Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городского Совета
от 31 октября 2001 г. N 70
Городская целевая программа
"Электронный Новосибирск"
на 2002-2006 годы
Новосибирск
2001
Паспорт
городской целевой программы "Электронный Новосибирск"
на 2002-2006 годы
Наименование программы | "Электронный Новосибирск" |
Нормативно-правовое обеспечение работ по реализации программы |
Концепция информатизации муниципалитета г. Новосибирска, принятая постановлением мэра от 9.12.2000 N 2525 "Об информатизации муниципалитета г.Новосибирска" |
Генеральный заказчик (координатор) программы |
Муниципалитет Новосибирска (управление связи, телекоммуникаций и информатики мэрии Новосибирска) |
Основные исполнители программы |
Структурные подразделения мэрии Новосибирска |
Руководители программы | Председатель Координационного совета по информатизации муниципалитета г. Новосибирска - первый заместитель мэра Шумилов В. Н., заместитель председателя Координационного совета - начальник управления связи, телекоммуникаций и информатики мэрии Новосибирска Шибанов В. Е. |
Цели и задачи программы |
Главная цель реализации программы - оптимизация деятельности муниципалитета Новосибирска на основе использования современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающая создание условий для достижения следующих результатов: осуществление гласности деятельности органов местного самоуправления, непосредственного участия граждан в самоуправлении; осуществление органами местного самоуправления г. Новосибирска наиболее эффективного (оптимального) управления всеми звеньями городского хозяйства и социальной сферы; участие г. Новосибирска в формировании единого информационного пространства на территории Российской Федерации. Первоочередные задачи, решение которых необходимо для достижения главной цели программы: обеспечение информационной прозрачности и открытости муниципалитета для населения (создание и функционирование веб-сервера муниципалитета Новосибирска; создание и развитие общественных пунктов доступа к информационным сетям муниципалитета на базе муниципальных библиотек); повышение эффективности работы органов местного самоуправления посредством внедрения информационных технологий (модернизация телекоммуникационной и телефонной сетей муниципалитета; внедрение электронного документооборота в органах муниципальной власти г. Новосибирска; разработка и реализация пилотного проекта системы ведения баз данных, содержащих сведения регистрационного учета граждан г. Новосибирска); информационная поддержка взаимодействия муниципалитета с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор (создание информационно-статистической системы, объединяющей статистические данные органов власти г. Новосибирска; создание информационно-аналитической системы "Электронный технопарк", электронного портала "Научно-промышленный комплекс Новосибирска") |
Сроки и этапы реализации программы |
I этап: создание телекоммуникационной и программно-аппаратной основы реализации программы -2002 - 2003 годы; II этап: развитие и доработка программно-аппаратного комплекса-2004 - 2006 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Общий объем финансирования программы 70978,0 тыс. рублей1, в том числе: из федерального бюджета - 2170,0 тыс. рублей; из бюджета города - 4481,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 327,0 тыс. рублей. В том числе по годам: 2002 год - 1931,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 2170,0 тыс. рублей; из бюджета города - 9434,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 27,0 тыс. рублей. 2003 год - 0662,0 тыс. рублей, в том числе: из бюджета города - 662,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 000,0 тыс. рублей. 2004 год - 0045,0 тыс. рублей, в том числе: из бюджета города - 045,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 000,0 тыс. рублей. 2005 год - 735,0 тыс. рублей, в том числе: из бюджета города - 735,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 000,0 тыс. рублей. 2006 год - 605,0 тыс. рублей, в том числе: из бюджета города - 605,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Повышение оперативности, качества и эффективности управленческих решений муниципалитета г. Новосибирска; разработка высокотехнологичного инструментария анализа обстановки и прогнозирования развития города; создание на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий благоприятной информационной среды для более эффективного взаимодействия муниципалитета с населением, хозяйствующими субъектами, общественными организациями города и региона; повышения деловой активности населения и хозяйствующих субъектов города и, как следствие, ускорение социально-экономического развития города; привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу города; создание условий для максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала предприятий и организаций научно-промышленного комплекса г. Новосибирска |
1. Общие положения
Городская целевая программа "Электронный Новосибирск" на 2002 - 2006 годы (далее по тексту - программа) разработана на основе положений федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 годы, в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Концепцией информатизации муниципалитета г. Новосибирска, принятой постановлением мэра от 29.12.2000 N 2525 "Об информатизации муниципалитета г. Новосибирска".
