значения не имеет, так как с его помощью трудно судить о количестве воздуха, поступающего в топку, - амперная загрузка зависит помимо этого от величины рециркуляции горячего воздуха на стороне всасывания ДВ, от степени прикрытия регулирующих шиберов первичного и вторичного воздуха.
8.11. Амперная загрузка дымососов определяет количество газов более определенно, чем вентиляторов. Зная содержание кислорода в контрольном сечении, по амперной загрузке можно судить о значениях присосов холодного воздуха после контрольного сечения, а в сочетании с указателем положения направляющего аппарата - о появлении дополнительных сопротивлений вследствие зашлаковки поверхностей нагрева или отложения золы в золоуловителях. Соответственно можно определить, когда может наступить ограничение паропроизводительности котла из-за нехватки тяги.
8.12. Температура дымовых газов в поворотной камере (в газоходе, ближе всего расположенном в топке) дает информацию о размещении (по высоте топки) ядра факела, о большей или меньшей вероятности шлакования поверхностей нагрева на выходе из топки, о перекосах в температуре газов по ширине топки (для Т-образных котлов - по ширине и глубине) и др. Для получения объективной информации, особенно при работе на шлакующих топливах, необходима установка нескольких достаточно заглубленных термопар (чем больше котел, тем требуется большее количество термопар). Установка термопар желательна с потолка поворотного газохода с тем, чтобы исключить их провисание при горизонтальном размещении; в качестве вторичного прибора желателен многоточечный регистратор.
8.13. Температура уходящих газов, обычно используемая в режимных картах, позволяет судить о степени загрязнения хвостовых поверхностей нагрева, значениях присосов холодного воздуха в топку и системы пылеприготовления, достаточности подогрева холодного воздуха для предупреждения коррозии воздухоподогревателя.
8.14. Контроль за работой поверхностей нагрева ведется на основе указаний режимной карты о температурах среды в контрольных точках пароперегревателей высокого давления и промежуточных пароперегревателей, включая температуру пара после впрысков. Весьма важны также указания по расходу конденсата на впрыски, положению клапанов регулирования температуры пара промперегрева.
9. Примеры составления режимных карт
9.1. Анализ режимных карт, используемых на электростанциях, показал, что в них в большей или меньшей степени имеются отступления от рекомендаций, изложенных выше. Это обстоятельство, а также разнообразие котлов не позволяют привести в качестве примеров действующие режимные карты. Поэтому предложены примеры составления карт для условных (но близких к практике) котлов одной мощности, использующих разные виды топлива.
В качестве объекта для составления примеров режимных карт принят котел энергоблока 210 МВт паропроизводительностью 670 т/ч с промежуточным пароперегревателем, предназначенный для работы:
1. На кузнецком газовом угле марки ГРОК1 ( ккал/кг,
) при твердом шлакоудалении. Схема пылеприготовления с прямым вдуванием с шестью СМ или ММ с сушкой топлива горячим воздухом (300°С). Для преодоления сопротивления систем пылеприготовления, пылепроводов и горелок используются индивидуальные для каждой мельницы ВГД (см. рис. 4, в). Установка вихревых горелок предполагается на боковых стенах в три яруса (горелки каждого яруса одной стены подключены к одной мельнице). Выше третьего яруса расположены сопла третичного дутья для уменьшения образования
.
1А. На кузнецком угле той же марки с тем же оборудованием, что и в примере 1, но с тем отличием, что для преодоления сопротивления тракта первичного воздуха применяются другие схемы управления воздушным трактом, когда напора ВГД недостаточно и в дополнение к нему используется напор ДВ, либо это сопротивление полностью преодолевается напором ДВ (см. рис. 4, а), либо для этой цели установлены ВПВ (см. рис. 4, б), а воздухоподогреватель выполнен разделенным на две части - для подогрева первичного и вторичного воздуха.
2. На кузнецком угле марки 2ССРОК II ( ккал/кг,
). Схема пылеприготовления с промбункером с двумя ШБМ с сушкой топлива дымовыми газами, отбираемыми с помощью ДРГ из газохода за экономайзером (температура газов 350°С). Транспортирование пыли в топку горячим воздухом. Вихревые горелки (16 шт.) размещены встречно в два яруса. Сушильный агент для уменьшения образования
введен в горелки. Дополнительно для этой же цели выше горелок установлены сопла третичного воздуха.
