1. В случае, если комиссия заказчика считает представленные в составе заявки участника закупки договоры не соответствующие требованиям порядка оценки заявок, комиссия вправе присвоить минимальный балл по соответствующему показателю (критерию).
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика - при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации командировок выездных мероприятий работников Заказчика (далее - Конкурс).
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 1.7.2 Конкурсной документации Заказчик, комиссия обязаны отстранить участника закупки от участия в закупке на любом этапе ее проведения в случае:
1) установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 3.2 и пунктом 3.2.1 настоящей документации;
2) установления факта несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке в соответствии с пунктом 1.4. настоящей документации;
3) не поступления денежных средств на счет, указанный Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты окончания срока подачи заявок в конкурсе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе должны содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника закупки.
Согласно приложению N 1 к Информационной карте конкурса документации о Конкурсе (далее - Приложение N 1) оценка по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" осуществляется следующим образом:
Для оценки заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
Показатель |
Шкала баллов |
Весовой коэффициент (доля, %) |
Наличие у участника открытого конкурса системы онлайн бронирования для корпоративных клиентов |
Да - 50 баллов |
0,30 |
Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек |
От 0 до 2 договоров - 0 баллов, |
|
Общее количество положительных отзывов о качестве оказанных претендентом услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) за последние 3 года (подтверждается копиями отзывов). |
От 0 до 2 копий документов - 0 баллов, |
|
Итого |
100 |
0,3 (30%) |
Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг", определяется по формуле:
Rei = E1i+E2i+E3i
где:
Rei - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
E1i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участника открытого конкурса системы онлайн бронирования для корпоративных клиентов".
E2i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек".
E3i - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Общее количество копий документов за последние 3 года, подтверждающие наличие у участника открытого конкурса положительных отзывов о качестве оказанных услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых)". Для расчета итогового рейтинга по данному критерию рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" умножается на соответствующий коэффициент значимости (0,30).
При оценке заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и (или) квалификации участника конкурса.
Ознакомившись с заявкой Заявителя Комиссия установила, что ООО "Э" представлена в составе заявки Форма 4 "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг". Согласно пункту 2 ранее названной формы для подтверждения соответствия показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" участником заявляется 10 договоров с корпоративными заказчиками на оказание услуг делового туризма. Подтверждается копиями договоров на оказание услуг по организации и реестр заказов по наиболее крупным заказчикам.
В то же время в составе заявки отсутствует, в том числе в Форме 4 и в копиях договоров информация о численности сотрудников компаний, которым ранее оказывались услуги по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями.
Таким образом, доводы Заказчика о предоставлении Заявителем в составе заявки недостоверных сведений, основанные на включении участником в состав заявки договоров с организациями, имеющими численность менее 500 человек, неправомерны.
Факт несоответствия представленных участником документов, необходимых для целей их дальнейшей оценки, конкретному критерию оценки, не может оцениваться в качестве недостоверных сведений.
Недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
ООО "Э" в свою очередь были представлены 10 договоров с различными организациями, свидетельствующие о наличии у Заявителя соответствующего опыта, при этом как указывалось ранее, в документах, представленных для подтверждения соответствия нестоимостному критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" отсутствует информация о численности сотрудников организаций. Ввиду чего, представленные сведения не могут быть признаны в качестве недостоверных. При этом, в случае установления факта несоответствия документов, представленных для их последующей оценки по какому-либо из критериев, Заказчик вправе не оценивать представленные документы и присвоить участнику количество баллов, соразмерное количеству договоров, подтверждающий необходимый опыт. Кроме того, Комиссия отмечает, что для получения максимального балла по позиции "общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг" необходимо представить 5 и более договоров. В то же время, Заказчиком не оспаривается несоответствие восьми из десяти представленных Заявителем в составе заявки договоров.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности отклонения заявки Заявителя и о признании жалобы Заявителя обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно п. 2 ранее названной формы для подтверждения соответствия показателю "Общее количество исполненных за последние 3 года договоров на оказание услуг по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями, численность сотрудников которых превышает 500 человек" участником заявляется 10 договоров с корпоративными заказчиками на оказание услуг делового туризма. Подтверждается копиями договоров на оказание услуг по организации и реестр заказов по наиболее крупным заказчикам.
