1 Разработан Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации (к.т.н. А.Е. Мерзликин, д.т.н. В.В. Мозговой, к.т.н. И.И. Капанадзе, инж. Г.М. Дарьина)
2 Внесен Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3 Принят и введен в действие на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.01.2016 г. N 111-р
4 Имеет рекомендательный характер
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий ОДМ устанавливает рекомендации по проектированию вновь сооружаемых и новых участков реконструируемых автомобильных дорог, капитального ремонта существующих дорожных одежд. В рекомендациях особое внимание уделено участкам автомобильных дорог, на которых имеется риск заторов при заниженной пропускной способности или на которых транспортные средства систематически замедляют движение и останавливаются.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 уровень (коэффициент) загрузки движением: Отношение фактической интенсивности движения по автомобильной дороге, приведённой к легковому автомобилю, к пропускной способности за заданный промежуток времени.
3.2 дорожная конструкция: Система, включающая дорожную одежду и рабочий слой земляного полотна.
4 Основные положения
4.1 При проектировании дорожных одежд с увеличенным межремонтным сроком службы рекомендуется соблюдать все основные принципы и правила ОДН 218.046-01 [1], а также положения настоящих рекомендаций.
4.2 Методические рекомендации направлены на увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием за счёт более совершенного проектирования дорожных одежд нежёсткого типа. Более совершенное проектирование дорожных одежд состоит в уточнении правил конструирования и методики их расчёта. При этом учитывается многократное воздействие кратковременных и статических нагрузок.
4.3 Задачей расчёта дорожной одежды с асфальтобетонными слоями повышенной долговечности является определение необходимой толщины её слоёв в намеченных вариантах конструкции или выбор материалов с соответствующими деформационными и прочностными характеристиками при заданных толщинах слоёв.
4.4 Расчёт прочности слоёв асфальтобетонного покрытия выполняют по допускаемым напряжениям на растяжение при изгибе. При этом рассматриваются дорожные одежды, для которых обеспечено выполнение критерия предельного состояния при расчёте прочности на сдвиг в слоях с пониженной сопротивляемостью сдвигу и в грунте земляного полотна.
4.5 Асфальтобетонное покрытие проезжей части дорог рекомендуется рассчитывать на многократное действие кратковременных и статических нагрузок.
4.6 В зависимости от уровня загрузки движением [2] и риска заторов при заниженной пропускной способности автомобильной дороги, а также с учётом вынужденных остановок транспортных средств, время действия нагрузки для расчётов рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Расчётные длительности и кратность приложения нагрузки при расчёте одежды участков автомобильной дороги
Участок автомобильной дороги |
Уровень загрузки движением |
Расчётная длительность приложения нагрузки, с |
Перегоны проезжей части |
Не более 0,7 |
0,1 |
Более 0,7 |
1,0 |
|
Пересечения дорог в одном уровне |
Не более 0,7 |
0,1 и 10 |
Более 0,7 |
1,0 и 10 |
|
Подходы к пересечениям с железнодорожными путями |
Не более 0,7 |
0,1 и 600 |
Более 0,7 |
1,0 и 600 |
|
Остановки |
Не более 0,7 |
0,1 и 10 |
Более 0,7 |
1,0 и 10 |
4.7 Асфальтобетонные покрытия рекомендуется рассчитывать на многократное действие кратковременных и статических осевых нагрузок при значении расчётного диаметра отпечатка шины в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Значения расчётного диаметра отпечатка колеса
Нормативная статическая осевая нагрузка, кН |
Расчётный диаметр отпечатка колеса, см, при длительности действия нагрузки, с |
|||
0,1 |
1 |
10 |
600 |
|
100 |
37 |
35 |
33 |
33 |
115 |
39 |
36 |
34 |
34 |
4.8 При использовании данных методических рекомендаций целесообразно использовать принцип вариантного конструирования дорожных одежд с применениям компьютерной вычислительной техники для автоматизации процесса выбора рационального варианта.
5 Конструирование дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием повышенной долговечности
5.1 Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчёта дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость и осушение с технико-экономическим обоснованием вариантов с целью выбора наиболее экономичного в данных условиях.
5.2 Процедура конструирования дорожной одежды включает:
- назначение количества конструктивных слоёв с выбором материалов для устройства слоёв, размещение слоёв в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;
- предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учётом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения рабочего слоя на различных участках;
- предварительную оценку необходимости назначения мер по осушению конструкции, а также по повышению трещиностойкости конструкции;
- оценку целесообразности укрепления или улучшения верхней части рабочего слоя земляного полотна;
- предварительный отбор конкурентоспособных вариантов с учётом местных природных и проектных условий работы.
5.3 При конструировании дорожной одежды рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- конструкция одежды может быть принята типовой или разработана индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунт рабочего слоя земляного полотна, условия его увлажнения, климат, обеспеченность местными дорожно-строительными материалами и др.) с одинаковыми расчётными нагрузками; при выборе конструкции одежды для данных условий предпочтение рекомендуется отдавать проверенной на практике в данных условиях типовой конструкции;
- в районах, недостаточно обеспеченных прочными каменными материалами, допускается применять местные каменные материалы, побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, битум, известь, активные золы уноса и др.); одновременно рекомендуется стремиться к созданию наименее материалоёмкой конструкции;
- конструкция должна быть технологичной и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных процессов; для достижения этой цели число слоёв и видов материалов в конструкции должны быть минимальными;
- при конструировании необходимо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология и др.).
5.4 При назначении материалов для различных вариантов дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием рекомендуется руководствоваться положениями действующих стандартов и норм на дорожно-строительные материалы и изделия и нормами проектирования автомобильных дорог.
5.5 При выборе материалов для устройства слоёв дорожной одежды рекомендуется учитывать следующие положения.
Покрытие и верхние слои основания должны соответствовать проектным воздействующим нагрузкам и быть водо-, морозо- и термоустойчивыми.
