Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Порядок
обучения (переобучения) персонала, принимающего участие в исследованиях токсичности химических веществ и смесей на их основе
1. Область применения
1.1. С целью обеспечения качества токсикологических исследований воздействия химических веществ и смесей на их основе на организм человека разработан порядок обучения (переобучения) персонала, принимающего участие в испытаниях.
2. Общие положения
2.1. Руководство организации, проводящей исследования токсичности химических веществ и продукции на их основе на организм человека, в соответствии с правилами надлежащей лабораторной практики должно обеспечить достаточное количество сотрудников для их выполнения, создать систему обучения и подготовить необходимую документацию.
2.2. Сотрудник, участвующий в проведении или ответственный за контроль проводимого исследования, должен иметь соответствующее образование и квалификацию, а также опыт работы, которые позволят ему выполнить назначенные функции в соответствии с правилами надлежащей лабораторной практики.
2.3. Организация, выполняющая исследования токсичности химических веществ и продукции на их основе должна подготовить, иметь и вести следующую документацию:
- организационная структура учреждения;
- должностные инструкции и резюме всех сотрудников, работающих в данной организации, в том числе, по контракту;
- карты полномочий.
2.4. Форма каждого документа определяется в стандартной операционной процедуре (СОП). Документы необходимо периодически обновлять и проверять в ходе контроля качества ведения документации по системе обучения. Вся информация должна быть доступна как для Национального органа мониторинга, так и для спонсоров исследования.
2.5. Должностная инструкция каждого сотрудника должна содержать четкое определение задач и обязанностей, соответствовать его образованию, квалификации, полномочиям, компетентности, профессиональному уровню. Должностные инструкции необходимо пересматривать с определенной периодичностью (указанной в СОП) или в случае реорганизации.
2.6. Круг обязанностей персонала должен охватывать все стороны исследований, проводимых в рамках надлежащей лабораторной практики, но при этом не должен быть слишком обширным, чтобы исключить риск снижения качества.
2.7. Резюме каждого сотрудника, в том числе технического персонала, должно содержать сведения об образовании, повышении квалификации, обучении, мастерстве и опыте работы. Резюме каждого сотрудника должно:
a) быть стандартной, утвержденной формы;
b) периодически обновляться;
c) содержать следующую информацию:
- Ф.И.О., возраст, пол;
- сведения об образовании (дипломы, свидетельства и т.п.) и повышении квалификации;
- сведения об опыте работы как в данном учреждении, так и на предыдущем месте работы;
- список публикаций;
- членство в профессиональных ассоциациях;
- владение иностранными языками.
2.8. Компетентность сотрудников во многом зависит от системы профессионального обучения и/или переподготовки и повышения квалификации, созданной в учреждении. При создании системы обучения следует опираться на ISO 10015:1999.
2.9. Обучение является неотъемлемой частью системы обеспечения качества научного исследования. Поэтому прохождение обучения и/или повышения квалификации должно быть документировано способом, единым для всех систем управления надлежащей лабораторной практикой:
- иметь формальную часть;
- иметь утверждение;
- должно быть оформлено документально в стандартном формате;
- должно быть описано в стандартных операционных процедурах (СОП);
- должно быть заархивировано для возможности исторической реконструкции обучения.
2.10. Новые методы исследований и новые направления деятельности учреждения всегда требуют определенной переподготовки или дополнительной подготовки сотрудников и технического персонала.
3. Система обучения
3.1. Система обучения состоит из следующих основных частей:
- определение необходимости обучения (качество и количество);
- планирование;
- обучение;
- мониторинг результатов обучения.
3.2. Сотрудники организации, проводящей исследования токсичности химических веществ и продукции на их основе на организм человека, должны быть вовлечены во все части системы обучения, что обеспечит его успешное осуществление.
3.3. Процесс обучения начинается с анализа потребностей организации в обучении. Определение потребностей в обучении основано на сравнительном анализе текущих и ожидаемых потребностей компетентности.
3.4. На стадии планирования создается план обучения, включающий в себя:
- цели обучения;
- целевые группы обучающихся;
- методы и примерное содержание обучения;
- план-график и программу обучения с указанием продолжительности, сроков и основных стадий обучения;
- требования к ресурсам, в том числе и финансовым;
- критерии и методы оценки результатов обучения;
- заявку на обучение.
3.5. Методы обучения могут включать в себя:
- курсы и семинары по месту работы или за его пределами;
- наставничество;
- инструктаж и консультации без отрыва от работы;
- самообучение;
- заочное обучение.