В то же время в составе заявки отсутствует, в том числе в Форме 4 и в копиях договоров информация о численности сотрудников компаний, которым ранее оказывались услуги по организации командировок и выездных мероприятий работников (в том числе и групповых) с компаниями.
Таким образом, доводы Заказчика о предоставлении Заявителем в составе заявки недостоверных сведений, основанные на включении участником в состав заявки договоров с организациями, имеющими численность менее 500 человек, неправомерны.
Факт несоответствия представленных участником документов, необходимых для целей их дальнейшей оценки, конкретному критерию оценки, не может оцениваться в качестве недостоверных сведений. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2015 г. по делу N А40-159245/2015)
2. Комиссия заказчика обязана предъявлять к участнику закупки только те требования, которые указаны в документации о закупке.
Заказчик проводил открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке территорий Заказчика.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен в пункте 1.9.2. Положения о закупке.
Положением о закупке (Приложение N 11 к Положению о закупке) предусмотрена: "Балльная методика оценки и сопоставления заявок на выполнение работ, оказание услуг, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" (далее - Балльная методика).
Согласно пункту 3 Раздела II Балльной методики: "_по критерию "Квалификация участника конкурса" установлен перечень возможных подкритериев. По критерию "Квалификация участника конкурса" установлен подкритерий "Опыт выполнения работ (оказания услуг) для ГУП "Петербургский метрополитен"._".
Согласно пункту 4.3.2 Документации (том 1) выигравшим торги на электронном конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в Документации (том 2).
Согласно пункту 2.2 пункта 2 раздела 12 Документации (том 2) подкритерий "Опыт выполнения работ (оказания услуг) для ГУП "Петербургский метрополитен" оценивается исходя из анализа наличия заключенных договоров с ГУП "Петербургский метрополитен" на выполнение работ (оказание услуг), указанных в форме N 3 "Анкета участника", а также договоров с ГУП "Петербургский метрополитен" на выполнение работ (оказание услуг), представленных в составе заявки и определяется:
,
если в форме N 3 "Анкета участника" участника конкурса указаны данные по заключенным договорам с ГУП "Петербургский метрополитен" на выполнение работ (оказание услуг) и (или) в составе заявки представлены договоры с ГУП "Петербургский метрополитен" на выполнение работ (оказание услуг).
,
если в форме N 3 "Анкета участника" участника отсутствуют данные по заключенным договорам с ГУП "Петербургский метрополитен" на выполнение работ (оказание услуг), а также в составе заявки не представлены договоры с ГУП "Петербургский метрополитен" на выполнение работ (оказание услуг).
где:
- количество баллов, по подкритерию "Опыт выполнения работ (оказания услуг) для ГУП "Петербургский метрополитен", определенное по i-ой заявке;
i - порядковый номер заявки участника".
На заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что наличие соответствующего опыта оказания услуг именно Заказчику свидетельствует о том, что условия исполнения договора, содержащиеся в заявке лица, которое не имеет данный опыт, менее выгодны для Заказчика.
Таким образом, установление подкритерий "Опыт выполнения работ (оказания услуг) для ГУП "Петербургский метрополитен" по критерию "Квалификация участника конкурса" в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 раздела 12 Документации (том 2) противоречит пункту 1.9.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Исходя из требований части 5 статьи 4 Закона о закупках на официальном сайте размещается, в том числе, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, договор, заключаемый по итогам закупки, составляется путем включения в него существенных условий, указанных в проекте договора, являющимся неотъемлемой частью документации, а также условий договора, которые в соответствии с документацией о закупке должны быть предложены победителем закупочной процедуры.
Согласно проекту договора по лоту N 1 исполнитель по заданию Заказчика обязуется оказывать услуги по комплексной уборке привестибюльных территорий станций, внутренних и наружных территорий административно-бытовых комплексов ГУП "Петербургский метрополитен" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Договору).
