Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2016 г. N 310-ЭС15-20247
Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В.,
изучив кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" (г. Котовск; далее - предприятие)
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.02.2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2015
по делу N А64-7446/2014
по иску открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания" (г. Тамбов; далее - ОАО "ТОСК")
к открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" (г. Тамбов; далее - ОАО "ТЭСК")
о взыскании 3 938 470, 68 руб. долга, 72 171, 67 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами,
третье лицо: предприятие, установил:
решением суда первой инстанции от 13.02.2014, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприятие указывает на нарушения в толковании и применении судами норм права.
По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют.
Из представленных материалов следует, что между ОАО "ТОСК" (гарантирующим поставщиком) и ОАО "ТЭСК" (энергосбытовой организацией) заключен договор энергоснабжения 30.12.2009 N 1433/09, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а энергосбытовая организация обязалась принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором.
Дополнительным соглашением от 01.11.2011 N 9 в данный договор внесены изменения, согласно которым точки поставки электрической энергии по договору были дополнены точками поставки предприятия (потребителя ответчика).
Предприятие представило ОАО "ТОСК" акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписанный между филиалом ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" и предприятием, согласно которому граница раздела балансовой принадлежности установлена на нижних клеммах линейных разъединителей ячеек N 5, N 9, N 15 и N 36 отходящих кабельных линий.
ОАО "ТОСК", ссылаясь на опосредованное присоединение к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, в связи с чем с 25.06.2012 существовавший ранее порядок расчетов в отношении потребителя применению не подлежит, уведомило ответчика о произведенном перерасчете потребленной предприятием стоимости электрической энергии и мощности по четвертой ценовой категории с применением двухставочного тарифа, направив в его адрес корректировочные акты за период с мая по октябрь 2014 года, а также выставив на оплату корректировочные счета-фактуры. Неоплата ответчиком истребуемой истцом задолженности явилась основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Таким образом, по существу спор касался подлежащего применению тарифа за услуги по передаче электроэнергии в отношении потребителя, присоединенного к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электроэнергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии со статьей 23, пунктами 1, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, установлено, что цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 861 в случае опосредованного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электросети сетевой организации (в том числе присоединения через энергетические установки производителей электроэнергии, далее - потребитель на генераторном напряжении) такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Особенности установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии для потребителей на генераторном напряжении установлены в пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2. Так, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электросетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, следует, что ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, указывается отдельно при формировании двухставочного тарифа.
Судами установлено, что приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра".
С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования.
На 2014 год единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии были утверждены также в двух вариантах приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.12.2013 N 260-э.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается поименованными в судебных решениях актами и ответчиком не оспаривается.
Разница между применением одноставочного тарифа при расчетах ответчиком и двухставочного тарифа, примененного истцом, составляет сумму иска.
Суды, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, признали правомерным применение истцом двухставочного варианта тарифа, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Возражения заявителя, изложенные им в настоящей кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и сводятся к переоценке исследованных и надлежаще оцененных ими доказательств и фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2016 г. N 310-ЭС15-20247 по делу N А64-7446/2014
Текст определения официально опубликован не был