Мониторинг результатов обучения предусматривает анализ каждой стадии и обеспечивает объективную оценку результативности обучения.
4. Система обучения (переобучения) персонала, принимающего участие в исследованиях токсичности химических веществ и продукции на их основе
4.1. Все сотрудники, принимающие участие в исследованиях токсичности химических веществ и продукции на их основе, независимо от их обязанностей должны пройти базовое обучение и успешно его закончить.
Базовое обучение распространяется на следующие разделы необходимых знаний:
- правила GLP;
- правила техники безопасности и основы первой помощи;
- пожарная безопасность;
- основы этики и биоэтики;
- обращение с опасными отходами;
- основы работы в чрезвычайных ситуациях.
Дополнительное базовое обучение для сотрудников, участвующих в отборе и доставке образцов:
- перевозка опасных грузов;
- правила отбора образцов и их документация.
4.2. Методологическое обучение по основным манипуляциям, проводимым с аналитическим оборудованием. Работники, которые в соответствии со своими функциональными обязанностями получают первичные данные для протокола, работая на приборах должны правильно и успешно выполнять методы, должны продемонстрировать все необходимые навыки для получения данных и манипуляции при профессиональном тестировании, который проводится в соответствии с регламентом.
4.3. Персонал, не имеющий специального образования, должен пройти специальное обучение технологии содержания лабораторных грызунов, обучиться уходу и манипуляциям, а также регулярно проходить текущее обучение на семинарах и практических занятиях в соответствии с программой обучения, принятой в организации, и стандартными операционными процедурами. Лаборант допускается к самостоятельному выполнению какой-либо манипуляции на животном после ее освоения под руководством исследователя и сдачи экзамена комиссии, в состав которой входят руководитель исследования, представитель службы контроля качества и ветеринарный врач.
4.4. Исследовательский персонал, выполняющий работы на животных, должен иметь соответствующую квалификацию и обладать достаточным практическим опытом в этой области. Сотрудники, вновь поступившие на работу в токсикологическое подразделение, допускаются к самостоятельной работе с животными только после прохождения образовательного курса, включающего в себя инструктаж с использованием специальной литературы, руководств и СОП и серию соответствующих обязанностям исследователя практических занятий под руководством опытного сотрудника.
4.5. Обучение персонала. Уже работающий персонал проходит текущее обучение в случае изменения технологии, методологии либо использования новых реактивов и оборудования, новым СОП, а также в случае нарушения кем-либо из сотрудников правил техники безопасности. Перед началом исследования проводятся семинары для информирования сотрудников о специфике процедур в исследовании, правилах безопасной работы, опасности применяемых веществ и способах защиты. Обучение проводится устно, а также согласно СОП по технике безопасности и руководствам на вещества, используемые в исследовании.
4.6. Программа обучения персонала, осуществляемая в организации, включает темы по профессиональной безопасности, в том числе по профилактике зоонозов и возникновения аллергий на лабораторных животных, безопасности работы с животными и персональной гигиене. Перед началом исследования и при необходимости с персоналом проводятся специальные семинары по правилам работы с конкретным видом лабораторных животных, используемыми в исследовании химическими веществами и материалами.
4.7. Программы обучения персонала зависят от обязанностей, им выполняемых, и ответственности (рекомендуемые программы обучения основаны на рекомендациях FELASA и представлены в приложении):
- категория А - лица, осуществляющие уход за животными;
- категория В - лица, проводящие эксперименты на животных;
- категория С - лица, ответственные за руководство экспериментами на животных;
- категория D - специалисты в области науки о лабораторных животных.
4.8. Практические, теоретические и этические аспекты формируют общую и фундаментальную основу образования и обучения в рамках всех категорий сотрудников, принимающих участие в исследованиях токсичности химических веществ и продукции на их основе. Руководящими принципами являются: совершенствование методических приемов, сокращение количества используемых животных и их замена, где это возможно.
Рекомендуемая программа обучения для категории А, 1-й уровень
1. Обращение с животными
Демонстрация на лабораторных животных наиболее распространенных видов (крыса, мышь, морская свинка, хомяк, кролик):
- умение брать и держать животное, используя наиболее безопасный и приемлемый способ как для животного, так и для сотрудника;
- умение квалифицированно извлекать животное из клеток различного типа и помещать его обратно.