По результатам проведения Конкурса по лоту N 1 заключены:
- договор от 18.02.2015 N 20000000000000055141 возмездного оказания услуг по комплексной уборке привестибюльных территорий станций ГУП "Петербургский метрополитен";
- договор от 18.02.2015 N 20000000000000055149 возмездного оказания услуг по комплексной уборке внутренних и наружных территорий административно-бытовых комплексов ГУП "Петербургский метрополитен".
Таким образом, в нарушение условий исполнения договора, содержащихся в проекте договора Документации, а именно: в пункте 1.1 "исполнитель обязуется оказывать услуги по комплексной уборке привестибюльных территорий станций, внутренних и наружных территорий административно-бытовых комплексов ГУП "Петербургский метрополитен" Заказчиком заключены два различных по предмету договора, а именно: "возмездное оказание услуг по комплексной уборке привестибюльных территорий станций ГУП "Петербургский метрополитен" и "возмездное оказание услуг по комплексной уборке внутренних и наружных территорий административно-бытовых комплексов ГУП "Петербургский метрополитен".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в предъявлении к условиям исполнения договора требований, которые не указаны в Документации, а именно: заключение договора на условиях, не предусмотренных Документацией, противоречат нормам пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "Значимость подкритерия "Опыт выполнения работ (оказания услуг) для ГУП "Петербургский метрополитен" для участника у которого отсутствуют заключенные договоры с ГУП "Петербургский метрополитен" составит 0 баллов. Следовательно, заявка иного участника, который имеет опыт выполнения работ с ГУП "Петербургский метрополитен" в любом случае будет иметь приоритет относительно заявки участника, который осуществлял аналогичные работы в иных ГУП метрополитена.
Таким образом, судом правильно установлено, что подкритерий "Опыт выполнения работ (оказания услуг) для ГУП "Петербургский метрополитен" по критерию "Квалификация участника конкурса" в соответствии с пп. 2.2 п. 2 разд. 12 Документации (том 2) противоречит пункту 1.9.2 Положения о закупке, п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушает ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме того, суд пришел к правомерному выводу, что антимонопольным органом установлено незаконное заключение заявителем по итогам закупки двух договоров по лоту N 1.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В силу ч. 6 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 г. по делу N А40-74911/2015)
3. В случае, если заказчик установил требование о представлении в составе заявки участника закупки допуска СРО, он должен указать какие конкретно допуски должны быть представлены.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по усилению конструкций здания Заказчика (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно подпункту 5 пункта 4.3 Документации к участникам Конкурса (а также к каждому из участников консорциума) устанавливается требование о наличии у участника конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС, при этом в течение каждого года указанного периода должен быть выполнен минимум 1 договор на сумму не менее 5 млн руб.
Подпунктом 5 "в" пункта 10.2. Документации установлено, что заявка должна содержать, в том числе, справку об опыте успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3-х лет до даты размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС с учетом требований, установленных подпунктом 5 пункта 4.3. настоящей документации (по форме Приложения 6 к настоящей документации) с приложением копий договоров и актов выполненных работ по одному договору и акту за каждый подтверждаемый год опыта работы. В случае заключения договоров по результатам закупочных процедур, проводившихся в электронной форме, в том числе в рамках федеральных законов от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, допускается ссылка на извещение о закупке, по результатам которой заключен соответствующий договор.
Вместе с тем, градостроительным законодательством Российской Федерации не определено понятие "работы по усилению конструкций зданий".
Таким образом, из Документации не представляется возможным определить опыт выполнения каких именно видов работ признается Заказчиком опытом выполнения работ по усилению конструкций зданий, что Заказчик подразумевает под формулировкой "успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий", а также каким образом выделяется опыт выполнения работ по усилению конструкций зданий в случае представления участником Конкурса договоров на выполнение капитального ремонта объектов капитального строительства.
