Межгосударственный стандарт ГОСТ 32140-2013 (EN 13309:2000)
"Совместимость технических средств электромагнитная. Машины строительные с внутренними источниками электропитания. Требования и методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. N 420-ст)
Electromagnetic compatibility of technical equipment. Construction machines with internal electrical power supply. Requirements and test methods
Дата введения - 1 января 2014 г.
Введен впервые
Полужирный курсив в тесте не приводится
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Закрытым акционерным обществом "Научно-испытательный центр "САМТЭС" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств"
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 55-П от 25 марта 2013 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Кыргызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Российская Федерация |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Агентство "Узстандарт" |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. N 420-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32140-2013 (EN 13309:2000) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.
5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к европейскому стандарту EN 13309:2000 Construction machinary. Electromagnetic compatibility of machines with internal electrical power supply (Строительные машины. Электромагнитная совместимость машин с внутренними источниками электрического питания).
Европейский стандарт EN 13309:2000 разработан Европейской организацией по стандартизации (CEN), Техническим комитетом 151 "Строительное оборудование и машины по производству строительных материалов - Безопасность".
Перевод с английского языка (en).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
Ссылки на международные стандарты, которые приняты в качестве межгосударственных стандартов, заменены в разделе "Нормативные ссылки" и тексте стандарта ссылками на соответствующие межгосударственные стандарты.
Дополнительные фразы и слова, внесенные в текст стандарта для уточнения области распространения и объекта стандартизации, выделены полужирным курсивом.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия - модифицированная (MOD).
Стандарт разработан на основе применения ГОСТ Р 53391-2009 (ЕН 13309:2000)
6 Введен впервые
Введение
В связи с использованием в местах работы строительных машин большого числа различных электронных устройств необходимо, чтобы строительные машины обладали адекватной помехоустойчивостью при воздействии внешних электромагнитных полей. Поскольку в конструкциях большинства строительных машин применяются электрические и электронные устройства, необходимо также, чтобы электромагнитные помехи, излучаемые строительными машинами, соответствовали допустимым предельным значениям.
Электромагнитные помехи возникают во время работы многих устройств и систем строительных машин. Эти помехи создаются в широкой полосе частот с различными электрическими характеристиками и могут воздействовать на другие электрические/электронные устройства и приборы строительных машин через проводники или посредством электромагнитного излучения.
Узкополосные электромагнитные помехи, генерируемые источниками помех внутри и вне строительных машин, также могут возникать в электрических/электронных системах и тем самым оказывать влияние на нормальное функционирование электрических/электронных устройств. Источниками узкополосных помех являются, например, машины со встроенными микропроцессорами.
В строительных машинах могут возникать электростатические разряды, поскольку контрольные элементы могут быть расположены вне кабины, и на их контактах возможно возникновение разности потенциалов. Необходимо также принимать во внимание возникновение переходных процессов в проводниках, поскольку строительные машины часто представляют собой открытые системы, и несколько устройств и/или компонентов строительного оборудования могут быть взаимосвязаны друг с другом.
Методы, установленные в EN 13309:2000, основаны на испытаниях строительных машин, проводимых с использованием испытательного оборудования, соответствующего рабочим характеристикам строительных машин рассматриваемых типов, а также на испытаниях "электрических/электронных сборочных узлов" (отдельных технических блоков строительных машин), проводимых в специальных экранированных помещениях.
Поскольку строительные машины включают в себя системы, состоящие из компонентов, которые могут применяться в различных строительных машинах, электрические/электронные сборочные узлы (отдельные технические блоки) используются при проведении испытаний на помехоустойчивость и электромагнитную эмиссию. При проведении испытаний электрических/электронных сборочных узлов необходимо учитывать влияние внутренней силовой электропроводки и кабельных соединений, используемых для соединения сборочных узлов в строительных машинах. Испытания электрических/электронных сборочных узлов могут проводиться также в составе строительных машин.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на строительные машины, оборудованные внутренними источниками электропитания переменного и/или постоянного тока (далее - машины), и электрические/электронные сборочные узлы, входящие в состав машин.
Настоящий стандарт устанавливает требования, методы испытаний и критерии приемки, относящиеся к оценке электромагнитной совместимости машин.