Программа представляет собой систему мероприятий, направленных на реализацию задачи создания и развития в г. Новосибирске единого информационного пространства и инфраструктуры информатизации с учетом современного состояния средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Это позволит муниципалитету проводить единую информационную политику, скоординировать действия мэрии, городского Совета, более тесно сотрудничать с хозяйствующими субъектами и гражданами для достижения социально значимых результатов в ходе реализации планов социально-экономического развития города.
Реализация этой задачи позволит городскому Совету, мэрии повысить оперативность и эффективность анализа обстановки и прогнозирования развития города, решения вопросов местного значения и исполнения переданных государственных полномочий, контроля выполнения принятых решений, а также обеспечения гласности деятельности органов местного самоуправления, непосредственного участия граждан в самоуправлении.
Объектом регулирования программы является создание системы управления информационными потоками и поддержки принятия решений.
Предметом регулирования программы является программно-аппаратный комплекс, включающий в себя телекоммуникационную основу, средства обработки информационных потоков и средства анализа информации.
Сферы действия программы:
социальная - отношения, возникающие в процессе деятельности муниципалитета, при формировании и использовании муниципальных информационных ресурсов, информационном взаимодействии муниципалитета с гражданами, юридическими лицами, общественными и политическими организациями и объединениями, органами государственной власти;
экономическая - взаимодействие со всеми хозяйствующими субъектами на территории города.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальное изменение способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. Постоянно увеличивающееся количество информации ведет к ситуации, когда увеличение штата сотрудников, обрабатывающих информацию, приводит только к нарастанию информационного потока и информационной неразберихи. Единственным выходом в такой ситуации является качественно новый подход к обработке информации с применением последних достижений информатики и телекоммуникационных технологий. Главными факторами в таком подходе можно назвать объединение информационных потоков и разграничение доступа к информации.
Опережающее развитие информационных технологий является одной из наиболее ярко выраженных тенденций мировой экономики в последние два десятилетия. Информационные технологии будут одним из основных ресурсов развития и в наступившем столетии. Внедрение информационных (цифровых) технологий во все сферы экономики и общественной жизни создает возможности для многократного роста производительности и эффективности труда, кардинальным образом меняет механизмы функционирования многих институтов, в том числе государства и органов местного самоуправления.
В настоящее время в г. Новосибирске внедрены и используются отдельные информационные системы общегородской значимости: Государственная автоматизированная система "Выборы"; автоматизированная информационная система "Соцзащита"; реестры муниципальной собственности и муниципальных предприятий и учреждений; градостроительные и земельные кадастры; Новосибирский городской регистрационный реестр хозяйствующих субъектов; автоматизированная информационная система правоохранительных органов, в том числе автоматизированная система управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, система расчетов за жилищно-коммунальные услуги "Город" и другие. Однако, все существующие информационные системы представляют собой разнородные информационные хранилища, отличные по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, и не обладают ни единым управлением, ни возможностью оперативного информационного обмена, ни, тем более, возможностью поиска информации одновременно по всем источникам информации, что приводит как к увеличению количества времени и сил, потраченных на поиск информации, так и к неактуальности и неполноте найденной информации.
Кроме того, еще существует ряд областей сферы муниципального управления, не охваченных в полной мере процессом информатизации, несмотря на высокую степень их готовности к включению в этот процесс: в частности, отсутствует единый электронный документооборот в органах муниципальной власти г. Новосибирска; не реализованы возможности создания информационной статистической системы, объединяющей статистические данные органов власти различного уровня; при выраженной "столичности" города, развитой инфраструктуре интернет-услуг, обилии интернет-ресурсов, значительном по сравнению с другими регионами числе пользователей всемирной сети, исполнительная власть города до настоящего времени не имеет официального веб-сайта.
В результате, несмотря на наличие в городе значительного потенциала (в первую очередь кадрового и образовательного), в сфере муниципального управления Новосибирска образовалось отставание уровня развития и распространения информационных технологий от реальных потребностей системы управления как муниципалитетом, так и городом.