В районах с климатом, близким к морскому, при количестве осадков 500 мм/год рекомендуется применять высокоплотный асфальтобетон либо плотный асфальтобетон, имеющий показатель пористости (водонасыщения), соответствующий нижнему допустимому пределу.
В районах с сухим климатом (среднегодовое количество осадков менее 400 мм/год) рекомендуется назначать плотный асфальтобетон с показателем пористости (водонасыщения) по верхнему допускаемому пределу.
При перспективной интенсивности движения в физических единицах до 3000 авт./сут. и при стадийном строительстве могут быть назначены покрытия из пористого асфальтобетона с поверхностной обработкой или из высокопористого асфальтобетона с двойной поверхностной обработкой.
Дорожные одежды в местах остановок общественного транспорта, на регулируемых пересечениях и в других местах изменения скорости или движения на пониженных скоростях рекомендуется обеспечить повышенную сдвигоустойчивость при высоких летних температурах.
Для обеспечения этого требования в покрытии предусматривают применение асфальтобетонных смесей типа А и Б, высокоплотных смесей, а в основании - крупнозернистых асфальтобетонных смесей либо каменных материалов, укреплённых цементом.
Минимальную конструктивную толщину верхнего слоя асфальтобетонного покрытия назначают по нормам действующего Свода правил, а толщину нижнего слоя покрытия и слоёв асфальтобетонного основания определяют расчётами на прочность, в соответствии с настоящими рекомендациями.
Общая толщина асфальтобетонных слоёв повышенной сдвигоустойчивости (покрытие с основанием из крупнозернистого асфальтобетона) рекомендуется не менее 12 см.
При выборе марки и типа асфальтобетона для верхних слоёв дорожной одежды, в зависимости от климатических условий и категорий дорог, рекомендуется учитывать положения ГОСТ 9128-2013 и таблицы 3.
В нижнем слое асфальтобетонного покрытия и асфальтобетонных слоях основания предпочтение следует отдавать составам асфальтобетона, имеющим повышенную устойчивость к циклическим нагрузкам.
При выборе вида материала для устройства основания следует отдавать преимущество материалам на основе минеральных вяжущих, при этом следует ориентироваться на имеющийся в регионе опыт строительства и эксплуатации дорог, а так же характеристики этих материалов должны удовлетворять требованиям действующих нормативных документов. В районах, недостаточно обеспеченных прочными каменными материалами, целесообразно широко применять местные каменные материалы (в том числе малопрочные и некондиционные) и грунты, обработанные минеральным вяжущим (цемент, известь, активные золы уноса и др.), а также отходы промышленности (шлаки металлургической промышленности, золошлаковые смеси и др.).
Основание из зернистых материалов рекомендуется выполнять двухслойным: несущий слой из жёстких и сдвигоустойчивых материалов (щебень, гравий, щебёночно- или гравийно-песчаные смеси, материалы и грунты, обработанные минеральным вяжущим) и дополнительный слой, выполняющий морозозащитные и дренирующие функции.
Таблица 3 - Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоёв покрытий автомобильных дорог
Дорожно-климатическая зона |
Вид асфальтобетона |
Категория автомобильной дороги |
|||||
I, II |
III |
IV |
|||||
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка битума |
||
I |
Плотный и высокоплотный |
I |
БНД 90/130 |
II |
БНД 90/130 |
III |
БНД 90/130 |
БНД 130/200 |
БНД 130/200 |
БНД 130/200 |
|||||
БНД 200/300 |
БНД 200/300 |
БНД 200/300 |
|||||
|
СГ 130/200 |
СГ 130/200 |
|||||
|
МГ 130/200 |
МГ 130/200 |
|||||
|
МГО 130/200 |
МГО 130/200 |
|||||
II, III |
Плотный и высокоплотный |
I |
БНД 60/90 |
II |
БНД 60/90 |
III |
БНД 60/90 |
|
|
|
|||||
БНД 90/130 |
БНД 90/130 |
БНД 90/130 |
|||||
БНД 130/200 |
БНД 130/200 |
БНД 130/200 |
|||||
БН 90/130 |
БНД 200/300 |
БНД 200/300 |
|||||
|
БН 60/90 |
БН 60/90 |
|||||
|
БН 90/130 |
БН 90/130 |
|||||
|
БН 130/200 |
БН 130/200 |
|||||
|
БН 200/300 |
БН 200/300 |
|||||
|
|
СГ 130/200 |
|||||
|
|
МГ 130/200 |
|||||
|
|
МГО 130/200 |
|||||
Из холодных смесей |
- |
- |
I |
СГ 70/130 |
II |
СГ 70/130 |
|
СГ 130/200 |
СГ 130/200 |
||||||
|
МГ 70/130 |
||||||
|
МГ 130/200 |
||||||
|
МГО 70/130 |
||||||
|
МГО 130/200 |
||||||
IV, V |
Плотный |
I |
БНД 40/60 |
II |
БНД 40/60 |
III |
БНД 40/60 |
БНД 60/90 |
БНД 60/90 |
БНД 60/90 |
|||||
БН 40/60 |
БНД 90/130 |
БНД 90/130 |
|||||
БН 60/90 |
БН 40/60 |
БН 40/60 |
|||||
|
БН 60/90 |
БН 60/90 |
|||||
|
БН 90/130 |
БН 90/130 |
|||||
Из холодных смесей |
- |
- |
I |
СГ 70/130 |
II |
СГ 70/130 |
|
СГ 130/200 |
СГ 130/200 |
||||||
|
МГ 70/130 |
||||||
|
МГ 130/200 |
||||||
|
МГО 70/130 |
||||||
МГО 130/200 | |||||||
Примечания 1 Битумы марок БН рекомендуется применять в мягких климатических условиях, характеризуемых средними температурами самого холодного месяца года выше минус 10°С. 2 Битум марки БН 40/60 должен соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке. |
5.6 Если в дополнительном слое основания применяют однородный песок со степенью неоднородности гранулометрического состава менее 3, поверх него рекомендуется укладывать слой из щебеночно- или гравийно-песчаных смесей, отсевов дробления изверженных пород, гравелистых или крупных песков оптимального состава, а также из цементопеска. При степени неоднородности гранулометрического состава песка от 2 до 3 толщину такого слоя рекомендуется принимать равной 10 см, при степени неоднородности гранулометрического состава менее 2 - 15-20 см. В расчётах прочности дорожной одежды толщину защитного слоя включают в толщину дополнительного слоя основания. При устройстве защитного слоя можно применять геотекстиль.
