Нормы искусственного освещения на судах речного флота
(утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 10 декабря 1979 г. N 2109-79)
1. Общие положения
1.1. Настоящие нормы должны использоваться при проектировании искусственного освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок речных судов и судов смешанного "река-море" плавания.
Проектирование установок местного освещения, поставляемых комплектно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими нормами.
Примечание. Основные термины и определения, использованные в настоящих Нормах, приведены в приложении 1 к настоящим Нормам.
1.2. С введением в действие настоящих норм отменяются нормы и требования к проектированию и устройству искусственного освещения, изложенные в п.п. 2.10.95-2.10.101 "Санитарных правил для судов внутреннего плавания СССР" N 1751-77.
1.3. Искусственное освещение на речных судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:
а) система общего освещения,
б) система комбинированного освещения, когда к общему освещению добавляется местное.
Примечание. Применение одного местного освещения не допускается.
1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.
Лампы накаливания используются преимущественно:
а) для местного освещения,
б) для освещения помещений с временным пребыванием людей,
в) во взрыво- и пожароопасных помещениях, а также в помещениях с неблагоприятными условиями труда (особо сырые, пыльные, с химически активной средой),
г) если применение люминесцентных ламп по техническим причинам невозможно.
1.5. В машинных отделениях и производственных помещениях для производства ремонтных работ следует предусматривать переносное освещение.
1.6. Аварийное освещение надлежит проектировать в соответствии с требованиями Речного Регистра РСФСР, а на судах смешанного плавания - Регистра СССР.
Аварийное освещение для эвакуации людей из помещений должно обеспечивать освещенность на палубе и на ступенях трапов не менее 1 лк. Аварийное освещение для продолжения работы в рулевых рубках и МКО должно обеспечивать освещенность не менее 5 лк.
Примечание. На судах смешанного (река-море) плавания и больших пассажирских судах должны быть предусмотрены две системы аварийного освещения с питанием от аварийного дизель-генератора и аккумуляторной батареи.
Аварийное освещение от дизель-генератора должно обеспечивать:
а) на рабочих поверхностях освещенность не менее 25% от уровней, установленных для рабочего освещения этих поверхностей в системе общего освещения лампами накаливания,
б) по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не ниже 5 лк.
Аварийное освещение от аккумуляторной батареи должно обеспечивать по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не ниже 1 лк.
1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение освещенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в таблице 1.
Таблица 1
1.8. В проектах искусственного освещения должна быть предусмотрена возможность доступа к светильникам общего освещения для их обслуживания.
1.9. При выборе цвета окраски интерьеров следует учитывать цвета в зависимости от спектрального состава применяемых источников света.
1.10. На судах должны быть предусмотрены специальные помещения или ящики для хранения отработанных газоразрядных ламп.
2. Нормы освещенности
2.1. Нормы освещенности помещений речных судов, а также судов смешанного "река-море" плавания приведены в таблице 2.
2.2. Для общего освещения в системе комбинированного освещения рекомендуется использовать люминесцентные лампы, независимо от типа источника света, применяемого в светильниках местного освещения.
В помещениях, где общее освещение выполнено люминесцентными лампами, а местное - лампами накаливания, уровни освещенности от общего освещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к люминесцентным лампам.
2.3. В машинных отделениях и производственных помещениях при включении дополнительных светильников общего освещения и стационарных или переносных светильников местного освещения для проведения ремонтно-наладочных работ должны быть обеспечены уровни освещенности, устанавливаемые по таблице 2.
Таблица 2
Нормы освещенности и качественных показателей освещения судовых помещений
2.4. Для общего освещения машинных отделений и производственных помещений без естественного света или с недостаточным естественным освещением, предназначенных для постоянного пребывания работающих, должны применяться люминесцентные лампы независимо от принятой системы освещения. Использование ламп накаливания допускается только в случаях невозможности применения люминесцентных ламп.
2.5. На судах, предназначенных для круглогодичной навигации в Северо-Западных и Северо-Восточных районах страны рекомендуется предусматривать установки искусственного УФ облучения (фотарии) в соответствии с "Гигиеническими требованиями к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правилами их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота", N 1432-76.
3. Качество освещения
3.1. Максимально допустимые значения показателя ослепленности (Р) и коэффициента пульсации освещенности (Кп) приведены в таблице 2 (графы 11-12).
Примечание. При проектировании осветительных установок показатель ослепленности не ограничивается в случаях, указанных в приложении 2 к настоящим Нормам.
3.2. В случае, когда в одном помещении перемежаются работы, для которых нормируются разные значения показателя ослепленности или коэффициента пульсации освещенности, следует для всего помещения принимать значения с учетом требований наиболее точной работы.
3.3. Для местного освещения должны использоваться светильники с непросвечивающимися отражателями, имеющие защитный угол не менее 30°.
Допускается использование светильников местного освещения с отражателями, имеющих защитный угол от 10° до 30°, при расположении их ниже уровня глаз работающего.
Заместитель Главного |
Заиченко А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормы искусственного освещения на судах речного флота (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 10 декабря 1979 г. N 2109-79)
Текст документа приводится по изданию Министерства здравоохранения СССР (Москва, 1980 г.)
Нормы искусственного освещения на судах речного флота разработаны в Научно-исследовательском институте гигиены водного транспорта, кандидатом медицинских наук И.Н. Данцигом
Настоящие нормы согласованы Министерством судостроительной промышленности СССР письмом N 6/88-115 от 14.08.79 г., Министерством речного флота РСФСР письмом N 14-3-123-597 от 19.06.79 г. и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота письмом N 5 08/1728 от 15.10.79 г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10 июля 2020 г. N 19 настоящий документ признан не действующим на территории Российской Федерации с 10 июля 2020 г.