Учитывая вышеизложенное, установление Заказчиком требования о наличии у участника Конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с подпунктом 8 пункта 4.3 Документации к участникам Конкурса (а также к каждому из участников консорциума) устанавливается требование о наличии у участника Конкурса свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ (далее - СРО) в соответствии с проектной документацией и Техническим заданием.
Согласно подпункту 7 пункта 4 Документации к участникам Конкурса установлено требование о наличии квалифицированных специалистов необходимых для выполнения работ, в том числе имеющих удостоверения по электробезопасности, проведению огневых работ (с талоном по пожарной безопасности) и высотных работ.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, на какие конкретно виды работ участник должен иметь СРО, какой квалификации специалисты необходимы для выполнения работ, количество таких специалистов, что является нарушением требования 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 4.1 Документации к участию в конкурсе приглашаются юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также объединенные в группу (консорциум) юридические и (или) физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 4.3 Документации к участникам конкурса (а также к каждому из участников консорциума) устанавливаются следующие требования:
"...1) в отношении участника конкурса не проводится процедура ликвидации (для юридического лица) и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурса (юридического лица, индивидуального предпринимателя) банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства;
2) на день подачи заявки деятельность участника конкурса не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) отсутствие у участника конкурса - юридического лица задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате рассмотрения заявок;
4) отсутствие сведений об участнике конкурса в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Законом N 223-ФЗ, размещенных на официальном сайте Российской Федерации;
5) наличие у участника конкурса опыта успешного выполнения работ по усилению конструкций зданий не менее 3 лет до даты размещения извещения о проведении конкурса в ЕИС, при этом в течение каждого года указанного периода должен быть выполнен минимум 1 договор на сумму не менее 5 млн руб.;
6) наличие не менее 2-х инженерно-технических работников с высшим строительным образованием в штате участника конкурса для организации и руководства производственными процессами при выполнении работ;
7) наличие квалифицированных специалистов необходимых для выполнения работ, в том числе имеющих удостоверения по электробезопасности, проведению огневых работ (с талоном по пожарной безопасности) и высотных работ;
8) наличие у участника конкурса свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к видам работ в соответствии с проектной документацией и ТЗ;
9) ответственность участника закупки за нанесение вреда третьим лицам, причиненного в ходе выполнения работ и/или вследствие недостатков работ, должна быть застрахована на сумму 30 000 000,00 (Тридцать миллионов) рублей.
10) заявка участника конкурса должна быть обеспечена путем внесения денежных средств на указанный Агентством счет.
11) наличие у участника конкурса предложения о сроке гарантии качества на выполненные работы и использованные материалы в соответствии с ТЗ...".
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требования, указанного в пункте 1.2.2 Документации, к коллективному участнику Конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках).
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно Извещению и пункту 2 Документации предметом Конкурса является выполнение своими силами и средствами работ усилению конструкций здания Агентства, расположенного по адресу: г. Москва, Верхний Таганский тупик, д. 4 (далее - работы), в соответствии с Проектом ((далее - проектная документация), и согласно Техническому заданию.
В соответствии с Техническим заданием "...работы должны быть выполнены в полном объеме, с надлежащим качеством, на основании Проекта шифр: 106 (далее - Проектная документация), Проекта производства работ (ППР), разработанного организацией выполняющей Работы (далее - Производитель работ), а также согласно требованиям и нормам по технике безопасности и пожарной безопасности и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы, действующими в области проектирования и строительства (включая регламенты, своды правил, СНиПы, ГОСТы и т.д.)...".
Учитывая вышеизложенное, из Извещения, Документации, проектной документации, Технического задания не представляется возможным определить объем выполняемых работ, что нарушает требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 14.1 Документации оценка заявок осуществляется на основании следующих критериев:
1.1. Цена договора;
1.2. Опыт выполнения работ по усилению конструкций зданий (далее - Опыт выполнения работ);
1.3. Срок гарантий на выполненные работы и использованные материалы (далее - Срок гарантии).
В соответствии с пунктом 14.4 Документации для целей оценки заявок критериям оценки присвоена следующая значимость.