5.7 В случае использования в основании местных малопрочных каменных материалов (щебень с маркой по прочности не ниже 200; гравий и щебень из гравия по дробимости не ниже Др 24; песчано-гравийные смеси; гравелистые пески и другие светоустойчивые материалы с модулем упругости менее 250 МПа) рекомендуется предусматривать несущий слой основания из прочного щебня либо из обработанных минеральными вяжущими материалов с минимальной конструктивной толщиной, предусматриваемой Сводом правил. При этом толщину нижнего слоя основания из малопрочного материала обосновывают расчётом.
5.8 Расположение неукреплённых зернистых материалов между слоями из материалов или грунтов, обработанных вяжущими, не рекомендуется.
Дополнительные слои основания совместно с верхними слоями и покрытием должны обеспечивать необходимую прочность конструкции, морозоустойчивость, а также дренирующую способность. Нижние слои основания, особенно из зернистых материалов, рекомендуется устраивать из сдвигоустойчивых материалов.
На магистральных дорогах с тяжёлым и скоростным движением основания рекомендуется устраивать преимущественно из материалов, обработанных минеральным вяжущим.
5.9 Толщину слоёв из материалов, содержащих органическое вяжущее и укладываемых на верхний слой основания из материалов, обработанных цементом, для ограничения появления "отражённых" трещин на покрытии рекомендуется принимать, как правило, не менее толщины слоёв, обработанных цементом. При этом минимальная толщина слоёв с органическими вяжущими должна соответствовать данным таблицы 4.
Таблица 4 - Толщина слоёв из материалов, содержащих органическое вяжущее
Тип дорожной одежды |
Капитальные |
Облегчённые |
Наименьшая толщина слоёв из материалов, содержащих органическое вяжущее, см |
18 |
12 |
В случае применения материалов, обработанных комплексными вяжущими, а также медленно твердеющими гидравлическими вяжущими, толщина слоя может быть снижена на 20%, а в условиях жарких и сухих районов IV-V дорожно-климатических зон - на 30%.
Для повышения долговечности покрытия могут быть предусмотрены специальные трещинопрерывающие прослойки, в том числе на основе геосеток, использование модифицированных вяжущих в материале покрытия и другие специальные решения.
5.10 Толщину отдельного слоя предварительно назначают в диапазоне от минимальной конструктивной толщины, регламентируемой действующими нормативными документами, до практически принятых значений (например, в типовых проектах) для данного региона.
Общую толщину дорожной одежды и толщины отдельных конструктивных слоёв окончательно назначают по расчёту на прочность, морозоустойчивость и осушение в соответствии с ОДН 218.046-01.
В дорожной одежде рекомендуется предусматривать возможно меньшее число слоёв из разных материалов (2-4 без учёта дополнительных слоёв).
5.11 В районах и на участках с неблагоприятными погодно-климатическими и грунтово-гидрологическими условиями для ограничения миграции влаги из нижних слоёв земляного полотна в верхние рекомендуется предусматривать мероприятия по искусственному регулированию водно-теплового режима, проектируемые в соответствии с действующими нормативными документами и специальными документами в их развитие.
5.12 Несущий слой основания капитальных дорожных одежд рекомендуется устраивать из прочных материалов (из пористого асфальтобетона, щебёночных смесей, обработанных битумной эмульсией, фракционированного щебня, обработанного вязким битумом по способу пропитки, а также из фракционированного щебня, уложенного по принципу расклинки мелким щебнем или гранулированным активным шлаком, укреплённого по методу пропитки цементно-песчаной смесью и т.п.).
На дорогах, предназначенных для движения автомобилей грузоподъёмностью 8 и более тонн, при устройстве покрытий толщиной 3-5 см, верхняя часть несущего основания рекомендуется предусматривать из асфальтобетона.
Для устройства нижней части несущего основания в зависимости от расчётных условий движения могут применяться монолитные (грунты, обработанные цементом, и каменные материалы), а также зернистые материалы, отвечающие требованиям действующих нормативных документов.
В дорожных одеждах, на дорогах с тяжёлым и интенсивным движением на контакте слоёв из крупнозернистых или гравийных материалов с песчаными слоями основания или с грунтом земляного полотна рекомендуется предусматривать устройство разделяющих прослоек из геотекстиля в целях предотвращения взаимопроникновения материалов смежных слоёв и снижения в связи с этим долговечности конструкции.
5.13 Дорожные одежды облегчённого типа с усовершенствованными покрытиями из асфальтобетона целесообразно применять на дорогах III, IV категорий, а также при стадийном строительстве дорожных одежд на дорогах II категории.
5.14 Предварительно толщину покрытия из асфальтобетона облегчённых дорожных одежд рекомендуется назначать равной 4-6 см, а при использовании других материалов, указанных в п. 2.17 действующего ОДН 218.046-01 [1], равной 6-8 см. Окончательно толщину покрытия устанавливают расчётом.
5.15 Несущие основания для облегчённых дорожных одежд с усовершенствованным покрытием рекомендуется предусматривать из монолитных или зернистых материалов.
