1. О выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчиком неправомерно осуществляется закупка путем проведения конкурса вместо конкурса с ограниченным участием.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта, в состав которых входят работы по строительству искусственных дорожных сооружений, закупка которых в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, Постановления N 99 должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Вместе с тем, заказчиком осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса, что не предусмотрено частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Жалоба признана обоснованной, выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 22.12.2015 N К-1847/15
(номер извещения 0173200001415001277)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки разные, не связанные друг с другом работы (виды деятельности) - строительство автомобильных дорог, строительство искусственных дорожных сооружений, объектов связи, строительство объектов газоснабжения, теплоснабжения, а также работы на разных не связанных между собой дорожных участках.
3. Заказчиком уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работам по организации строительства объектов технологически и функционально не связанных друг с другом.
4. Заказчиком в полном объеме на Официальном сайте не размещена проектно-сметная документация.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru
(далее - Официальный сайт) - 27.11.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 22 916 368 719 рублей;
3) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 18.12.2015;
4) дата рассмотрения и оценки заявок - 24.12.2015;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием в связи с тем, что согласно положениям Конкурсной документации предполагается строительство искусственных дорожных сооружений включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99).
Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа подтвердили, что в рамках осуществления работ по контракту предполагается строительство искусственных дорожных сооружений, стоимость выполнения работ по строительству которых составляет около 9,8 млрд. рублей, что составляет более 35% от начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Участок автодороги Москва - Санкт-Петербург (Северная рокада). Участок от улицы Фестивальная до Дмитровского шоссе", в состав которых в соответствии с Конкурсной документацией входят работы по строительству искусственных дорожных сооружений включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, закупка которых в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, Постановления N 99 должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Вместе с тем, Заказчиком осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса, что не предусмотрено частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки разные, не связанные друг с другом работы (виды деятельности) - строительство автомобильных дорог, строительство искусственных дорожных сооружений, объектов связи, строительство объектов газоснабжения, теплоснабжения, а также работы на разных не связанных между собой дорожных участках, что ограничивает количество участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что объектом закупки, согласно заключению ГАУ "Мосгосэкспертиза", является 12-ти километровая дорога с сопутствующими объектами инфраструктуры автомобильного транспорта и связи.
При этом заключением ГАУ "Мосгосэкспертиза" не предусмотрено разделение объекта на отдельные этапы строительства в связи с тем, что указанный объект строительства может эксплуатироваться автономно и безопасно только после окончания строительства всех объемов работ. При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указанные работы технологически и функционально связаны друг с другом.
Вместе с тем в жалобе Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заказчиком уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работам по организации строительства объектов технологически и функционально не связанных друг с другом, что ограничивает количество участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации установлены требования к участникам Конкурса, в том числе: "Наличие действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в состав разрешенной деятельности должны входить следующие виды работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство;
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;
33.5. Объекты теплоснабжения;
33.6. Объекты газоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации;
33.8. Здания и сооружения объектов связи".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации условие допуска к участию в Конкурсе на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства наличие у участника Конкурса свидетельства о допуске к работам по организации строительства не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При этом в жалобе заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном, а также, что указанные виды работ технологически и функционально не связаны между собой.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать, наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация размещена на Официальном сайте в полном объеме, при этом размещение проектно-сметной документации в многочисленных архивных папках обусловлена функционалом Официального сайта, не позволяющего единовременно осуществлять загрузку файлов превышающих 50 Мбайт.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено свидетельствующих о том, что Заказчиком в полном объеме на Официальном сайте не размещена проектно-сметная документация.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части неправомерного выбора заказчиком, Уполномоченным органом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
2. Об установлении объема оказываемых услуг (выполняемых работ).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчик в документации об электронном аукционе неправомерно не установил объем оказываемых услуг, а также неправомерно предъявил требования к трудовым ресурсам, квалификации участника закупки, что не позволяет Заявителю подать заявку на участие в закупке.
Комиссией установлено, что в документации установлены излишние требования к трудовым ресурсам, квалификации участника закупки, а также отсутствует объем услуг, подлежащих оказанию при исполнении контракта.
Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о внесении соответствующих изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 18.01.2016 N К-46/15
(номер извещения 0195100000515000093)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Извещении о проведении Аукциона Заказчиком не указаны коды по ОКПД 70.32.13, ОКПД 63.11.12.210.
2. В Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к количеству и квалификации обслуживающего персонала.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлен объем оказываемых услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 092 754,34 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 18.01.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью*** с минимальным предложением о цене контракта 10 733 388,49 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчику необходимо в извещении указать также код по ОКПД 70.32.13 "Услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений", а также код по ОКПД 63.11.12.210 "Услуги по подъемно-транспортные внутрискладские для грузов вне контейнеров".
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено код по ОКПД 74.70.13 "Услуги по чистке и уборке общего назначения".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что предметом Аукциона является оказание услуг по комплексной уборке и санитарному содержанию здания и прилегающей территории здания, что относится к коду по ОКПД 74.70.13, указанному в извещении о проведении Аукциона.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит требований к указанию Заказчиком в извещении кодов указанного классификатора.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к количеству и квалификации обслуживающего персонала, а также к иным требованиям, таких как: высшего образования, водительских прав категории В, С, D.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к персоналу: "Управленческий персонал - 1 человек. Занятость 20 часов в неделю, 5 дней в неделю, выходные суббота и воскресенье. Образование среднее. Прочий персонал, дворники - 4 человека. Занятость 20 часов в неделю, 5 дней в неделю, выходные по графику. Образование - среднее. Специальность - флорист", "Вспомогательный персонал: водитель-грузчик в количестве 1 человек, режим работы 41 час, 5 дней в неделю, выходной суббота и воскресенье. Образование - водительские права категории В,С,D", "Сезонные рабочие на зимний сезон (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) в количестве 2 человека, режим работы 41 час, 5 дней в неделю, выходной суббота и воскресенье. Образование - квалификация "промышленный альпинист". Квалификационные требования, основные знания и практика: нормативные правовые и технические акты по охране труда при работе на высот, требования безопасности при выполнении работ на высоте, требования безопасности к рабочему месту, месту производства работ на высоте, средства индивидуальной защиты и спецодежда, порядок расследования причин аварий и несчастных случаев, происшедших при работе на высоте, оказание доврачебной помощи пострадавшим при работах на высоте, основы страховки при работе на высоте, передвижение по пространственным конструкциям и объектам. Опыт работы - не менее 3-х лет".
