Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Нечаева В.И., Петровой Т.А., Рудакова С.В., Свириденко О.М., Тимошина Н.В., Харламова А.С., Хомчика В.В., -
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. о возобновлении производства по уголовному делу в отношении Шехова Н.Д. ввиду новых обстоятельств.
По приговору Челябинского областного суда с участием присяжных заседателей от 8 октября 2003 года
Шехов Н.Д. ..., судимый 9 октября 1995 г. по ст. 103, ч.ч. 1 и 2 ст. 218 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, освобожден 13 февраля 2002 г. условно-досрочно на 2 года 11 месяцев 23 дня,
осужден: по п.п. "к", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 18 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п.п. "к", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 11 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к 25 годам лишения свободы.
В соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по приговору от 9 октября 1995 г. и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначено 25 лет 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2004 г. приговор в отношении Шехова Н.Д. изменен: его действия переквалифицированы с п.п. "к", "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ на п.п. "а", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, по которой назначено 17 лет 6 месяцев лишения свободы; исключено его осуждение по ч. 3 ст. 30, п. "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. "а", "к" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, назначено 24 года 6 месяцев лишения свободы; в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров Шехову Н.Д. назначено 25 лет 5 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор в отношении него оставлен без изменения.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по уголовному делу в отношении Шехова Н.Д. ввиду новых обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хлебникова Н.Л., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, мотивы представления, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гриня В.Я., осужденного Шехова Н.Д., а также его защитника - адвоката Шаповаловой Н.Ю., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Шехов осужден (с учетом изменений) за убийство П., а также за убийство О. с целью скрыть другое преступление и за покушение на убийство Я. с целью скрыть другое преступление.
Преступления совершены 14 марта 2002 г. в г. ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Кассационное рассмотрение уголовного дела по кассационной жалобе осужденного Шехова состоялось 23 января 2004 г. и проходило с участием самого осужденного и прокурора, однако в отсутствие защитника.
В своей жалобе, адресованной в Европейский Суд по правам человека (далее Европейский Суд), Шехов указывал, в частности, что при рассмотрении кассационной жалобы на приговор не было обеспечено участие защитника, хотя он нуждался в юридической помощи.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по уголовному делу в связи с тем, что Европейским Судом установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенции) при рассмотрении уголовного дела в отношении осужденного Шехова в суде Российской Федерации.
Осужденный Шехов в своем ходатайстве просит о пересмотре приговора и смягчении ему наказания.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению.
Европейский Суд в своем постановлении от 19 июня 2014 г. констатировал, что при рассмотрении уголовного дела в отношении Шехова имело место нарушение пункта 1 статьи 6 совместно с подпунктом (с) пункта 3 статьи 6 Конвенции.
Установленное Европейским Судом нарушение положений Конвенции при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела является в соответствии с подп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ основанием для возобновления производства по этому делу ввиду новых обстоятельств.
Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения представления отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Европейского Суда.
По смыслу названных норм закона в их взаимосвязи Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает решение об отмене или изменении вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда в тех случаях, когда установленное Европейским Судом нарушение Конвенции позволяет сделать вывод о незаконности, необоснованности или несправедливости состоявшихся судебных решений.
Как указал Европейский Суд, уголовное дело в отношении заявителя было рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и, следовательно, правовые вопросы в его деле были особенно сложными, поэтому самостоятельно заявитель был не в состоянии эффективно защищать себя в суде кассационной инстанции, который обладал широкими полномочиями при вынесении окончательного решения по его жалобе.
Кроме того, значимым, по мнению Европейского Суда, является тот факт, что по приговору суда заявителю было назначено лишение свободы на срок 25 лет 11 месяцев.
При таких обстоятельствах Европейский Суд заключил, что интересы правосудия требовали, чтобы заявитель был представлен адвокатом в ходе кассационного рассмотрения дела, в отсутствие которого он был лишен эффективной юридической помощи.
Таким образом, установленное Европейским Судом нарушение пункта 1 статьи 6 совместно с подпунктом (с) пункта 3 статьи 6 Конвенции при кассационном рассмотрении уголовного дела влечет отмену кассационного определения с передачей уголовного дела на новое кассационное рассмотрение в порядке, предусмотренном главой 45 УПК РФ.
Доводы осужденного Шехова относительно пересмотра приговора и смягчения ему наказания могут быть проверены при новом рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке.
Принимая во внимание, что Шехов осужден к лишению свободы за особо тяжкие преступления - убийство двух человек и покушение на жизнь человека, может скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, Президиум в соответствии со ст.ст. 97, 108, 255 УПК РФ избирает в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного, а также руководствуясь ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
возобновить производство по данному уголовному делу в отношении Шехова Н.Д. ввиду новых обстоятельств.
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2004 г. в отношении Шехова Н.Д. за исключением решения об исключении его осуждения по ч. 3 ст. 30, п. "н" ч. 2 ст. 105 УК РФ, отменить и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение в порядке, предусмотренном главой 45 УПК РФ.
Избрать в отношении Шехова Н.Д. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 23 марта 2016 года.
Председательствующий |
П.П. Серков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2015 г. N 167-П15 "О возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств"
Текст постановления официально опубликован не был