На дорогах III и IV категорий целесообразно устраивать основание из гравийного пористого асфальтобетона, гравийно-песчаных смесей, обработанных эмульсией и другими органическими вяжущими, различных материалов и грунтов, а также побочных продуктов промышленности, обработанных минеральными или комплексными вяжущими, щебёночных и щебеночно-гравийных смесей.
6 Расчёт асфальтобетонных покрытий повышенной долговечности
6.1 В задачу расчёта входит определение толщин слоёв вариантов одежды, намеченных при конструировании, или выбор материалов с соответствующими деформационными и прочностными характеристиками при заданных толщинах слоёв.
6.2 Требуемый уровень проектной надёжности и срок службы автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием повышенной долговечности в каждом конкретном случае должен быть указан при выдаче задания на проектирование. При этом расчётный срок службы Заказчик может устанавливать максимальный из диапазона, который рекомендован в таблице П.6.2 ОДН 218.046-01 [1].
6.3 Расчётные значения прочностных характеристик (сдвиговые характеристики и прочность на растяжение при изгибе) конструктивных слоёв рекомендуется определять через нормативные значения этих характеристик, используя зависимость (1):
, (1)
где - расчётное значение прочностной характеристики;
- нормативное значение этой характеристики;
t - коэффициент нормированного отклонения при допустимом уровне надёжности;
- коэффициент вариации характеристики.
В качестве расчётных значений деформационных характеристик (модулей упругости) материалов конструктивных слоёв рекомендуется принимать их нормативные значения. Расчётные характеристики дорожно-строительных материалов и грунта земляного полотна при выполнении расчётов по критерию сопротивления усталостному разрушению от растяжения при изгибе асфальтобетонного покрытия рекомендуется назначать с учётом соответствующих длительностей действия нагрузки в зависимости от условий движения (таблица 1). Характеристики асфальтобетонов приведены в таблице 5. Характеристики дорожно-строительных материалов и грунта земляного полотна при длительности действия нагрузки 0,1 с устанавливают на основании табличных данных, приведённых в ОДН 218.046-01 [1]. Для установления их значения при других длительностях действия нагрузки (таблица 1) рекомендуется значения характеристик из таблиц ОДН 218.046-01 [1] умножить на коэффициенты, приведённые в таблицах 6-13.
Таблица 5 - Характеристики асфальтобетонов при расчёте на растяжение при изгибе
Марка битума |
Расчётные значения модуля упругости Е, МПа, при длительности действия нагрузки , сек |
m |
Нормативные значения сопротивления растяжению при изгибе , МПа, при длительности действия нагрузки , с |
|||||||
0,1 |
1,0 |
10,0 |
600,0 |
0,1 |
1,0 |
10,0 |
600,0 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Высокоплотный асфальтобетон | ||||||||||
40/60 |
8600 |
5000 |
2900 |
1100 |
6,0 |
5,0/5,6* |
10 |
6,81 |
4,64 |
2,35 |
60/90 |
6000 |
4000 |
2500 |
1100 |
5,5 |
5,2/5,9 |
9,8 |
6,45 |
4,24 |
2,02 |
90/130 |
4600 |
3300 |
2350 |
1350 |
5,0 |
5,4/6,3 |
9,5 |
5,99 |
3,78 |
1,67 |
130/200 |
3500 |
2690 |
2200 |
1500 |
4,5 |
5,8/6,8 |
9,3 |
5,58 |
3,34 |
1,35 |
200/300 |
2500 |
2200 |
1900 |
1500 |
4,3 |
5,9/7,1 |
9 |
5,27 |
3,08 |
1,19 |
Плотный асфальтобетон | ||||||||||
40/60 |
6000 |
3160 |
1900 |
780 |
6,0 |
5,0/5,6 |
10 |
6,81 |
4,64 |
2,35 |
60/90 |
4500 |
2880 |
1800 |
830 |
5,5 |
5,2/5,9 |
9,8 |
6,45 |
4,24 |
2,02 |
90/130 |
3600 |
2510 |
1780 |
1000 |
5,0 |
5,4/6,3 |
9,5 |
5,99 |
3,78 |
1,67 |
130/200 |
2600 |
2000 |
1600 |
1070 |
4,5 |
5,8/6,8 |
9,3 |
5,58 |
3,34 |
1,35 |
200/300 |
2000 |
1120 |
1500 |
1120 |
4,3 |
5,9/7,1 |
9 |
5,27 |
3,08 |
1,19 |
Пористый асфальтобетон | ||||||||||
40/60 |
3600 |
2240 |
1400 |
600 |
4,5 |
5,8/6,8 |
8,3 |
4,98 |
2,98 |
1,20 |
60/90 |
2800 |
1860 |
1250 |
650 |
4,3 |
5,9/7,1 |
8 |
4,68 |
2,74 |
1,06 |
90/130 |
2200 |
1740 |
1250 |
790 |
4,0 |
6,3/7,6 |
7,8 |
4,39 |
2,47 |
0,89 |
130/200 |
1800 |
1480 |
1230 |
870 |
3,75 |
6,6/8,2 |
7,6 |
4,11 |
2,23 |
0,75 |
200/300 |
1400 |
1260 |
1120 |
910 |
3,7 |
6,7/8,2 |
7,1 |
3,81 |
2,05 |
0,68 |
Высокопористый асфальтобетон | ||||||||||
40/60 |
3000 |
1900 |
1180 |
510 |
4,3 |
5,9/7,1 |
5,5 |
3,22 |
1,88 |
0,73 |
60/90 |
2100 |
1510 |
1050 |
510 |
4,0 |
6,3/7,6 |
5,65 |
3,18 |
1,79 |
0,64 |
90/130 |
1700 |
1260 |
950 |
600 |
3,8 |
6,5/7,9 |
5,5 |
3,00 |
1,64 |
0,56 |
* В числителе - для II дорожно-климатической зоны, в знаменателе - для III-V дорожно-климатических зон. ** Для песчаного асфальтобетона. |
Таблица 6 - Конструктивные слои из щебеночно-гравийно-песчаных смесей и грунтов, обработанных органическими и комплексными вяжущими
N п/п |
Материал слоя |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||
1 |
10 |
600 |
|||
1 |
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси и крупнообломочные грунты (оптимального/ неоптимального состава), обработанные: |
|
|
|
|
- жидкими органическими вяжущими или вязкими, в т.ч. эмульгированными органическими вяжущими; |
450/350 |
0,98 |
0,95 |
0,82 |
|
- жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными или эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными |
950/700 |
||||
2 |