2. Уход и разведение
- рутинные процедуры при уходе за животными в соответствии с их биологическими и поведенческими потребностями;
- соответствующие программы содержания лабораторных животных наиболее распространенных видов, таких как крыса, мышь, морская свинка, хомяк, кролик;
- специальные требования к уходу, например, за разводимыми, экспериментальными животными;
- основные питательные компоненты диет для животных и их подача, в частности, необходимость специальной диеты для животных некоторых видов или разводимых животных;
- соответствующие режимы питания, способы обеспечения пищей;
- потребность в постоянном источнике воды, соответствующие способы ее подачи;
- размещение животных в клетках, признаки хорошего дизайна клеток в соответствии с видом животного и целью, с которой оно содержится;
- обеспечение животных подходящим подстилочным и гнездовым материалом, а также умение выбрать соответствующий материал.
3. Рутинные процедуры в виварии
- регулярная уборка помещений для животных и вспомогательных площадей, а также соблюдение определенного режима уборки в организации;
- правила использования и безопасного обращения с оборудованием для мойки и стерилизации; необходимость контроля микробиологических и других условий окружающей среды и их регистрация;
- личная гигиена и соблюдение определенных правил в работе и процедур для защиты персонала и животных.
4. Контроль за здоровьем животных
- контроль за здоровьем, признаки (как общие, так и специфические для соответствующих видов животных), которые могут указывать на отклонения от нормы, и действия, которые необходимо предпринять.
5. Эвтаназия
- причины для проведения эвтаназии и ее дефиниция;
- наиболее широко используемые методы, в частности, ингаляция углекислого газа;
- факторы, учитываемые при выборе подходящего метода.
6. Законодательство и биоэтика
Осведомленность о национальных и европейских законах, контролирующих использование животных в научных целях, и связанных с этим этических аспектах.
Рекомендуемая программа обучения для категории А, 2-й уровень
1. Содержание и уход
- биологические потребности лабораторных животных в отношении практики ухода и содержания;
- стандарты по уходу и содержанию лабораторных животных с учетом их согласованности с национальными и европейскими правилами и практическими руководствами;
- концепция барьерной системы; рабочая практика поддержания целостности барьера при работе с животными с определенным микробиологическим статусом, неизвестным статусом здоровья и с животными, экспериментально инфицированными потенциально опасным материалом; содержание животных в изоляторах.
2. Обращение
Демонстрация знаний и компетентности:
- обращение с лабораторными животными разнообразных видов;
- определение их возраста и пола различными методами;
- выбор соответствующих способов фиксации, связанных как с уходом за животными, так и с научными процедурами на животных.
3. Разведение
- биология репродуктивной системы лабораторных животных широко используемых видов;
- системы разведения общего пользования, практические соображения по внедрению и поддержанию таких программ;
- мониторинг разведения, ведение записей, критерии отбора племенных стоков;
- применение генетических принципов в получении генетически определенных линий, определение генетических линий, соответствующие программы разведения.
4. Эвтаназия
- методы эвтаназии лабораторных животных определенных видов;
- законодательные ограничения или рекомендации по использованию данных методов; факторы, влияющие на выбор метода; констатация смерти.
5. Питание
- возможности удовлетворения требований к питанию лабораторных животных, типы и состав диет;
- факторы, влияющие на выбор диет, и практика кормления; эффект специальной обработки питательного состава, например облучения.
6. Мониторинг, ведение записей и отчет о состоянии здоровья
- общие проблемы заболеваний лабораторных животных определенных видов, выявление признаков заболевания, зоонозы;
- важность профилактики заболеваний и контроля, роль микробиологического тестирования, реализация программ поддержания здоровья.
7. Безопасность
- необходимость безопасной рабочей практики, применение местных протоколов и национального законодательства для контроля здоровья и безопасности на рабочем месте;
- меры против биологических, химических и других факторов риска; техника безопасности при эксплуатации оборудования и использовании других материалов; соблюдение личной гигиены; аллергия на лабораторных животных.
8. Законодательство
- детальные практические знания национального и европейского законодательства, контролирующего использование животных в научных целях; знание других соответствующих законодательств, национальных и международных практических руководств;
- применение этических принципов при использовании животных в научных целях;
- использование альтернативных методов.