В то же время существуют объективные предпосылки в развитии информационной среды г. Новосибирска, которые позволяют интегрировать имеющиеся и вновь разрабатываемые информационно-справочные системы и создать на их основе единое информационное пространство структур муниципалитета и субъектов городского хозяйства. К таковым следует отнести:
сложившийся рынок информационных услуг и технологий;
существующие системы электросвязи;
концентрацию информационных ресурсов и систем, телекоммуникаций в городе: информационно-справочных систем различных предприятий, организаций и ведомств, библиотек, архивов и фондов, в том числе регионального и федерального значения;
наличие в городе высокотехнологичных промышленных предприятий;
интеллектуальный и кадровый потенциал СО РАН.
Новосибирск может стать одним из лидеров в области информатизации муниципального управления, создания единого информационного пространства России, используя при этом возможности современных информационных технологий и средств телекоммуникаций для достижения стратегических целей устойчивого развития города.
Однако, такой прорыв предполагает наличие четкой стратегии внедрения новых информационных методов, последовательной и скоординированной политики органов местного самоуправления в этой сфере. Координация действий в области информационных технологий принципиально важна, поскольку информационные технологии зависят и затрагивают практически все сферы экономики и общества.
В этих условиях первоочередной целью является внедрение информационных технологий в тех сферах жизнедеятельности города и муниципального управления, которые, с одной стороны, наиболее подготовлены для этого, с другой стороны, являются ключевыми с точки зрения дальнейшего развития г. Новосибирска. На сегодняшний день такими сферами являются:
информационное взаимодействие муниципалитета с населением;
технологический процесс принятия управленческих решений мэрией, городским Советом;
информационное взаимодействие муниципалитета с хозяйствующими субъектами.
В соответствии с выбранными сферами внедрения информационных технологий все мероприятия программы сгруппированы по трем направлениям:
обеспечение информационной прозрачности и открытости муниципалитета для населения;
повышение эффективности работы муниципалитета посредством внедрения информационных технологий;
взаимодействие муниципалитета с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор.
Отдельной задачей, имеющей непосредственное отношение к технологическому процессу принятия управленческих решений и включенной в направление "повышение эффективности работы муниципалитета посредством внедрения информационных технологий", является модернизация телефонной сети муниципалитета путем установки АТС большой емкости.
В настоящее время телефонная связь между подразделениями мэрии, администрациями районов города, управлениями жилищно-коммунального хозяйства, аварийными и другими службами, обеспечивающими жизнедеятельность и безопасность города, организована с использованием обычных городских аналоговых телефонных линий сети общего пользования, абонируемых у ОАО "Электросвязь". Внутри департаментов и управлений применяются устройства для организации локальной телефонной связи. Существующие мини-АТС (8 шт.) между собой логически и физически не связаны. Увеличение числа используемых мини-АТС не решает задачу единой внутренней связи мэрии. Кроме того, число свободных входящих кабельных линий связи ограничено (2 шт.) и последующее увеличение телефонов в мэрии повлечет за собой необходимость прокладки новых кабельных линий связи. При возникновении нестандартных ситуаций (массовые одновременные попытки установить телефонное соединение), блокирующих работу ТФОП, окажется невозможным принятие быстрых оперативных управленческих мер из-за невозможности своевременного доведения информации. С введением повременной оплаты значительно возрастут эксплуатационные затраты на телефонную связь, кроме этого использование цифровых телефонных линий (ISDN), "серийных номеров" и целого ряда основных и дополнительных услуг телефонной связи оплачивается по отдельным тарифным ставкам.
С установкой собственной современной цифровой телефонной станции в мэрии появится возможность сократить текущие расходы при использовании всего спектра возможностей, предоставляемых современным оборудованием телефонной связи, создать ведомственную сеть связи, охватывающую все муниципальные службы, организовать "серийные номера" в общественную приемную, центральную диспетчерскую службу, управление по делам ГО и ЧС города Новосибирска, оперативно решать вопросы обеспечения связью и передачи данных, кроме этого появление параллельной сети связи повысит общую устойчивость системы связи органов управления с городскими службами.