Пески гравелистые, крупные, средние/ пески мелкие, супесь лёгкая и пылеватая, суглинки лёгкие, обработанные: |
|
|
|
|
- жидкими органическими вяжущими или вязкими, в т.ч. эмульгированными органическими вяжущими; |
430/280 |
0,98 |
0,95 |
0,82 |
|
- жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными или эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными |
700/600 |
Таблица 7 - Конструктивные слои из чёрного щебня
N п/п |
Материал |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||
1 |
10 |
600 |
|||
1 |
Чёрный щебень, уложенный по способу заклинки |
600-900 |
0,96 |
0,93 |
0,92 |
2 |
Слой из щебня, устроенного по способу пропитки вязким битумом и битумной эмульсией |
400-600 |
0,98 |
0,95 |
0,82 |
Примечание - Большие значения - для покрытий, меньшие - для оснований. |
Таблица 8 - Конструктивные слои из смесей щебеночно-гравийно-песчаных и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими материалами, соответствующих ГОСТ 23558-94
N п/п |
Материал |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||
1 |
10 |
600 |
|||
1 |
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси, крупнообломочные грунты (оптимальные/ неоптимальные), обработанные цементом и соответствующие марке: |
|
|
|
|
20 |
500/400 |
0,97 |
0,94 |
0,83 |
|
40 |
600/550 |
||||
60 |
800/700 |
||||
75 |
870/830 |
||||
100 |
1000/950 |
||||
2 |
То же, обработанные зольным или шлаковым вяжущим и соответствующие марке: |
|
|
|
|
20 |
450/350 |
0,97 |
0,94 |
0,83 |
|
40 |
550/500 |
||||
60 |
750/650 |
||||
75 |
870/780 |
||||
100 |
950/910 |
||||
3 |
Пески гравелистые, крупные, средние/ пески мелкие и пылеватые, супесь лёгкая и тяжёлая, суглинки лёгкие, обработанные цементом и соответствующие марке: |
|
|
|
|
20 |
400/250 |
0,97 |
0,94 |
0,83 |
|
40 |
550/400 |
||||
60 |
700/550 |
||||
75 |
870/750 |
||||
100 |
950/870 |
||||
4 |
То же, обработанные зольным или шлаковым вяжущим и соответствующие марке: |
|
|
|
|
20 |
300/200 |
0,97 |
0,94 |
0,83 |
|
40 |
450/300 |
||||
60 |
600/450 |
||||
75 |
730/600 |
||||
100 |
870/750 |
Таблица 9 - Конструктивные слои из активных материалов (шлаки, шламы, фосфогипс и др.
N п/п |
Материал |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||
1 |
10 |
600 |
|||
1 |
Основание из подобранных оптимальных смесей из высокоактивных материалов с максимальной крупностью зёрен до 40 мм, уплотнённых при оптимальной влажности |
650-870 |
0,98 |
093 |
0,92 |
2 |
То же, из активных материалов |
480-700 |
|||
3 |
Основание из рядовых неоптимальных смесей из высокоактивных материалов с максимальной крупностью 70 мм |
450-650 |
|||
4 |
То же, из активных материалов |
370-480 |
|||
Примечания 1 К высокоактивным материалам относятся материалы, имеющие прочность при сжатии от 5 до 10 МПа в возрасте 90 сут. 2 К активным материалам - материалы, имеющие прочность при сжатии от 2,5 до 5 МПа в том же возрасте. |
Таблица 10 - Конструктивные слои из смесей щебеночно-гравийно-песчаных, соответствующих ГОСТ 25607-2009 и ГОСТ 32826-2014
Материал слоя |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки ,с |
|||
1 |
10 |
600 |
|||
Щебёночные/гравийные смеси (С) для покрытий: |
|
|
|
|
|
- непрерывная гранулометрия (ГОСТ 25607-2009) при максимальном размере зерен: |
|
|
|
|
|
|
- 40 мм |
300/280 |
0,98 |
0,93 |
0,92 |
|
- 20 мм |
290/265 |
|||
Щебёночные/гравийные смеси для оснований: - непрерывная гранулометрия: |
|
|
|
|
|
|
- 80 мм |
280/240 |
0,98 |
0,93 |
|
|
- 80 мм |
275/230 |
|||
|
- 40 мм |
260/220 |
|||
|
- 20 мм |
240/200 |
|||
|
- 20 мм |
260/180 |
|||
Шлаковая щебеночно-песчаная смесь из неактивных и слабоактивных шлаков (ГОСТ 3344) |
|
|
|
|
|
|
- 70 мм |
275 |
0,92 |
||
|
- 70 мм |
260 |
|||
|
- 40 мм |
250 |
|||
|
- 20 мм |
210 |
Таблица 11 - Щебёночные основания, устраиваемые методом заклинки
Материал слоя |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||
1 |
10 |
600 |
||
Щебень фракционированный 40-80 (80-120) мм с заклинкой: |
|
|
|
|
- фракционированным мелким щебнем; |
450 350 |
0,98 |
0,93 |
0,92 |
- известняковой мелкой смесью или активным мелким шлаком; |
400 300 |
|||
- мелким высокоактивным шлаком; |
450 400 |
|||
- асфальтобетонной смесью; |
500 450 |
|||
- цементопесчаной смесью М75 при глубине пропитки 0,25-0,75 h слоя |
450-700 350-600 |
|||
Примечание - Для слоя: в числителе - из легкоуплотняемого щебня; в знаменателе - из трудноуплотняемого щебня. |
Таблица 12 - Механические характеристики теплоизоляционных слоёв
Материал |
Нормативные значения модуля упругости, Е, МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||
1 |
10 |
600 |
||
Пенопласт |
13,0-33,5 |
0,98 |
0,95 |
0,82 |
Стиропорбетон |
500-800 |
|||
Аглопоритовый щебень, обработанный вязким битумом |
400 |
|||
Керамзитовый гравий, обработанный вязким битумом |
500 |
|||
Гравий (щебень) с легкими заполнителями, обработанные вязким битумом |
500 |
|||
Цементогрунт с перлитом |
130 |
0,98 |
0,93 |
0,92 |
То же, с полистиролом, состава: гранулы полистирола 2% - 3%; песок 97% - 98% (% от массы); цемент 7% - 6% |
300 |
|||
То же, с керамзитом, состава: песок 75%; керамзит 25%; цемент 6% |
300 |
|||
Битумоцементогрунт с перлитом, состава: перлитовый щебень 25% - 20%; песок 75% - 80%; цемент 4% - 6%; битум 12% - 10% (от массы песка, перлита и цемента) |
250-350 |
0,98 |