9. Экспериментальные процедуры
- общие пути введения веществ экспериментальным животным; факторы, влияющие на выбор способа введения; подготовка дозированного материала; дозы и частота введения;
- методы удаления и сбора жидкостей из организма; факторы, влияющие на выбор метода; объемы и частота сбора образцов;
- до- и послеоперационный уход; роль и ответственность персонала, занятого этим; соответствующие линии коммуникаций;
- принципы анестезии и анальгезии; признаки боли, дискомфорта и дистресса у животных соответствующих видов.
Рекомендуемая программа обучения для категории А, 3-й уровень
1. Управление виварием
- управление учреждением, эффективное использование ресурсов, управление бюджетом, производственные отношения в отделе и вне его, реализация процедур и правил для эффективной и безопасной работы вивария, подготовка отчетов, использование компьютерных программ управления;
- принципы управления персоналом; контроль за работой персонала, дисциплина, мотивация, развитие и назначение; прием на работу и интервьюирование; обучение и образование; постановка производственных задач.
2. Планирование вивария
- планирование и дизайн вивария в соответствии с определенными целями, соответствие законодательным требованиям, обеспечение сервиса, финансовый контроль.
3. Разведение
- управление колониями разводки животных, получение и поддержание генетически определенных линий и аутбредных стоков, процедуры генетического мониторинга.
4. Питание
- разработка практических и теоретических аспектов требований к питанию лабораторных животных; составление и обеспечение специальными диетами; варьирование состава диет; обеспечение тестирования качества; факторы, влияющие на хранение и использование кормов.
5. Уход/содержание животных
- содержание, уход и разведение лабораторных животных наиболее редких видов, например рептилий, амфибий.
6. Мониторинг среды
- управление микро- и макросредой, контролирующее и регистрирующее оборудование, интерпретация результатов, обеспечение резервных систем.
7. Профилактика болезней и контроль
- поведенческие и клинические признаки заболеваний;
- патология распространенных заболеваний лабораторных животных;
- профилактика заболеваний, контроль и лечение; влияние заболевания и медикаментов на интерпретацию результатов экспериментов, процесс разведения животных и т.д.; эффекты субклинических заболеваний;
- микробиологические процедуры, связанные с программами скрининга; интерпретация результатов; факторы, влияющие на принятые действия; схемы мониторинга здоровья.
8. Законодательство
- национальные и международные акты, распоряжения, директивы, программы и кодексы, непосредственно относящиеся к управлению виварием.
9. Транспортирование
- национальные и международные требования и документация; использование официально признанных агентов, вопросы благосостояния животных.
10. Анестезия и анальгезия
- принципы проведения анестезии, выбор и введение анестетиков, видовая специфичность, оборудование для анестезии и контроля за ее ходом;
- премедикация, мониторинг и поддержание анестезии, осложнения, уход после анестезии.
11. Хирургия
- принципы хирургии, асептическая техника, хирургические инструменты и уход за ними, материалы и техника для наложения швов, заживление ран;
- до- и послеоперационный уход, осложнения и восстанавливающие действия, распознавание инфекций и боли и контроль за ними;
- принципы работы диагностического и контролирующего оборудования, например радиографического, эндоскопического, для снятия электрокардиограмм и электроэнцефалограмм.
12. Планирование экспериментов
- общие принципы планирования и проведения экспериментов, ведение протоколов экспериментов, статистический контроль экспериментов, ведение записей.
13. Здоровье животных
- практические аспекты нормального и ненормального поведения животных; состояния комфорта, боли и дистресса; физиологические, иммунологические, биохимические и поведенческие аспекты стресса; типы стрессоров;
- роль внешней среды в поддержании здоровья животных.
Рекомендуемая программа обучения для категории А, 4-й уровень
Персонал этого уровня - старшие руководители с определенными навыками в управлении и руководстве виварием. Персонал может повышать свою квалификацию в области науки о лабораторных животных по общим или специальным направлениям:
- Координация ресурсов для обеспечения нужд подразделения, в том числе организационных.
- Введение, установление и реализация правил и процедур, применяемых в подразделении, а также теми, кто пользуется услугами подразделения.
- Осуществление финансового контроля за бюджетом подразделения.
- Руководство персоналом всех уровней по уходу за животными.
- Организация программ обучения и профессионального роста для персонала, ухаживающего за животными.
- Прием персонала на работу.
- Сотрудничество с научным персоналом с целью обеспечения ресурсами исследовательских программ.
- Участие в разработке и проведении экспериментов.
- Осуществление в случае необходимости связи с вышестоящим руководством.
- Планирование новых вивариев либо усовершенствование существующих зданий, или площадей.