Настоящая Программа разработана в развитие федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 годы, Концепции информатизации муниципалитета, принятой постановлением мэра от 29.12.2000 N 2525, и основных стратегических направлений и отдельных проблем устойчивого развития города, одобренных концепцией социально-экономического развития города Новосибирска в первые десятилетия XXI века. Достижение главной цели программы требует решения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, основными из которых являются развитие материально-технической базы процесса информатизации, что потребует значительных капитальных затрат. Программный подход позволит добиться необходимой для решения поставленных задач консолидации ресурсов из различных финансовых источников - федерального и местного бюджетов, а также привлечь средства других хозяйствующих субъектов.
3. Основная цель и задачи программы
Основная цель программы - оптимизация деятельности муниципалитета Новосибирска (технологические, организационные, процедурные изменения) на основе использования современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающая создание условия для достижения следующих результатов:
обеспечение гласности деятельности муниципалитета, непосредственного участия граждан в самоуправлении;
осуществление мэрией, городским Советом наиболее эффективного (оптимального) управления всеми звеньями городского хозяйства и социальной сферы;
участие города Новосибирска в формировании единого информационного пространства на территории Российской Федерации и глобальной мировой сети.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
создание в городе телекоммуникационной и информационной среды, обеспечивающей взаимодействие муниципалитета с гражданским обществом. Первым шагом в этом направлении является создание информационного портала мэрии, обеспечивающего высокую степень открытости и актуальности информации мэрии для населения, организаций как города, так и страны, а также создание и развитие общественных пунктов доступа к информационным сетям муниципалитета на базе муниципальных библиотек. (Направление: обеспечение информационной прозрачности и открытости муниципалитета для населения);
создание телекоммуникационной сети, обеспечивающей надежное функционирование автоматизированных информационных систем (АИС) муниципалитета, высокую надежность работы пользователей и хранения информации, высокую скорость продвижения информации от пользователя к пользователю, минимальные временные и ресурсные затраты на включение и отключение сотрудников в информационные процессы, надежное разграничение доступа к информации и информационную безопасность, а также совершенствование механизма сбора и обработки информационных массивов и данных, используемых в деятельности муниципалитета, для повышения качества и оперативности принимаемых управленческих решений; внедрение электронного документооборота в органах муниципальной власти г. Новосибирска; разработка и реализация пилотного проекта системы ведения баз данных, содержащих сведения регистрационного учета граждан г. Новосибирска. В этом же ряду стоит задача модернизации телефонной сети муниципалитета (Направление: повышение эффективности работы муниципалитета посредством внедрения информационных технологий);
внедрение информационных технологий в деятельность муниципалитета в сфере взаимодействия с хозяйствующими субъектами, прежде всего в формирование муниципалитетом информационных ресурсов для предприятий, содействие формированию рынка научно-технической продукции (Направление: взаимодействие муниципалитета с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор).
4. Система программных мероприятий
Программа, разработанная в развитие федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы, с одной стороны, и реализующая Концепцию информатизации муниципалитета, с другой, предусматривает систему мероприятий по трем направлениям, соответствующим основным задачам.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.
5. Ресурсное обеспечение программы
На реализацию мероприятий программы на 2002 - 2006 годы необходимо 70978,0 тыс. рублей* (в ценах 2001 года), в том числе средства:
федерального бюджета - 2170,0 тыс. рублей**;
бюджета города - 4481,0 тыс. рублей;
средства предприятий - 327,0 тыс. рублей.
Сводные финансовые затраты приведены в приложении 2.
Бюджетная заявка на финансирование программы на 2002 год из бюджета города приведена в приложении 3.
Обоснование и расчеты бюджетной заявки на 2002 год на финансирование программы из бюджета города содержатся в приложении 4.
Обеспечение трудовыми ресурсами: реализация мероприятий программы предполагается силами специалистов управления связи, телекоммуникаций и информатики мэрии.
Финансовые средства на реализацию программы ежегодно уточняются в соответствии с Положением "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Новосибирске", утвержденным решением городского Совета от 26.03.98 N 131.
Заказчик программы совместно с управлением финансов и налоговой политики мэрии содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах утвержденных городским Советом бюджетных ассигнований, контролирует использование финансовых средств по целевому назначению.
Заказчик программы вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в пределах выделенных бюджетных ассигнований и в соответствии с планом программных мероприятий.
Реализация мероприятий программы может также осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств внебюджетных финансовых источников. Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации программы.