Требования настоящего стандарта к помехоустойчивости не применяют для электрических/электронных сборочных узлов, не используемых непосредственно для управления машиной и не оказывающих влияния на ее функционирование.
Установленные в настоящем стандарте требования и методы испытаний, применяют при:
- ограничении широкополосных и узкополосных электромагнитных помех, создаваемых машинами;
- ограничении широкополосных и узкополосных электромагнитных помех, создаваемых электрическими/электронными сборочными узлами;
- обеспечении помехоустойчивости машин при воздействии электромагнитного поля;
- обеспечении помехоустойчивости электрических/электронных сборочных узлов при воздействии электромагнитного поля;
- обеспечении помехоустойчивости машин при воздействии электростатических разрядов и переходных процессов в проводниках.
Настоящий стандарт не распространяется на машины, подключаемые к низковольтным электрическим сетям общего назначения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14777-76 Радиопомехи индустриальные. Термины и определения
ГОСТ 30372-95 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ ИСО 11451-1-2005 Транспорт дорожный. Методы испытаний транспортных средств на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 1. Общие положения и определения
ГОСТ ИСО 11451-2-2005 Транспорт дорожный. Методы испытаний транспортных средств на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 2. Источники излучения вне транспортного средства
ГОСТ ИСО 11452-1-2007 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 1. Общие положения и терминология
ГОСТ ИСО 11452-2-2007 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 2. Экранированная камера с поглощающим покрытием
ГОСТ ИСО 11452-3-2007 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 3. Камера поперечной электромагнитной волны (ТЕМ-камера)
ГОСТ ИСО 11452-4-2007 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 4. Инжекция объемного тока
ГОСТ ИСО 11452-5-2007 Транспорт дорожный. Методы испытаний компонентов на устойчивость к воздействию узкополосного излучения электромагнитной энергии. Часть 5. Полосковая линия передачи
ГОСТ 30805.16.1.1-2013 (СИСПР 16-1-1:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-1. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Приборы для измерения индустриальных радиопомех
ГОСТ 30805.16.1.2-2013 (СИСПР 16-1-2:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-2. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения кондуктивных радиопомех и испытаний на устойчивость к кондуктивным радиопомехам
ГОСТ 30805.16.1.1-2013 (СИСПР 16-1-4:2007) Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к аппаратуре для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости и методы измерений. Часть 1-4. Аппаратура для измерения параметров индустриальных радиопомех и помехоустойчивости. Устройства для измерения излучаемых радиопомех и испытаний на устойчивость к излучаемым радиопомехам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте использованы термины, установленные в ГОСТ 14777, ГОСТ 30372, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 электромагнитная совместимость: Способность машины или ее части (частей), или отдельного технического блока (отдельных технических блоков) удовлетворительно функционировать в своей электромагнитной обстановке, не создавая недопустимых электромагнитных помех другим устройствам в данной обстановке.
3.2 электромагнитная помеха: Любое электромагнитное явление, которое может ухудшить функционирование машины или ее части (частей), или отдельного технического блока (отдельных технических блоков).
Примечание - Электромагнитная помеха может представлять собой электромагнитный шум, нежелательный сигнал или изменение среды распространения сигнала.
3.3 устойчивость к электромагнитной помехе; помехоустойчивость: Способность машины или ее части (частей), или отдельного технического блока (отдельных технических блоков) функционировать без ухудшения качества при наличии электромагнитных помех.
3.4 электромагнитная обстановка: Совокупность электромагнитных явлений, существующих в данном месте.
3.5 контрольный предельный уровень: Предельное значение электромагнитных помех/устойчивости к электромагнитным помехам, при котором машина соответствует требованиям к электромагнитной совместимости.
3.6 опорная антенна в полосе частот от 30 до 80 МГц: Укороченный линейный симметричный вибратор, размер которого равен длине полуволнового симметричного вибратора на частоте 80 МГц (см. ГОСТ 30805.16.1.1).
3.7 опорная антенна в полосе частот свыше 80 МГц: Полуволновый симметричный вибратор, настроенный на частоту измерений (см. ГОСТ 30805.16.1.1).
