Методика
определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности "Образование и наука", "Молодежная политика" и "Опека и попечительство несовершеннолетних граждан", за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования
(утв. Министерством образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N АП-115/18вн)
21 декабря 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности "Образование и наука", "Молодежная политика" и "Опека и попечительство несовершеннолетних граждан"*(1) (далее - Базовые перечни), за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования (далее соответственно - Методика, нормативные затраты), и оказываемых федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - организации), в качестве основных видов деятельности (далее - государственные услуги).
2. Методика разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2015 г., регистрационный N 39486).
Изменениями, утвержденными Минобрнауки России от 21 декабря 2016 г. N ИК-42/18вн, в пункт 3 внесены изменения
3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:
базовые нормативы затрат - минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги (для государственных услуг по реализации образовательных программ - по очной форме обучения);
составляющие базовых нормативов затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг;
корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;
Детские центры - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Международный детский центр "Артек", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Орленок", федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение всероссийский детский центр "Океан", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Всероссийский детский центр "Смена", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Федеральный детский эколого-биологический центр", федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков";
нетиповые образовательные организации - образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций, в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, а также Детские центры.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года формирует для государственных услуг на очередной финансовый год (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации):
4.1. Итоговые значения и величину составляющих базовых нормативов затрат;
4.2. Территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения с учетом условий, обусловленных территориальными особенностями и составом имущественного комплекса, необходимого для оказания государственной услуги, в том числе:
4.2.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие уровень среднемесячной заработной платы в регионе*(2);
4.2.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.
4.3. Отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения с учетом показателей отраслевой специфики, в том числе:
4.3.1. Корректирующие коэффициенты, отражающие содержание государственных услуг и (или) условия (формы) их оказания:
корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы (оказания государственной услуги) в зависимости от места обучения (места оказания государственной услуги);
корректирующие коэффициенты, отражающие особенности оказания государственной услуги в отношении отдельных категорий получателей государственной услуги;
корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная);
корректирующие коэффициенты, отражающие формы реализации образовательных программ и применяемые образовательные технологии.
4.3.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие иные специфические особенности оказания государственных услуг:
корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары;
корректирующие коэффициенты, учитывающие возраст получателей государственной услуги;
корректирующие коэффициенты, отражающие кадровый потенциал организации;
корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности.
5. Значения территориальных корректирующих коэффициентов устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг, с учетом:
статистических данных о среднемесячной заработной плате по субъектам Российской Федерации;
статистических данных о ценах (тарифах) на коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации и структуры затрат на коммунальные услуги, определенной в рамках базовых нормативов затрат.
6. Отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие содержание государственных услуг и (или) условия (формы) их оказания, устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг, в том числе в соответствии с характеристиками государственных услуг, указанных в Базовых перечнях.
6.1. Коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы (оказания государственной услуги) в зависимости от места обучения (места оказания государственной услуги), устанавливаются в отношении:
контингента, получающего государственную услугу по реализации образовательной программы на дому;
нетиповых образовательных организаций, в том числе Детских центров;
медицинских организаций;
специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов;
общеобразовательных организаций, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
6.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие особенности оказания государственной услуги в отношении отдельных категорий получателей государственной услуги, устанавливаются для физических лиц:
нуждающихся в длительном лечении; с ограниченными возможностями здоровья; являющихся инвалидами или детьми-инвалидами;
являющихся детьми с умственной отсталостью (для государственных услуг по реализации основных общеобразовательных программ); являющихся детьми с туберкулезной интоксикацией.
6.3. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная) и формы реализации образовательных программ и применяемые образовательные технологии*(3), применяются к государственным услугам по реализации образовательных программ в соответствии с положениями статей 15, 16 и 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и требованиями, закрепленными федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069).
7. Отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие иные специфические особенности оказания государственных услуг, устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг.
7.1. Корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары, устанавливаются по субъектам Российской Федерации на основе статистических данных о соотношении указанных цен.
7.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие возраст получателей государственной услуги, устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами, утвержденными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
7.3. Корректирующие коэффициенты, отражающие кадровый потенциал организации, устанавливаются:
для государственных услуг по реализации основных общеобразовательных программ - на основе данных о доле педагогических работников, имеющих квалификацию высшей категории, в общей численности штатных педагогических работников, ведущих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;
для государственных услуг по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ - на основе данных о доле штатных педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, в общей численности штатных педагогических работников, ведущих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и программам дополнительного профессионального образования.