0,95 |
0,82 |
Цементогрунт с аглопоритом, состава: супесь или песок 70% - 80%; аглопорит 30% - 20%; цемент 6% |
250-350 |
0,98 |
0,93 |
0,92 |
Золошлаковые смеси, укрепленные цементом |
150 |
|||
Грунт, укрепленный золой-уносом |
200 |
|||
Цементогрунт, обработанный эмульсией |
Таблица 13 - Коэффициенты для пересчёта значения модуля упругости грунтов ГОСТ 33063-2014
Грунт |
Модуль упругости, при относительной влажности , МПа |
Коэффициент для пересчёта значения модуля упругости, Е, МПа, при времени действия нагрузки , с |
||||||||||||
0,5 |
0,55 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
1 |
10 |
100 |
600 |
|
Пески: |
|
0,96 |
0,92 |
0,91 |
0,91 |
|||||||||
- крупные |
130 |
|||||||||||||
- средней крупности |
120 |
|||||||||||||
- мелкие |
100 |
|||||||||||||
- однородные |
75 |
|||||||||||||
- пылеватые |
96 |
90 |
84 |
78 |
72 |
60 |
60 |
54 |
48 |
43 |
||||
Супеси: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,88 |
0,71 |
0,6 |
0,55 |
- лёгкая |
70 |
60 |
56 |
53 |
49 |
45 |
43 |
42 |
41 |
40 |
||||
- пылеватая, тяжёлая пылеватая |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
||||
- лёгкая крупная |
65 |
|||||||||||||
Суглинки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,89 |
0,74 |
0,64 |
0,6 |
- лёгкий, тяжёлый |
108 |
90 |
72 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
||||
- лёгкий пылеватый, тяжёлый пылеватый |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
||||
Глины |
108 |
90 |
72 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
0,89 |
0,72 |
0,6 |
0,56 |
Расчёт дорожной одежды на участках автомобильных дорог с уровнем загрузки движением не более 0,7 при длительности действия нагрузки 0,1 с
6.4 При расчёте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием повышенной долговечности на участках автомобильных дорог с уровнем загрузки движением не более 0,7 должно быть обеспечено условие (2):
, (2)
где - требуемый коэффициент прочности с учётом заданного уровня надёжности;
- прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений, соответствующая длительности действия нагрузки 0,1 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 0,1 с, МПа.
6.5 Расчётное растягивающее напряжение определяют по формуле (3):
, (3)
где - растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 0,1 с от единичной нагрузки, при расчётных диаметрах площадки (таблица 2), передающей нагрузку, определяемое по номограмме рисунка 1, МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01, МПа.
С целью определения растягивающего напряжения устанавливаются модули упругости при длительности действия нагрузки 0,1 с: для асфальтобетона - по таблице 4, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1].
6.6 Прочность асфальтобетона при многократном растяжении при изгибе определяют по формуле (4):
, (4)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчётной низкой весенней температуре и однократном приложении нагрузки с длительностью 0,1 с, принимаемое по таблице 5, МПа;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица 14);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (Приложение 4 ОДН 218.046-01);
t - коэффициент нормативного отклонения (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1].
Рисунок 1 - Номограмма для определения растягивающего напряжения при изгибе в верхнем монолитном слое двухслойной системы
Таблица 14 - Значение коэффициентов, учитывающих снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов
Материал расчётного слоя |
|
Асфальтобетон высокоплотный |
1,0 |
Асфальтобетон плотный |
|
I марки |
0,95 |
II марки |
0,90 |
III марки |
0,80 |
Асфальтобетон пористый и высокопористый |
0,80 |
Холодный асфальтобетон |
0,80 |
6.7 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению (5):
, (5)
где - расчётное суммарное число приложений расчётной нагрузки за срок службы монолитного покрытия, определяемое в соответствии с ОДН 218.046-01 [1];
m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя, определяемый по таблице 5;
- коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице 5.
Расчёт дорожной одежды на участках автомобильных дорог с уровнем загрузки движением более 0,7 при длительности действия нагрузки 0,1 с
6.8 При расчёте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием повышенной долговечности на участках автомобильных дорог с уровнем загрузки движением более 0,7 должно быть обеспечено условие (6):
, (6)
где - требуемый коэффициент прочности с учётом заданного уровня надёжности (таблица 3.1 ОДН 218.046-01) [1];
- прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений, соответствующая длительности действия нагрузки 1 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 1 с, МПа.
6.9 Расчётное растягивающее напряжение определяют по формуле (7):
, (7)
где - растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 1 с от единичной нагрузки при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1, МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
С целью определения растягивающего напряжения устанавливаются модули упругости при длительности действия нагрузки 1 с: для асфальтобетона - по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и коэффициентов для пересчёта значения модулей упругости согласно таблицам 6-13.