N п/п |
Критерии оценки заявок |
Значимость критерия оценки (коэффициент значимости) |
1 |
Цена договора |
50% (0,50) |
2 |
Опыт выполнения работ |
35% (0,35) |
3 |
Срок гарантии |
15% (0,15) |
При этом пунктом 14.9 Документации установлено:
"...По каждой заявке Комиссия оценивает опыт выполнения работ на основе представленной информации в заявке. Количество баллов, присуждаемых по критерию "Опыт выполнения работ" рассчитывается следующим образом.
N |
Значение критерия |
Присваиваемые баллы |
1 |
Если участником конкурса представлено 7 договоров, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий |
100 баллов |
2 |
Если участником конкурса представлено 6 договоров, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий |
80 баллов |
3 |
Если участником конкурса представлены 5 договора, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий |
60 баллов |
4 |
Если участником конкурса представлены 4 договора, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий |
40 баллов |
5 |
Если участником конкурса представлены 3 договора, подтверждающих успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий |
20 баллов |
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Опыт выполнения работ", определяется путем умножения количества присужденных баллов на значимость критерия оценки.
Лучшим условием исполнения договора по критерию "Опыт выполнения работ" признается наибольшее значение критерия".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, что Заказчик подразумевает под формулировками "успешное выполнение работ по усилению конструкций зданий".
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, согласился с выводами ФАС России и оставил решение в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2015 г. по делу N А40-169640/15)
4. Заказчик не вправе ограничивать перечень банков, чьи банковские гарантии могут быть представлены в качестве обеспечения заявки или контракта.
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бумажной продукции (далее - Аукцион).
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно пункту 6.7.3 Аукционной документации Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:
- непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
- несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям;
- невнесения обеспечения аукционной заявки (если аукционной документацией установлено такое требование);
- несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:
аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;
документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);
- отказа участника от продления срока действия заявки и обеспечения аукционной заявки.
В соответствии с пунктом 7.1.8.7 Аукционной документации в аукционной заявке должны быть представлены, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения аукционной заявки (если в извещении и аукционной документации содержится данное требование): оригинал банковской гарантии (если обеспечение заявки установлено в форме представления банковской гарантии) или оригинал или копия, заверенная банком, платежного поручения о перечислении денежных средств; при представлении заявки в электронной форме платежное поручение может быть сканировано с оригинала или копии, заверенной банком (если обеспечение заявки установлено в форме предоставления денежных средств).
Согласно пункту 1.6 Аукционной документации обеспечение аукционной заявки должно быть оформлено в виде банковской гарантии. Размер обеспечения аукционной заявки составляет 150 000,00 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии с пунктом 7.6.10 Аукционной документации обеспечение аукционной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению N 3 к аукционной документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении N 4 аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок, установленного в пункте 1.8 аукционной документации. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе аукционной заявки.
Приложением N 3 к Аукционной документации утверждена форма Банковской гарантии, согласно которой предусмотрена обязанность Банка по выплате денежной суммы в случае уклонения принципалом от заключения договора по итогам аукциона в течение 30 дней.
Приложением N 4 к Аукционной документации утвержден Список банков, чьи гарантии заказчик принимает для обеспечения заявки в аукционах. В указанный список входит 51 банк.
Согласно пояснениям Заказчика при рассмотрении представленных в составе заявки Заявителя документов выявлено, что в составе аукционной заявки представлена банковская гарантия N 62 от 09.06.2015, в которой указано, что гарант по банковской гарантии исполняет свои обязательства перед Заказчиком в случае, если ООО "Р" будет признан победителем и он уклонится от подписания договора в срок, не превышающий 90 дней с даты опубликования информации об итогах аукциона. При этом согласно приложению N 3 к Аукционной документации в банковской гарантии должна быть предусмотрена обязанность Банка по выплате денежной суммы в случае уклонения принципалом от заключения договора по итогам аукциона в течение 30 дней. В этой связи Заказчик пришел к выводу о несоответствии представленной банковской гарантии своим требованиям.