Рекомендуемая программа обучения для категории В
1. Законодательство, этика и принципы 3R
- европейских и национальных законов, касающихся использования животных в научных целях;
- важности ответственного отношения к использованию лабораторных животных;
- принципов 3R - снижение (Reduction), уменьшение дистресса (Refinement), замена (Replacement);
- пригодности и применяемости альтернативных и дополнительных методов.
2. Основы биологии и содержание лабораторных видов животных
а) Основы биологии:
- знание строения и функций основных органов и систем в объеме, достаточном для проведения процедуры;
- знание физиологии и биохимии в объеме, достаточном для проведения процедуры;
- знание границ физиологических параметров в норме, представление о биологической вариабельности;
- знание поведенческих и физиологических характеристик, относящихся к проведению процедур;
- компетентность в области разведения животных и использования соответствующих генетических методов (например, трансгенного и нокаутного методов), касающихся проведения процедур;
- знание о существовании циркадных ритмов и их практическом значении.
б) Содержание:
- знание требований к параметрам окружающей среды, касающихся систем содержания животных, а также европейских и национальных постановлений, руководств и(или) сводов законов, регулирующих практическую деятельность;
- представление о взаимодействии животного с окружающей средой;
- осведомленность о путях обогащения окружающей среды, способствующих удовлетворению поведенческих и социальных нужд животного;
- освоение норм и установленного порядка по уходу за животными; классификация животных в соответствии с их микробиологическим статусом;
- осознание важности надлежащей гигиены в вивариях лабораторных животных в свете предупреждения и контроля заболеваний, а также ее значения для экспериментальных результатов и благосостояния животных;
- представление о взаимосвязи между микробным заражением и здоровьем животных и их влиянии на результаты экспериментов;
- информированность о требованиях к питанию животных и установленном порядке кормления;
- оценка пригодности различных рецептур, типов специальных диет и разных режимов питания;
- представление о воздействии характера питания на результаты экспериментов, включая изменения в составе диет, а также последствиях чрезмерного и недостаточного кормления;
- понятие о факторах, влияющих на выбор специальных диет и режимов питания;
- осознание необходимости постоянной подачи питьевой воды и различные способы обеспечения этого процесса;
- осведомленность о пригодности и применяемости различных типов подстила и используемых для этого материалов.
3. Обеспечение физиологических потребностей и уровня здоровья животных без ущерба научной достоверности исследования или процедуры
а) Физиологические потребности:
- понимание, какие факторы следует учитывать при оценке здоровья животных;
- информированность о поведенческих и относящихся к окружающей среде потребностях животных в свете их здоровья;
- наблюдение и толкование особенностей поведения соответствующих видов животных;
- представление о путях максимального повышения здоровья соответствующих видов лабораторных животных в процессе их содержания.
б) Здоровье животных:
- оценка уровня стресса, дистресса или испытываемого животным страдания;
- осознание важности регулярных контактов с человеком во избежание ненужного дистресса у лабораторных животных; понимание необходимости максимальной стандартизации животных как обязательного условия сокращения их количества и знание путей достижения этого в свете их здоровья;
- распознавание признаков ухудшения здоровья у животных соответствующих видов.
в) Научная достоверность:
- информированность о потенциальном влиянии социального поведения животных на научную достоверность исследования;
- понимание важности адаптации лабораторных животных к установившемуся режиму содержания до начала эксперимента;
- осведомленность о важности мер, предпринимаемых в целях сведения до минимума стресса при размещении соответствующих лабораторных видов;
- информированность о влиянии комплекса факторов окружающей среды на биологическую вариабельность, а также отдельных животных;
- осознание важности состояния здоровья животного с учетом научной достоверности исследования;
- знание преимуществ животных, адаптированных к определенным условиям до начала экспериментальных исследований;
- представление о преимуществах использования обученных экспериментальных животных и путях достижения этого.
4. Обращение с животными, использование основных техник и эвтаназия
а) Обращение и поведение:
- понимание принципов и важности корректного обращения и нормального поведения в свете их предполагаемого применения;
- выбор подходящего способа фиксации;
- отбор и использование соответствующих методов идентификации (маркировки).
б) Введение веществ:
- знание путей распределения и вывода из организма наиболее широко используемых соединений при различных способах их введения;
- введение соединений и выбор способа введения в зависимости от условий и целей эксперимента;
- владение правильной техникой (а также распо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.