6.10 Прочность асфальтобетона при многократном растяжении при изгибе определяют по формуле (8):
, (8)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчётной низкой весенней температуре и однократном приложении нагрузки с длительностью 1 с, принимаемое по таблице 5, МПа;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица 14);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1];
t - коэффициент нормативного отклонения (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1].
6.11 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению (9):
, (9)
где - расчётное суммарное число приложений расчётной нагрузки за срок службы монолитного покрытия, определяемое в соответствии с ОДН 218.046-01 [1], ед;
m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого асфальтобетонного слоя, определяемый по таблице 5;
- коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице 5.
Расчёт дорожной одежды на остановках и пересечениях автомобильных дорог с уровнем загрузки движением не более 0,7 при длительности действия нагрузки 0,1 с и 10 с
6.12 При расчёте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием повышенной долговечности на остановках и пересечениях автомобильных дорог с уровнем загрузки движением не более 0,7 должно быть обеспечено условие (10):
, (10)
где - требуемый коэффициент прочности с учётом заданного уровня надёжности (таблица 3.1 ОДН 218.046-01) [1];
- прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 0,1 с и 10 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 0,1 с, МПа.
6.13 Расчётное растягивающее напряжение определяют по формуле (11):
, (11)
где - растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 0,1 с от единичной нагрузки при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1, МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
С целью определения растягивающего напряжения устанавливают модули упругости при длительности действия нагрузки 0,1 с: для асфальтобетона - по таблице 4, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1].
6.14 Прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 0,1 с и 10 с определяют по формуле (12):
, (12)
где - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки при длительности действия как 0,1 с, так и 10 с;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица 14);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1];
t - коэффициент нормативного отклонения (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1].
6.15 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению (13):
, (13)
где m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя, определяемый по таблице 5;
- коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице 5;
- расчётное эквивалентное суммарное число приложений расчётной нагрузки как с длительностью действия 0,1 с, так и 10 с за срок службы асфальтобетонного покрытия, определяют по формуле (14), ед.:
, (14)
где - расчётное суммарное число приложений расчётной нагрузки за срок службы монолитного покрытия, определяемое в соответствии с ОДН 218.046-01 [1], ед.;
- доля от общего количества автомобилей в потоке, задерживаемых на остановках или у пересечений дорог в одном уровне (определяется на основе технико-экономических изысканий при определении интенсивности и состава движения);
- коэффициент, отражающий влияние на усталостное разрушение расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 0,1 с и 10 с, определяемый по формуле (15):
, (15)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчётной низкой весенней температуре и однократном приложении нагрузки с длительностью 10 с, принимаемое по таблице 5, МПа;
- то же с длительностью 0,1 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 10 с, МПа.
Расчётное растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 10 с определяют по формуле (16):
, (16)
где - растягивающее напряжение при длительности действия 10 с от единичной нагрузки, при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
Расчёт дорожной одежды на остановках и пересечениях автомобильных дорог с уровнем загрузки движением более 0,7 при длительности действия нагрузки 0,1 с и 10 с
6.16 При расчёте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием повышенной долговечности на остановках и пересечениях автомобильных дорог с уровнем загрузки движением более 0,7 должно быть обеспечено условие (17):
, (17)
где - требуемый коэффициент прочности с учётом заданного уровня надёжности (таблица 3.1 ОДН 218.046-01) [1];
- прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 1,0 с и 10 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 1,0 с, МПа.
6.17 Расчётное растягивающее напряжение определяют по формуле (18):
, (18)
где - растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 1 с от единичной нагрузки при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
6.18 Прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 1 с и 10 с определяют по формуле (19):
, (19)
где - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении расчётных циклических нагрузок при длительности действия 1,0 с и 10 с;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица 14);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1];
t - коэффициент нормативного отклонения (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1].
6.19 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению (20):
, (20)
где m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя, определяемый по таблице 5;
- коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице 5;
- расчётное эквивалентное суммарное число приложений расчётной нагрузки как с длительностью действия 1,0 с, так и 10 с за срок службы асфальтобетонного покрытия, определяют по формуле (21), ед.:
, (21)
где - расчётное суммарное число приложений расчётной нагрузки за срок службы асфальтобетонного покрытия, определяемое в соответствии с ОДН 218.046-01 [1], ед.;
- доля от общего количества автомобилей в потоке, задерживаемых на остановках или у пересечений дорог в одном уровне (определяется на основе технико-экономических изысканий при определении интенсивности и состава движения);
- коэффициент, отражающий влияние на усталостное разрушение расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 10 с, определяемый по формуле (22):
, (22)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчётной низкой весенней температуре и однократном приложении нагрузки с длительностью 10 с, принимаемое по таблице 5, МПа;
- то же с длительностью 1,0 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 10 с, определяемое по формуле (23):
, (23)
где - растягивающее напряжение при длительности действия 10 с от единичной нагрузки при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
Расчёт дорожной одежды автомобильной дороги, имеющей уровень загрузки движением не более 0,7 и при длительности действия нагрузок 0,1 с и 600 с, на подходах к пересечениям с железнодорожными путями
6.20 При расчёте дорожной одежды автомобильной дороги, имеющей уровень загрузки движением не более 0,7 и при длительности действия нагрузок 0,1 с и 600 с, на подходах к пересечениям с железнодорожными путями должно быть обеспечено условие (24):
, (24)
где - требуемый коэффициент прочности с учётом заданного уровня надёжности (таблица 3.1 ОДН 218.046-01) [1];
- прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 0,1 с и 600 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 0,1 с, МПа.