Между тем, Комиссия пришла к выводу о том, что требование к обеспечению заявки на участие в Аукционе только в форме представления банковской гарантии ничем не обосновано Заказчиком. Кроме того, Заказчиком не представлено обоснование невозможности предоставления обеспечения аукционной заявки, к примеру, в форме внесения денежных средств (при условии начальной (максимальной) цены договора - 3 903 506,25 руб, размера обеспечения заявки - 150 000,00 руб), что приводит к ограничению конкуренции и послужило основанием для отклонения заявки Заявителя.
При изучении заявки Заявителя на участие в Аукционе Комиссия установила, что в ее составе представлена банковская гарантия от 09.06.2015 N 62 на сумму 150 000,00 руб (в соответствии с требованиями Аукционной документации), выданная банком, входящим в список приложения N 4 к Аукционной документации, по форме, установленной приложением N 3 к Аукционной документации. При этом различие в сроках выплаты Банком денежной суммы в случае уклонения принципала от заключения договора по итогам Аукциона не свидетельствует об отсутствии обеспечительной функции банковской гарантии Заявителя при подаче заявки на участие в процедуре.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять положения аукционной документации, ориентируясь на удовлетворение потребностей, не освобождает его от обязанности при формировании аукционной документации соблюдать иные требования действующего законодательства и в любом случае не должно приводить к нарушению Закона о закупках в части ограничения круга участников. Установление любых требований в закупочной документации должно иметь под собой объективную необходимость, однако в настоящем случае Заказчиком не представлено доказательств наличия у него такой необходимости применительно к обеспечению заявки.
В силу части 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром. Главным предназначением банковской гарантии является ее обеспечительная функция.
Комиссия учитывает, что в рассматриваемом случае банковская гарантия должна была обеспечивать лишь участие (заявку), но не обязательства контрагента перед заказчиком в рамках заключенного и исполняемого договора.
Доказательств того, что представленная банковская гарантия не выполняет обеспечительную функцию, Заказчиком представлено не было, а Комиссией не установлено.
Не установлено антимонопольным органом также правовых оснований для установления требований к форме банковской гарантии, поскольку действующее гражданское законодательство таких требований не предусматривает, что ставит участников в зависимость от действий третьих лиц, поскольку предоставление банковской гарантии Банком должно быть по форме, установленной Аукционной документацией Заказчика. Положениям статей 368-379 ГК РФ представленная Заявителем банковская гарантия отвечала.
Доказательств объективной необходимости установления повышенных требований к форме банковской гарантии, с учетом того, что данное требование предъявлено на стадии подачи заявок, Заказчиком не представлено.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в на участие в Аукционе подано три заявки, при этом допущена до участия только заявка одного участника.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки отнесены к основополагающим принципам закупочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Установление Заказчиком повышенных требований к банкам-гарантам, к форме банковской гарантии, а также отсутствие возможности выбрать альтернативный способ обеспечения заявки на участие в Аукционе упомянутым требованиям антимонопольного законодательства не соответствовало, в связи с чем отказ в допуске Заявителю на основании несоответствия требованиям аукционной документации является неправомерным. В действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчик не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Установление обеспечения аукционной заявки, в том числе в виде банковской гарантии, не противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем в данном случае установление безальтернативного способа обеспечения аукционной заявки только в виде банковской гарантии, как правомерно указал антимонопольный орган, учитывая в совокупности размер обеспечения - 150000 руб.; срок приема заявок; конкретный перечень банков, гарантии которых принимаются организатором торгов; требования о представлении оригинала гарантии в составе заявки; может создать определенные трудности потенциальным участникам закупки в получении такого обеспечения в указанные сроки при отсутствии альтернативной возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, способствовать ограничению числа потенциальных участников закупки и, таким образом, привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении Аукциона. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2015 г. по делу N А40-149661/15)
5. В случае, если победитель закупки не передает подписанный со своей стороны проект договора в срок, установленный в документации о закупке, такая организация признается уклонившейся от подписания договора.