7.4. Корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности, применяются, в случае если низкая наполняемость организации обусловлена особенностями демографической структуры населения территории, на которой расположена организация.
Корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности, не применяются в отношении государственных услуг реализуемых федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями высшего образования.
8. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат, состав, значения и порядок применения территориальных и отраслевых корректирующих коэффициентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
9. В целях доведения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанного в соответствии с настоящей Методикой, до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующие цели, применяются коэффициенты выравнивания*(4).
II. Формирование базовых нормативов затрат
10. Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
11. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:
11.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических и других работников образовательной организации, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги*(5), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
11.2. Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги;
11.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;
11.4. Затраты на повышение квалификации педагогических и других работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг;
11.5. Затраты на прохождение педагогическими и другими работниками, принимающими непосредственное участие в оказании государственной услуги, медицинских осмотров;
11.6. Затраты на организацию учебной и производственной практики*(6), в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг.
12. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:
12.1. Затраты на коммунальные услуги;
12.2. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);
12.3. Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;
12.4. Суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке*(7) в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;
12.5. Затраты на приобретение услуг связи;
12.6. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд до места прохождения практики, повышения квалификации и обратно;
12.7. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого и вспомогательного персонала), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
12.8. Затраты на повышение квалификации работников, не принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги;
12.9. Приобретение материальных запасов общехозяйственного назначения.
13. В затраты, указанные в пунктах 12.1. - 12.3. настоящей Методики, включаются затраты в отношении имущества организации, используемого в рамках оказания государственной услуги, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования*(8).
14. Значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги рассчитываются с применением требований федеральных государственных образовательных стандартов, норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При их отсутствии значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются в том числе экспертным методом*(9), позволяющим рассчитать базовый норматив затрат на единицу государственной услуги, с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
15. Для Детских центров нормативные затраты на оказание единицы государственной услуги определяются с учетом средней продолжительности смены, то есть периода оказания государственной услуги, которая в рамках расчета составляет 21 день.
III. Определение нормативных затрат на оказание государственных услуг
16. Нормативные затраты на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году () определяются по формуле:
, где:
- объем затрат j-ной составляющей нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги в очередном финансовом году.
17. Объем затрат j-ной составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году () определяется по формуле:
, где:
- установленный на очередной финансовый год размер j-ной составляющей базовых нормативов затрат (из указанных в пунктах 11-12 настоящей Методики) на оказание i-ной государственной услуги;
- произведение значений (d) территориальных корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по /-ному территориальному корректирующему коэффициенту;
- произведение значений (с) отраслевых корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.
Заместитель Министра |
А.Б. Повалко |
_____________________________
*(1) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33056)
*(2) С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334)
*(3) Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ)
*(4) В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
*(5) В случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами
*(6) Только для государственных услуг по реализации основных программ профессионального обучения
*(7) В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
*(8) В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
*(9) В течение переходного периода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок расчета нормативных затрат на оказание госуслуг, включенных в перечни "Образование и наука", "Молодежная политика" и "Опека и попечительство несовершеннолетних граждан" (базовые перечни).
Минобрнауки России не позднее 1 июля текущего финансового года формирует для госуслуг на очередной финансовый год итоговые значения и величину составляющих базовых нормативов затрат и корректирующие коэффициенты (территориальные, отраслевые и др.). Закреплено, как устанавливаются их значения. Так, отраслевые коэффициенты устанавливаются отдельно по каждой из госуслуг, в том числе, в соответствии с их характеристиками, указанными в базовых перечнях. Коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы, устанавливаются в отношении контингента, получающего госуслугу по реализации образовательной программы на дому, нетиповых образовательных организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях.
При формировании обоснований бюджетных ассигнований Министерством уточняются значения базовых нормативов затрат, состав, значения и порядок применения территориальных и отраслевых корректирующих коэффициентов. Определено, как формируются базовые нормативы. Речь идет о затратах, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, а также на общехозяйственные нужды (коммунальные услуги, затраты на содержание, транспортные услуги, оплата труда и т.д).
Приведены формулы для определения нормативных затрат.
Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности "Образование и наука", "Молодежная политика" и "Опека и попечительство несовершеннолетних граждан", за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования (утв. Министерством образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N АП-115/18вн)
Текст методики официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения, утвержденные Минобрнауки России от 21 декабря 2016 г. N ИК-42/18вн