6.21 Расчётное растягивающее напряжение определяют по формуле (25):
, (25)
где - растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 0,1 с от единичной нагрузки при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
6.22 Прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 0,1 с и 600 с определяют по формуле (26):
, (26)
где - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица 14);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1];
t - коэффициент нормативного отклонения (Приложение 4 ОДН 218.046-01) [1].
6.23 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению (27):
, (27)
где m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя, определяемый по таблице 5;
- коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице 5;
- расчётное эквивалентное суммарное число приложений расчётной нагрузки как с длительностью действия 0,1 с, так и 600 с за срок службы асфальтобетонного покрытия, определяют по формуле (28), ед.:
, (28)
где - расчётное суммарное число приложений расчетной нагрузки за срок службы монолитного покрытия, определяемое в соответствии с ОДН 218.046-01 [1], ед.;
- доля от общего количества автомобилей в потоке, задерживаемых у железнодорожных переездов (определяется на основе технико-экономических изысканий при определении интенсивности и состава движения);
- коэффициент, отражающий влияние на усталостное разрушение расчётной нагрузки с длительностью действия 600 с, определяемый по формуле (29):
, (29)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчётной низкой весенней температуре и при однократном приложении нагрузки при длительности действия как 0,1 с, так и 600 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 600 с, МПа.
Расчётное растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 600 с определяют по формуле (30):
, (30)
где - растягивающее напряжение при длительности действия 600 с от единичной нагрузки, при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
Расчёт дорожной одежды автомобильной дороги, имеющей уровень загрузки движением более 0,7 при длительности действия нагрузок 1,0 с и 600 с, на подходах к пересечениям с железнодорожными путями
6.24 При расчёте дорожной одежды автомобильной дороги, имеющей уровень загрузки движением более 0,7 при длительности действия нагрузок 1,0 с и 600 с, на подходах к пересечениям с железнодорожными путями должно быть обеспечено условие (31):
, (31)
где - требуемый коэффициент прочности с учётом заданного уровня надёжности (таблица 3.1 ОДН 218.046-01) [1];
- прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 1 с и 600 с, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 1 с, МПа.
6.25 Расчётное растягивающее напряжение определяют по формуле (32):
, (32)
где - растягивающее напряжение при длительности действия нагрузки 1 с от единичной нагрузки при расчётных диаметрах площадки, передающей нагрузку (таблица 2), определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
6.26 Прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учётом усталостных явлений от действия расчётных циклических нагрузок с длительностью действия 1,0 с и 600 с определяют по формуле (33):
, (33)
где - коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных явлений при многократном приложении нагрузки;
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от воздействия погодно-климатических факторов (таблица 14);
- коэффициент вариации прочности на растяжение (Приложение 4 ОДН 218.046-01);
t - коэффициент нормативного отклонения (Приложение 4 ОДН 218.046-01).
6.27 Коэффициент , отражающий влияние на прочность усталостных процессов, вычисляют по выражению (34):
, (34)
где m - показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя, определяемый по таблице 5;
- коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчётной (низкой) температуры покрытия и расчётного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице 5;
- расчётное эквивалентное суммарное число приложений расчётной нагрузки как с длительностью действия 1,0 с, так и 600 с за срок службы асфальтобетонного покрытия, определяют по формуле (35), ед.:
, (35)
где - расчётное суммарное число приложений расчётной нагрузки за срок службы монолитного покрытия, определяемое в соответствии с ОДН 218.046-01 [1], ед.;
- доля от общего количества автомобилей в потоке, задерживаемых у железнодорожных переездов (определяется на основе технико-экономических изысканий при определении интенсивности и состава движения);
- коэффициент, отражающий влияние на усталостное разрушение расчётной нагрузки с длительностью действия 600 с, определяемый по формуле (36):
, (36)
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению (прочность) при изгибе при расчётной низкой весенней температуре и при однократном приложении нагрузки при длительности действия 600 с, определяемое по таблице 50, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое при длительности действия нагрузки 600 с, определяемое по формуле (37):
, (37)
где - растягивающее напряжение при длительности действия 600 с от единичной нагрузки, при расчётных диаметрах площадки (таблица 2), передающей нагрузку, определяемое по номограмме рисунка 1 (модули упругости для асфальтобетона устанавливают по таблице 5, а для остальных материалов и грунта земляного полотна - на основании табличных данных ОДН 218.046-01 [1] и с учётом коэффициентов для пересчёта значения модуля упругости при длительности действия нагрузки в соответствии с таблицами 6-13), МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряжённого состояния покрытия конструкции под двухскатным колесом; принимают равным 0,85 (при расчёте под односкатным колесом = 1,00);
p - расчётное давление, устанавливаемое согласно таблице П 1.1 ОДН 218.046-01 [1], МПа.
Библиография
[1] ОДН 218.046-01 |
Проектирование нежёстких дорожных одежд |
[2] ОДМ 218.2.020-2012 |
Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены Методические рекомендации по увеличению межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд.
Рекомендации касаются проектирования вновь сооружаемых и новых участков реконструируемых автодорог, а также капремонта существующих дорожных одежд. Особое внимание уделено участкам автодорог, на которых имеется риск заторов при заниженной пропускной способности или на которых ТС систематически замедляют движение и останавливаются.
Увеличение межремонтных сроков службы автодорог с асфальтобетонным покрытием должно производиться за счет более совершенного проектирования дорожных одежд нежесткого типа, которое состоит в уточнении правил конструирования и методики расчета одежд. При этом учитывается многократное воздействие кратковременных и статических нагрузок.
Расчет прочности слоев асфальтобетонного покрытия выполняют по допускаемым напряжениям на растяжение при изгибе. При этом рассматриваются одежды, для которых обеспечено выполнение критерия предельного состояния при расчете прочности на сдвиг в слоях с пониженной сопротивляемостью сдвигу и в грунте земляного полотна.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.065-2015 "Методические рекомендации по увеличению межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 27 января 2016 г. N 111-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был