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены излишне детализированные требования, в том числе, к трудовым ресурсам участника закупки, включая наличие опыта работы, что нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг, а также количество товара необходимого для оказания услуг, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, например: "Работы по комплексному обслуживанию: оконные проемы. Товар: Пена PROFFLEX PRO RED 65 PLUS или Krimetle или эквивалент. Плотность, кг/м3, диапазонное значение, не менее 25-30. Поверхностное высыхание, минута, диапазонное значение, не более 10-16. Можно резать (время предварительной обработки, полоска пены 30 мм) минута, диапазонное значение, не более 30-50. Пределы температур для затвердевшей пены, C, диапазонное значение: долгосрочно от -50 до +90, краткосрочно: от -65 до +130. Теплопроводность Вт/(мK), не более 0,036. Полное затвердение в шве (+23°C) час, 18. Полное затвердение в шве (+5°C) час, не более 24. Уменьшение объема % *до 2. Точка воспламенения затвердевшей пены °C не более 400. Сопротивление разрыву, Н/см2, не менее 12. Предел прочности при сжатии при 10%-ной деформации, Н/см2, не менее 3", "Туалетная бумага ГОСТ Р 52354-2005. Многослойные или однослойные. Предельные отклонения от номинального значения массы бумаги площадью 1 м2, %, диапазонное значение, не более . Величина водородного показателя (холодного экстрагирования) водной вытяжки, диапазонное значение, не более 4,5 - 8,8. Индекс токсичности водной вытяжки, %, *(от 70 до 120). Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям, Н, не менее: в сухом состоянии не более 2,5 или не нормируется; во влажном состоянии не менее 0,2 или не нормируется. Впитываемость: капиллярная в среднем по двум направлениям, мм, не менее 22 или не нормируется; поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, с, не более 5 или не нормируется" и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части ненадлежащего установления объема оказываемых услуг, а также установления излишних требований к квалификации участника закупки, признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
3. О рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия признала доводы обоснованными, одновременно выявив нарушение в действиях Заказчика, выразившееся в неустановлении надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Выдано предписание о повторном рассмотрении заявок на участие в закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 21.12.2015 N К-1805/15
(номер извещения 0273100000715000083)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 863 333,33 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 07.12.2015;
7) победителем Аукциона признано*** с минимальным предложением о цене контракта 7 975 241 рубль.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2015 N 0273100000715000083-1 участнику с порядковым номером заявки "7" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно не предоставил конкретные значения по показателям "Перечень расходных материалов для туалетных комнат" установленных в "Техническом задании" документации об Аукционе.
Также на заседании Комиссии установлено, что заявки участников закупки с порядковыми номерами "9", "10" признаны Аукционной комиссией несоответствующими требованиям документации об аукционе по аналогичному основанию.
В части 5 документации об Аукционе установлено "Техническое задание" на оказание услуг по комплексной уборке помещений Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: г. Москва, Орликов пер., д. 3, корпус А, Орликов пер., д. 3, стр. 1 и ул. М. Порываевой, д. 11, стр. Б, 13 и 14 этажи, д. 7, стр. Г, 4 этаж.
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к применяемым товарам при оказании услуг по комплексной уборке помещений Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: г. Москва, Орликов пер д. 3, корпус А, Орликов пер., д. 3, стр. 1, ул. М. Порываевой, д. 11, стр. Б, 13 и 14 этажи, и д. 7, стр. Г, 4-й этаж.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка не содержит конкретных значений по показателям "Перечень расходных материалов для туалетных комнат", установленных в ином разделе "Техническое задание" документации об Аукционе.
Вместе с тем, исходя из положений документации об Аукционе перечень и показатели товаров, используемых при оказании услуг содержатся в отдельном Приложение N 1 к Техническому задания документации об Аукционе.
Согласно пункту 3.9 Информационной карты документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на выполнение работ и оказание услуг:
а) согласие, предусмотренное п. 2, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 c указанием на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит положений, согласно которым участникам закупки необходимо представить сведения о конкретных показателях установленных в ином разделе "Техническое задание" документации об Аукционе, помимо Приложения N 1. При этом Заказчиком в документации об аукционе не установлена инструкция, позволяющая определить раздел документации, в котором содержится перечень и показатели товаров используемых при оказании услуг, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, позволяющая определить раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащем образом не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику Аукциона с порядковым номером "9", "10" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем повторного рассмотрения заявок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок.
Рассмотрены вопросы о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), об установлении объема оказываемых услуг (выполняемых работ), об анализе первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Так, указано, что неправомерно проводить открытый конкурс при закупках, в отношении которых предусмотрен конкурс с ограниченным участием. Речь идет, в частности, о строительстве искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В техническом задании документации об аукционе не следует устанавливать излишне детализированные требования, в т. ч. к трудовым ресурсам участника, включая наличие опыта работы.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.