3. На березовском буром угле ( ккал/кг,
). Схема пылеприготовления с прямым вдуванием с шестью МВ. Сушка топлива топочными газами в смеси с газами, забираемыми с помощью ДРГ из газохода за водяным экономайзером, и с горячим воздухом. Горелки прямоточные, расположенные в три яруса по высоте от каждой мельницы при тангенциальной схеме их размещения в квадратной топке.
4. На природном газе. Количество горелок и их размещение, как в примере 2. Для сокращения выбросов окислов азота в общий короб перед горелками вводятся с помощью ДРГ дымовые газы из газохода за экономайзером. Дополнительно для этой же цели выше горелок вводится воздух второй ступени для дожигания топлива.
4А. На мазуте при тех же условиях, что и на природном газе.
5. На смеси кузнецкого газового угля и природного газа на оборудовании примера 1.
6. На кузнецком угле марки 2СС РОК II и природном газе на оборудовании примера 2.
9.2. Примеры составления режимных карт даются в предположении, что регулирование температуры пара высокого давления и пара промперегрева обеспечивается пароохладителями или другими устройствами. Соответственно для этой цели не требуется вмешательства в топочный режим, т.е. оптимизация последнего рассматривается только с позиций максимальной экономичности котла и максимального сокращения выбросов оксидов азота.
В соответствии с изложенным параметры, включаемые в режимные карты, делятся на три группы:
1. Параметры назначения - нагрузка, давление и температура пара.
2. Параметры, определяющие режим подготовки, подачи и сжигания топлива.
3. Все остальные параметры, с помощью которых ведется контроль за состоянием котла.
В примерах режимных карт рассматривается подход к определению параметров второй группы. Параметры третьей группы должны указываться либо на основе проектных данных (температура пара в характерных точках пароперегревателей), либо на основе данных экспериментов при найденных в соответствии с рекомендациями раздела режимах работы котла.
Для того, чтобы можно было учесть влияние температуры питательной воды, к режимной карте следует приложить графики:
пересчета нагрузки котла при текущей на нагрузку, соответствующую номинальному значению этой температуры (см. рис. 7);
снижения температуры пара в пароохладителе (расхода воды на впрыск) в зависимости от нагрузки при разной температуре питательной воды (рис. 8).
При составлении примеров режимных карт принималась квадратичная связь сопротивления горелок, воздуховодов и воздухоподогревателя в зависимости от расхода воздуха без учета изменения его температуры.
9.3. При составлении режимной карты к примеру 1 принимается следующее:
расход топлива на номинальной нагрузке составляет 94,4 т/ч. На котле установлены шесть СМ номинальной производительностью по 20 т/ч с тем, чтобы пять мельниц могли обеспечить полную нагрузку;
при номинальной производительности удельный расход первичного воздуха должен составлять согласно существующей практике 1,4
(1,8 кг/кг) и при снижении производительности до 0,5
- сокращаться не более чем до 0,75
(рис. 9);
передаточное отношение редукторов питателей топлива обеспечивает с запасом изменение производительности питателей в диапазоне 20-10 т/ч (см. рис. 9);
суммарная производительность всех питателей пыли равна
, где
действующий избыток воздуха согласно п. 3.5 составляет 1,15. Присосы в топку при номинальной нагрузке - 0,2 и присосы в газоходы конвективных поверхностей до контрольного сечения - 0,05;
скорость первичного воздуха на выходе из горелок согласно [1] находится на уровне м/с, тот же уровень скоростей в пылепроводах;
скорость вторичного воздуха согласно [6] при номинальной нагрузке и работе оптимального числа (6) мельниц превышает скорость первичного воздуха в 1,4 раза и составляет 35 м/с;
для уменьшения образования оксидов азота в сопла третичного воздуха в диапазоне нагрузок (1,0-0,8) подается воздух в количестве 15% от
при
. При меньшей нагрузке уровень
не требует подачи третичного воздуха;
через горелки неработающих мельниц подается вторичный воздух в количестве 0,2 от работающих;
температура горячего воздуха принята равной 300°С, а холодного первичного - 30°С;
сопротивление тракта вторичного воздуха (от общего короба за общими регулировочными шиберами до топки) при номинальной нагрузке и работе 6 систем пылеприготовления составляет 100 , а разрежение в топке на уровне горелок - 25
;
сопротивление тракта третичного воздуха (от короба за общими регулировочными шиберами до топки) составляет 70 , а разрежение в топке на уровне сопл - 15
;
сопротивление воздухоподогревателя при номинальной нагрузке составляет 100 ;
сопротивление воздуховодов от воздухоподогревателя до общих коробов вторичного и третичного воздуха (включая сопротивление полностью открытых общих шиберов) составляет при номинальной нагрузке 25 .
