1. В проекте государственного контракта заказчиком должны быть установлены штрафные санкции (штрафы, пени) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на "Выполнение работ по строительству автомобильной дороги" (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктом 7.1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик по требованию Исполнителя уплачивает штраф в размере ____ (размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063) за каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по Контракту".
Вместе с тем, согласно пункту 7.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе " В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств предусмотренных Контрактом, Исполнитель по требованию Государственного заказчика уплачивает штраф в размере __ (размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) за каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по Контракту".
Пунктом 7.1.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае просрочки исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту, Государственный заказчик начисляет пени Исполнителю. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.11.2015 г. по делу N К-1803/14/АК800-15)
2. Отказ в допуске организации к участию в закупке является необоснованным в случае, если он основан на незаконном требовании документации.
Заказчик провел электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку иммунобиологического лекарственного препарата для иммунопрофилактики вакцина для профилактики вирусного гепатита В для взрослого населения.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.12.2014 N 1/0195100000214000348 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с:
- "Несоответствие в заявке участника закупки информации, указанной в столбцах "Ед. изм." (упаковка) и "Значение, предлагаемое участником" в части количества поставляемого товара (2 000 уп. + 8 113 уп.) таблицы пункта 2 "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузки товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе", требованиям установленным строкой 11 "Единица измерения" (тыс. доз) Таблицы требований пункта 1.2 "Описание объекта закупки" и пунктом 1.3 "Количество поставляемого товара" (505,62 тыс. доз) Части III. "Техническая часть. Заказ на поставку товара" документации об Аукционе в электронной форме.
- "Не предоставление информации, соответствующей строкам 5 "Регистрация предельной отпускной цены производителя (если лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)" и 6 "Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции" Таблицы требований пункта 1.2 "Описание объекта закупки" Части III. "Техническая часть. Заказ на поставку товара" документации об аукционе в электронной форме".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что количество товара, предложенное Заявителем в заявке на участие в Аукционе, а именно 2 000 уп. + 8 113 уп. составляет 505,65 тыс. доз, не противоречит количеству товара, установленному Заказчиком в документации об Аукционе - 505,62 тыс. доз. Также представители Заявителя подтвердили согласие Заявителя на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Вместе с тем, сведения о количестве поставляемого товара, о предельной отпускной цене производителя лекарственных средств, о коде в соответствии с Общероссийским классификатором продукции не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В этой связи, решение Единой комиссии об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании того, что в заявке Заявителя на участие в Аукционе не указано количество поставляемого товара, отсутствуют сведения о предельной отпускной цене производителя лекарственных средств, о коде в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, является необоснованным.
Вышеуказанные действия Единой комиссии нарушают пункт 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.12.2015 г. по делу N К-1833/14/АК843-15)
3. Заказчик должен дать ответ на запрос о разъяснении документации о закупке в срок, установленный Законе о контрактной системе и документации о закупке.
Заказчиком, Уполномоченным органом осуществлена закупка на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию ливневой канализации (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседание Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил документы и сведения, согласно которым в личный кабинет Заказчика, Уполномоченного органа поступили запросы на разъяснения положения документации об Аукционе 10.12.2014 в 13:38:28, 10.12.2014 в 13:42:28, 11.12.2015 в 14:12:2014. В период с 10.12.2014 по 15.12.2014 Заказчик, Уполномоченный орган не заходили в личный кабинет на сайте Оператора электронной площадки, запросы на разъяснение положений документации об Аукционе не просматривали. Заказчик заходил в личный кабинет на сайте Оператора электронной площадки 15.12.2014, отметил запросы на разъяснения документации об Аукционе как "отвеченные". Представитель Оператора электронной площадки представил документы и сведения, согласно которым в период с 10.12.2014 по 15.12.2014 программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.
На заседание Комиссии Заказчик предоставил письменное пояснение, документы и сведения, согласно которым Заказчик 15.12.2014 направил в Уполномоченный орган ответы на запросы разъяснений положений документации об Аукционе. Также установлено, что в соответствии с пунктом 18 части 15 раздела IV "Порядка регулирования отношений в контрактной системе города Челябинска", утвержденного постановлением Администрации города от 31.12.2013 N 279 (далее - Порядок) Заказчик осуществляет разъяснение положений документации о закупке в случаях, установленных Законом о контрактной системе, и представляют соответствующее разъяснение в Уполномоченный орган в день получения от уполномоченного органа запросов участников закупок о разъяснении положений документации о закупке. Согласно пунктам 15, 16 части 14 раздела IV Порядка Уполномоченный орган направляет разъяснения положений документации о закупке участникам закупки в случаях и сроки, установленные Законом о контрактной системе, размещает разъяснения положений документации о закупке в единой информационной системе в порядке и сроки, установленные Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что ответы на запросы разъяснений положений документации об Аукционе, направленные Заявителем, не были размещены Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте в срок, регламентированный Законом о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших на Официальном сайте ответы на запросы разъяснений положений документации об Аукционе в срок, регламентированный Законом о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.12.2015 г. по делу N П-121/15/АК905-15)
4. Информация об исполнении акта выполненных работ по государственным контрактам должна направляться в для размещения в реестре контрактов с срок, установленный в Законе о контрактной системе.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (далее - Закупка).
Комиссия ФАС России рассмотрев обращение М. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении указанной закупки установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии, установлено, что 17.12.2015 составлен акт выполненных работ N 1 по государственному контракту от 28.11.2015 N 14/0. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что сведения об акте выполненных работы от 17.12.2015 N 1 размещены Заказчиком на Официальном сайте 14.01.2015.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.12.2015 г. по делу N П-266/15/АК907-15)
5. Должностное лицо заказчика должно разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Заказчиком размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на услуги централизованной охраны (далее - Закупка).
Комиссия ФАС России рассмотрев обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении указанной закупки установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, извещение о проведении Закупки размещено в единой информационной системе 23.12.2014.
Вместе с тем, датой заключения Заказчиком государственного контракта является 26.12.2014.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего извещение о проведении Закупки без соблюдения сроков для размещения извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают положения части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.3 статьи 7.30 КоАП, нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.12.2015 г. по делу N АК983-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Сделаны следующие выводы.
В проекте госконтракта заказчик должен предусмотреть штрафные санкции (штрафы, пени). Это в т. ч. вытекает из положений Закона о контрактной системе, согласно которому в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Закон предусматривает основания для отказа в допуске организации к участию в закупке. Например, несоответствие требуемой информации документации о закупке. По иным основаниям отказ не допускается.
Даны разъяснения по вопросам размещения сведений в реестре контрактов и в единой информационной системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.