3.8 широкополосная электромагнитная помеха: Электромагнитная помеха, ширина полосы частот которой больше, чем у конкретного измерительного прибора или приемника.
3.9 узкополосная электромагнитная помеха: Электромагнитная помеха, ширина полосы частот которой меньше, чем у конкретного измерительного прибора или приемника.
3.10 электрическая/электронная система: Электрическое и/или электронное изделие или совокупность изделий с соответствующими электрическими соединениями, предназначенные для использования в качестве части машины.
3.11 электрический/электронный сборочный узел: Электрическое и/или электронное изделие или совокупность изделий с соответствующими электрическими соединениями, предназначенные для использования в качестве части машины, выполняющие одну или несколько специализированных функций.
3.12 тип машины: Машина, относящаяся к совокупности машин, к которым установлены требования, не имеющие существенных отличий в отношении:
- конструкции;
- общего расположения электрических/электронных частей и общего расположения электропроводки;
- основных материалов, используемых в машине (например, сталь, алюминий или стекловолокно покрытий деталей).
3.13 тип электрического/электронного сборочного узла: Электрический/электронный сборочный узел, относящийся к совокупности электрических/электронных сборочных узлов, к которым установлены требования, не имеющие существенных отличий в отношении:
- выполняемых функций;
- расположения электрических и/или электронных элементов (при наличии);
- основных материалов корпуса.
3.14 электростатический разряд; ЭСР: Перенос электрического заряда между телами, электростатические потенциалы которых отличаются друг от друга, при их сближении или непосредственном контакте.
3.15 кондуктивный переходный процесс: Напряжение или ток, переходного процесса, возникающие в проводке машины или ее части, или отдельного технического блока.
4 Требования
4.1 Общие требования
4.1.1 Выполнение требований
В разделе 4 настоящего стандарта установлены требования, которым должны соответствовать машины и относящиеся к ним электронные системы, части или сборочные узлы, применяемые в соответствии с назначением.
В зависимости от выбора изготовителя машины возможны следующие способы проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.
Требования настоящего стандарта считают выполненными, если:
a) выполнены требования 4.2 - 4.4 (если применимы). Если изготовитель машины выбрал данный способ проверки соответствия, испытания электрических/электронных систем, частей или сборочных узлов не проводят;
b) изготовитель машины подтвердил, что все электрические/электронные системы, части или сборочные узлы соответствуют требованиям 4.5 - 4.9 и установлены в машине в соответствии с условиями установки и монтажа электрических/электронных частей или сборочных узлов;
c) машина не имеет оборудования, для которого необходимы испытания на помехоустойчивость. В этом случае в испытаниях на помехоустойчивость, установленных настоящим стандартом, нет необходимости (см. раздел 5).
4.1.2 Образец для испытаний
Образец для испытаний выбирают в соответствии с определениями, приведенными в 3.11 и/или 3.12. Для каждого метода испытаний установлены контрольные предельные уровни, которым должны соответствовать машины и электрические/электронные сборочные узлы.
Поскольку испытания образца проводят для оценки соответствия характеристик семейства одинаковых машин, для образцов должны быть установлены более жесткие контрольные предельные уровни. В частности, контрольные предельные уровни электромагнитных помех, создаваемых образцом для испытаний, должны быть уменьшены на 20%, а контрольные предельные уровни помехоустойчивости - увеличены на 25%, с тем чтобы учесть непостоянство значений помех и помехоустойчивости с учетом отклонений производственного процесса при изготовлении типов машин или типов электрических/электронных сборочных узлов и изменения факторов, влияющих на результаты испытаний. При последующих испытаниях одинаковых образцов соответствие контрольным предельным уровням должно рассматриваться как выполнение требований настоящего стандарта. Для электростатических разрядов и кондуктивных переходных процессов контрольные предельные уровни остаются действующими для всех испытаний образцов.
4.1.3 Дополнительные требования к испытаниям на помехоустойчивость
Считают, что образец для испытаний соответствует требованиям к помехоустойчивости, установленным в настоящем стандарте, если при проведении испытаний органы управления пульта оператора и автоматические органы управления машин, а также любые устройства или механизмы нормально функционируют, обеспечивая непрерывное управление машиной. Данное требование распространяется также на дополнительные системы, которые должны функционировать при выходе из строя основных органов управления.
