Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2975-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глебова Евгения Викторовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 1 и частью второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью третьей статьи 1 и пунктом 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Заявитель посчитал, что отдельные положения УК РФ и УПК РФ нарушают его конституционные права.

По его мнению, постановлениям Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) должна придаваться обратная сила для улучшения положения осужденных, которые не были участниками судопроизводства в ЕСПЧ. Однако оспариваемые нормы этого не предусматривают.

Конституционный Суд РФ отказал заявителю, пояснив следующее.

Постановление ЕСПЧ, на которое ссылается заявитель, не определяет и не может определять преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия. По Конституции РФ уголовное законодательство относится к ведению Российской Федерации.

Конкретные средства, с помощью которых будет исполняться постановление ЕСПЧ, избираются, как правило, самим государством-ответчиком. Условие - они должны быть совместимы с выводами, содержащимися в соответствующем постановлении.

Обратная сила решений ЕСПЧ имеет определенные предметные и субъектные пределы. По общему правилу, она распространяется на судебные акты, вынесенные по конкретному делу и в отношении конкретного заявителя. Это следует из специфики судопроизводства в ЕСПЧ, который выносит свои решения преимущественно на основе анализа фактических обстоятельств конкретного дела.

Пилотные постановления ЕСПЧ обязывают государства принять целесообразные меры общего и (или) индивидуального характера, которые также должны быть применены и в отношении других лиц, находящихся в положении заявителя. К подобным мерам ЕСПЧ отнес, в частности, совершенствование механизма эффективной правовой защиты лиц, чьи права предположительно нарушены неудовлетворительными условиями содержания под стражей. Вместе с тем пилотные постановления ЕСПЧ указывают на дефекты правовой системы, которые должен исправить именно законодатель, а также подчеркивают субсидиарную природу европейской защиты прав человека. Т. е. национальному законодателю отводится основная роль в исправлении дефектов, обозначенных в постановлениях ЕСПЧ.

Принятие мер общего характера, обозначенных в пилотном постановлении ЕСПЧ, относится к компетенции законодательной власти, которая может разрешить отмеченную в постановлении проблему.


Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2975-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глебова Евгения Викторовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 1 и частью второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью третьей статьи 1 и пунктом 13 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"


Текст Определения официально опубликован не был