* C учетом средств федерального бюджета
** При условии выделения средств в 2002-2003 гг..
6. Оценка эффективности реализации программы
В качестве конечных результатов реализации мероприятий, предусмотренных программой, предполагаются:
переход от экстенсивного к интенсивному использованию имеющихся средств вычислительной техники, кадрового потенциала муниципалитета г. Новосибирска (принципиально иному уровню осуществления процессов сбора, хранения, обработки и анализа информации) и, как следствие, рост производительности труда работников муниципалитета, повышение оперативности, качества и эффективности управленческих решений, более эффективное использование имеющихся и привлечение новых ресурсов для решения городских проблем;
создание интегрированных муниципальных информационных ресурсов общего пользования, обеспечивающих более эффективное взаимодействие муниципалитета с населением, хозяйствующими субъектами, общественными организациями города и региона; создание условий (информационная поддержка) для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу города, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала предприятий и организаций научно-промышленного комплекса г. Новосибирска.
Создание и функционирование информационного портала "Научно-промышленный комплекс Новосибирска" должно обеспечить новосибирским предприятиям возможность выступать единой группой, работающей на одной электронной торговой площадке, повысив, тем самым, эффективность взаимодействия предприятий и их привлекательность как для покупателей, так и для поставщиков. Участие муниципалитета Новосибирска в этом процессе, с одной стороны, обеспечит режим наибольшего благоприятствования новосибирским предприятиям, а с другой, должно способствовать развитию научно-промышленной базы г. Новосибирска как основы для социально-экономического развития города.
В результате обеспечения информационной прозрачности и открытости муниципалитета для населения города Новосибирска будет иметь место социальный эффект: в распоряжении горожан (чьи интересы в наибольшей степени затрагиваются деятельностью и решениями муниципалитета) появится источник достоверной и всесторонней информации о деятельности муниципалитета и происходящих в городе процессах. Создание механизмов предоставления широкого общественного доступа к официальным документам и иной актуальной правовой информации будет способствовать развитию существующих и налаживанию новых форм экономического сотрудничества, общественных связей, в том числе в сфере науки, образования и культуры.
Веб-сайт муниципалитета как средство информационного взаимодействия муниципалитета с организациями и гражданами на базе использования современных информационных технологий позволит использовать все имеющиеся интерактивные механизмы для такого взаимодействия:
организацию электронной "Общественной приемной" - возможность задать вопрос руководителю любого подразделения мэрии, депутатам городского Совета и получить персонифицированный ответ;
проведение социологических опросов по важным проблемам, затрагивающим интересы населения;
проведение виртуальных форумов (конференций) - для свободного обмена мнениями новосибирцев по актуальным вопросам жизни города.
Открытие публичных центров правовой информации в г. Новосибирске позволит пользователям получить доступ к библиотеке официальных электронных изданий федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, муниципальных и ведомственных правовых документов, переведенных в электронную форму на базе единой программной оболочки.
7. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется в соответствии с планами программных мероприятий, уточняемыми на очередной финансовый год.
Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 11 сентября 2002 г. N 170 утвержден план мероприятий по реализации городской целевой программы "Электронный Новосибирск" на 2003 год
Заказчиком и координатором программы являются Координационный совет по информатизации муниципалитета г. Новосибирска и управление связи, телекоммуникаций и информатики мэрии, в функции которого входит осуществление оперативного руководства и координация деятельности по реализации основных направлений программы, привлечение материально-технических, кадровых, финансовых и иных ресурсов для реализации программы.
Заказчик программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий и состав исполнителей.
8. Контроль за ходом реализации программы
Координация исполнения программы по каждому ее разделу возлагается на управление связи, телекоммуникаций и информатики мэрии. Контроль исполнения программы осуществляет первый заместитель мэра.
Выполнение мероприятий программы не реже одного раза в год рассматривается на заседаниях Координационного совета по информатизации муниципалитета г. Новосибирска.
Вопрос о ходе выполнения программы рассматривается не реже одного раза в год на заседаниях президиума мэрии. Информация об итогах реализации программы представляется в городской Совет депутатов в составе приложения к итогам выполнения плана социально-экономического развития города Новосибирска.
Контроль исполнения программы включает:
периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
контроль рационального использования выделяемых финансовых средств;
контроль сроков выполнения контрактов и соглашений;
контроль качества реализуемых программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.