4.2 Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами
4.2.1 Метод измерений
Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, приведенного в приложении В, при любом из двух установленных расстояний от машины до измерительной антенны.
4.2.2 Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех
В настоящем стандарте контрольные предельные уровни электромагнитных помех установлены в дБ (исх. 1 мкВ/м) (мкВ/м) [далее вместо дБ (исх. 1 мкВ/м) (мкВ/м) применяется дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м)].
Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении В, при расстоянии от машины до антенны (100,2) м, контрольные предельные уровни должны быть равны: 34 дБ (1 мкВ/м) (50 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 34 до 45 дБ (1 мкВ/м) (от 50 до 180 мкВ/м) - в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.1 (см. приложение А). В полосе частот от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 45 дБ (1 мкВ/м) (180 мкВ/м).
Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении В, при расстоянии от машины до антенны (30,05) м, контрольные предельные уровни должны быть равны 44 дБ (1 мкВ/м) (160 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 44 до 55 дБ (1 мкВ/м) (от 160 до 562 мкВ/м) - в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.2 (см. приложение А). При частотах от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 55 дБ (1 мкВ/м) (562 мкВ/м).
Результаты измерений испытуемого образца, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20%) ниже контрольных предельных уровней помех.
4.3 Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым машинами
4.3.1 Метод измерений
Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, приведенного в приложении С, при любом из двух установленных расстояний от машины до измерительной антенны по выбору пользователя настоящего стандарта.
4.3.2 Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех
Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении С, при расстоянии от машины до антенны (100,2) м контрольные предельные уровни должны быть равны 24 дБ (1 мкВ/м) (16 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 24 до 35 дБ (1 мкВ/м) (от 16 до 56 мкВ/м) - в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.3 (см. приложение А). В полосе частот от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 35 дБ (1 мкВ/м) (56 мкВ/м).
Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении С, при расстоянии от машины до антенны (30,05) м, контрольные предельные уровни должны быть равны 34 дБ (1 мкВ/м) (50 мкВ/м) в полосе частот от 30 до 75 МГц и от 34 до 45 дБ (1 мкВ/м) (от 50 до 180 мкВ/м) - в полосе частот от 75 до 400 МГц. Эти уровни увеличиваются логарифмически (линейно) при частотах свыше 75 МГц, как показано на рисунке А.4 (см. приложение А). При частотах от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 45 дБ (1 мкВ/м)(180 мкВ/м).
Результаты измерений испытуемого образца, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20%) ниже контрольных предельных уровней помех.
4.4 Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости машин при воздействии электромагнитного поля
4.4.1 Метод испытаний
Испытания машин на помехоустойчивость при воздействии электромагнитного излучения должны проводиться методами по ГОСТ ИСО 11451-1 и ГОСТ ИСО 11451-2.
Рабочие режимы функционирования при испытаниях устанавливают отдельно для каждой машины, что должно быть отражено в протоколе испытаний. Применяемый метод контроля предельно допустимых уровней помехоустойчивости указывают в отчете об испытаниях, при этом допускается использование мощности прямой волны для контроля независимо от коэффициента стоячей волны системы. Испытания проводят в полосе частот от 20 до 1000 МГц при амплитудной модуляции испытательного электромагнитного поля синусоидальным сигналом частотой 1 кГц при глубине модуляции 80% (см. ГОСТ ИСО 11451-1). Применяют вертикальную либо горизонтальную поляризацию, исходя из условия создания наиболее интенсивных помех, что должно быть отражено в протоколе испытаний.
4.4.2 Контрольный предельный уровень помехоустойчивости машин
Контрольный предельный уровень должен быть 24 В/м (среднеквадратичное значение напряженности немодулированного испытательного электромагнитного поля) в полосе частот от 20 до 1000 МГц. Пиковое значение напряженности испытательного поля при амплитудной модуляции должно быть равно пиковому значению напряженности немодулированного испытательного поля, соответствующего установленному контрольному предельному уровню. По отношению к испытуемому образцу применяют предельный уровень, увеличенный на 25%. Должны быть выполнены также общие ограничения при испытаниях на помехоустойчивость, установленные в 4.1.3.