На рис. 10 и 11 приведены в зависимости от нагрузки котла воздушный и топливный баланс, скоростной режим горелок, сопротивление тракта вторичного воздуха и избытки воздуха (организованно подаваемого в топку, "действующего" на выходе из топки и в контрольном сечении).
Из графиков видно, что при принятых условиях с уменьшением количества работающих мельниц значительно увеличивается сверх рекомендуемых значений соотношение скоростей вторичного и первичного воздуха. Кроме того, скорость вторичного воздуха и указанное соотношение быстро падают с уменьшением нагрузки. Эти обстоятельства заставляют при нагрузке около 0,8 (530 т/ч) прекратить подачу третичного воздуха и при этой же нагрузке уменьшить с 6 до 5 (с 5 до 4) количества работающих мельниц. Целесообразно перестройку режима (количество мельниц, подачу третичного воздуха) производить в регулировочном диапазоне нагрузок один раз одновременно.
Исходя из принятого условия, что оптимальной при номинальной нагрузке является работа 6 систем пылеприготовления, сокращение их количества более чем на единицу неприемлемо из-за чрезмерного роста скоростей и сопротивления тракта вторичного воздуха.
Режимная , отражающая изложенное, приведена в приложении 1. Согласно п. 9.1 относится она к установке, где напора ВГД достаточно для преодоления сопротивления систем пылеприготовления вне зависимости от режима работы ДВ.
9.4. Пример 1А относится к наиболее распространенным установкам, в которых напор ВГД либо недостаточен и приходится в некоторых режимах форсировать ДВ, либо ВГД вообще отсутствуют (см. рис. 4, а), либо, наконец, применена схема рис. 4, б, с ВПВ и раздельными воздухоподогревателями для первичного и вторичного воздуха.
В первых двух случаях приходится увеличивать давление за воздухоподогревателем, ориентируясь на положение н.а. ВГД или шиберов первичного воздуха, увеличивая степень открытия н.а. ДВ и прикрывая общие шиберы вторичного и третичного воздуха. При этом необходима некоторая зона нечувствительности н.а. ВГД или шиберов первичного воздуха (например, 70-40% полного открытия) с тем, чтобы ограничить частоту воздействия на н.а. ДВ и общие шиберы вторичного и третичного воздуха. При этом, учитывая возможное различие в сопротивлении параллельно работающих систем пылеприготовления (на одних системах пылеприготовления шиберы открыты более 70%, на других - менее 40%), предпочтение следует отдать тем, у которых сопротивление выше, либо несколько снизить их производительность.
В примечаниях к режимной в отличие от указанных данных в приложении 1 должно быть записано следующее:
"Давление воздуха за воздухоподогревателем определяется положением индивидуальных шиберов первичного воздуха (н.а. ВГД) и регулируется путем одновременного увеличения (уменьшения) степени открытия н.а. ДВ и уменьшения (увеличения) степени открытия общих шиберов вторичного и третичного воздуха. Индивидуальные шиберы (н.а. ВГД) должны преимущественно находиться в положении 70-40% полного открытия".
Очевидно, что показатель "давление за воздухоподогревателем" должен быть из режимной карты исключен.
Осложнение в описанной ситуации возникает в связи с тем, что приходится управлять общими шиберами и вторичного, и третичного воздуха. Причем в некоторых режимах (см. рис. 11) сопротивление тракта вторичного воздуха меньше третичного, в других - наоборот. Соответственно требуется прикрывать шиберы того тракта, где меньше сопротивление и делать это в зависимости от нагрузк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по составлению режимных карт котельных установок и оптимизации управления ими. РД 34.25.514-96
Текст документа приводится по изданию СПО ОРГРЭС (Москва, 1998 г.)
Вводятся в действие с 1 января 1998 г.