В ФАС России поступило заключение Московского УФАС, содержащее следующую информацию.
19 февраля 2014 открытым акционерным обществом Организатором закупки было размещено извещение о проведении открытого одноэтапного запроса предложений без предварительного отбора для определения наилучших условий оказания услуг по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений филиала Заказчика.
Начальная (максимальная) цена договора определена в размере 3 071 455,24 руб.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов на участие в закупке было подано девять заявок, в том числе, заявка общества с ограниченной ответственностью "В".
18 марта 2014 ООО "В" направлено предложение о добровольном снижении цены, в связи с чем организатором было принято решение отложить рассмотрение открытого одноэтапного запроса предложений без предварительного отбора и провести процедуру уторговывания.
Согласно протоколу N 23 от 20 марта 2014 по результатам рассмотрения и проверки информации об участниках открытого одноэтапного запроса предложений без предварительного отбора организатором не было отклонено ни одной заявки участников.
В соответствии с протоколом N 24 от 28 марта 2014 в процедуре уторговывания приняли участие семь участников.
В связи с проведением повторной процедуры уторговывания, организатором принято решение отложить рассмотрение открытого поэтапного запроса предложений без предварительного отбора и проведена дополнительная оценка заявок участников.
Согласно протоколу N 26 от 03 апреля 2014 в повторной процедуре уторговывания приняли участие шесть участников.
По подведению итогов запросов предложений заявка ООО "В" была признана лучшей.
В соответствии с условиями документации о запросе предложений договор подлежит подписанию в течение 5 рабочих дней.
08 апреля 2014 протокол подведения итогов N 26 от 03 апреля 2014 был опубликован на официальном Интернет сайте организатора, на электронной торговой площадке и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
Таким образом, подписанный текст договора на условиях, содержащихся в документации и представленной участником заявке, должен был быть представлен заказчику победителем до 15 апреля 2014.
Поскольку обществом в установленный документации о запросе предложений срок в адрес организатора не поступил подписанный ООО "В" договор оказания услуг по результатам запроса предложений, Заказчиком было принято решение, оформленное протоколом N 41 от 25 мая 2014, о признании участника размещения заказа ООО "В" уклонившимся от заключения договора по результатам проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений филиала Заказчика и признании заявки ООО "М" лучшей.
26 апреля 2014 Заказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - УФАС России по г. Москве) соответствующие сведения для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
По итогам проведенной проверки на основании данного сообщения УФАС России по г. Москве подготовлено заключение от 14 июля 2014, которым рекомендовано включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "В", в связи с уклонением от заключения договора.
На основании указанного заключения ФАС России был издан приказ от 24 октября 2014 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренных Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в соответствии с которым в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года включены сведения в отношении ООО "В".
ООО "В" обжаловало указанный приказ в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, отменил решение ФАС России о включении ООО "В" в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и оставил приказ ФАС России в силе. Суд кассационной инстанции также пришел к выводу о законности решения ФАС России.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 г. по делу N А40-212614/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор судебной практики по отдельным вопросам в сфере закупок.
Разъяснены вопросы оценки заявок. Так, если комиссия заказчика считает представленные в составе заявки договоры не соответствующими требованиям порядка оценки заявок, комиссия вправе присвоить минимальный балл по соответствующему показателю (критерию).
Затронуты требования, устанавливаемые заказчиком. Указано, что комиссия заказчика обязана предъявлять к участнику закупки только те требования, которые приведены в документации о закупке. В случае, если заказчик установил требование о представлении в составе заявки допуска СРО, он должен указать, какие конкретно допуски должны быть представлены.
Указывается, что заказчик не вправе ограничивать перечень банков, чьи банковские гарантии могут быть представлены в качестве обеспечения заявки или контракта.
Обращается внимание на важность соблюдения сроков передачи победителем закупки проекта договора. Если он не передает подписанный проект договора в срок, установленный в документации о закупке, то признается уклонившимся от подписания договора.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.