4.5 Технические требования, относящиеся к широкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами
4.5.1 Метод измерений
Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, указанного в приложении D.
4.5.2 Контрольные предельные уровни широкополосных электромагнитных помех
Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении D, контрольные предельные уровни помех в полосе частот от 30 до 75 МГц логарифмически (линейно) уменьшаются от 64 до 54 дБ (1 мкВ/м) (1600 - 500 мкВ/м); в полосе от 75 до 400 МГц они логарифмически (линейно) увеличиваются от 54 до 65 дБ (1 мкВ/м) (500 - 1800 мкВ/м), как показано на рисунке А.5 (см. приложение А). В полосе от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 65 дБ (1 мкВ/м) (1800 мкВ/м).
Результаты измерений испытуемых образцов, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20%) ниже контрольных предельных уровней помех.
4.6 Технические требования, относящиеся к узкополосным электромагнитным помехам, создаваемым электрическими/электронными сборочными узлами
4.6.1 Метод измерений
Измерения электромагнитных помех следует проводить с использованием метода, приведенного в приложении Е.
4.6.2 Контрольные предельные уровни узкополосных электромагнитных помех
Если измерения проводят с использованием метода, приведенного в приложении Е, контрольные предельные уровни помех в полосе частот от 30 до 75 МГц логарифмически (линейно) уменьшаются от 54 до 44 дБ (1 мкВ/м) (500 - 160 мкВ/м); в полосе частот от 75 до 400 МГц они логарифмически (линейно) увеличиваются от 44 до 55 дБ (1 мкВ/м) (160 - 562 мкВ/м), как показано на рисунке А.6 (приложение А). В полосе частот от 400 до 1000 МГц контрольный предельный уровень помех остается постоянным и равным 55 дБ (1 мкВ/м) (562 мкВ/м).
Результаты измерений испытуемых образцов, выраженные в дБ (1 мкВ/м) (мкВ/м), должны быть не менее чем на 2 дБ (20%) ниже контрольных предельных уровней помех.
4.7 Технические требования, относящиеся к помехоустойчивости электрических/электронных сборочных узлов при воздействии электромагнитного поля
4.7.1 Методы испытаний
Испытания электрических/электронных сборочных узлов на устойчивость к электромагнитному полю допускается проводить с применением любого метода испытаний, установленного в ГОСТ ИСО 11452-2, ГОСТ ИСО 11452-3, ГОСТ ИСО 11452-4 или ГОСТ ИСО 11452-5.
Выбранные методы испытаний должны обеспечивать перекрытие полосы частот испытательного электромагнитного поля от 20 до 1000 МГц.
Следует использовать метод замещения и амплитудную модуляцию глубиной 80% синусоидальным сигналом частотой 1 кГц (см. ГОСТ ИСО 11452-1). Применяемый метод контроля предельно допустимых уровней помехоустойчивости указывают в отчете об испытаниях. Если испытания проводят в экранированной безэховой камере, то мощность прямой волны может быть использована для контроля независимо от коэффициента стоячей волны системы. Используемый метод испытаний должен быть отражен в протоколе испытаний.
4.7.2. Контрольные предельные уровни помехоустойчивости электрических/электронных сборочных узлов
При проведении испытаний в соответствии с ГОСТ ИСО 11452-1, ГОСТ ИСО 11452-2, ГОСТ ИСО 11452-3, ГОСТ ИСО 11452-4, ГОСТ ИСО 11452-5 контрольные предельные уровни помехоустойчивости в полосе 20 - 1000 МГц должны быть:
48 В/м - при использовании метода испытаний с применением полосковой линии (см. ГОСТ ИСО 11452-5);
60 В/м - при использовании метода испытаний с применением камеры с поперечными электромагнитными колебаниями (ТЕМ-камеры) (см. ГОСТ ИСО 11452-3);
48 мА - при использовании метода инжекции тока (см. ГОСТ ИСО 11452-4);
24 В/м - при использовании метода испытаний в безэховой камере с радиопоглощающим материалом при воздействии излучаемого испытательного электромагнитного поля (только при вертикальной поляризации) (см. ГОСТ ИСО 11452-2).
Во всех испытаниях должен применяться класс функциональных состояний А (см. ГОСТ ИСО 11452-1). По отношению к испытуемому образцу применяют предельный уровень, увеличенный на 25%. Пиковое значение напряженности испытательного поля при амплитудной модуляции должно быть равным пиковому значению напряженности немодулированного испытательного поля, соответствующего установленному контрольному предельному уровню. Должны быть выполнены также общие ограничения при испытаниях на помехоустойчивость, установленные в 4.1.3. При испытаниях не допускаются изменения рабочих характеристик электрических и электронных сборочных узлов, препятствующие их использованию в машине.
4.8 Электростатические разряды
4.8.1 Методы испытаний
При испытаниях применяют метод, установленный в [1]*. Испытаниям подвергают машины или электрические/электронные сборочные узлы, применяемые в зонах, где возможно возникновение электростатических разрядов в условиях обычного применения (например при прикосновении оператора).
4.8.2 Контрольные предельные уровни устойчивости к электростатическим разрядам
Испытательное напряжение при контактном и воздушном разрядах должно составлять 4 кВ (степень жесткости испытаний 1). При испытаниях применяют требования функционального класса А в соответствии с [1].
4.9 Кондуктивные переходные процессы
4.9.2 Контрольные предельные уровни устойчивости к переходным процессам
При испытаниях применяют испытательные импульсы при степени жесткости испытаний 1 и требованиях функционального класса А в соответствии с [2], [3]. Сведения о применимости различных испытательных импульсов в бортовых электрических сетях напряжением 12 и 24 В приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Испытательные импульсы в бортовых электрических сетях напряжением 12 и 24 В
Испытательный импульс |
Предельно допустимое значение, В, для бортовых электрических сетей напряжением |
Применение |
|
12 В |
24 В |
||
1а |
-25 |
-50 |
Испытательный импульс моделирует переходные процессы, которые возникают при отключении параллельных индуктивных нагрузок. Применяется к испытуемым устройствам, которые подключаются к бортовой сети таким образом, чтобы при отключении индуктивной нагрузки они остались параллельно подключенными |
2 |
+25 |
+25 |
Испытательный импульс моделирует переходные процессы, которые вызваны внезапным прерыванием тока, подаваемого индуктивным источником в бортовую сеть |
3а 3b |
-25 +25 |
-35 +35 |
Испытательные импульсы моделируют пиковые значения напряжений, которые возникают при коммутационных процессах. На параметры этих импульсов оказывают влияние значения распределенных емкостей и индуктивности бортовой сети |
4 |
-4 |
-5 |
Испытательный импульс моделирует посадку напряжения питания, которая вызывается включением стартера двигателя внутреннего сгорания (пульсации при прокручивании стартера не учитываются) |
5 |
+26,5 |
+70 |
Испытательный импульс моделирует переходный процесс при режиме сброса нагрузки, а также размыкании аккумуляторной батареи в то время, когда от генератора все еще продолжается подача зарядного тока, а другая нагрузка остается в цепи генератора. Амплитуда переходного процесса зависит от числа оборотов и тока возбуждения генератора в момент размыкания батареи. Продолжительность переходного процесса определяют, главным образом, постоянной времени цепи возбуждения и амплитудой импульса |
5 Исключения
При выполнении требований, установленных в разделе 4 настоящего стандарта, действуют следующие исключения:
а) считают, что машина, электрическая/электронная система или электрический/электронный сборочный узел испытания соответствуют требованиям 4.3 и 4.6, если данная машина, электрическая/электронная система или электрический/электронный сборочный узел не включают в себя электронных схем тактовой частотой свыше 9 кГц;
b) не проводят испытаний на помехоустойчивость в соответствии с 4.4 и 4.8 машин, не имеющих электрических/электронных систем или электрических/электронных сборочных узлов, применяемых для непосредственного управления и изменения характера функционирования машины;
c) не проводят испытаний на помехоустойчивость в соответствии с 4.7 и 4.8 электрических/электронных сборочных узлов, в функции которых не входят непосредственное управление и изменение характера функционирования машины;
d) если машина не имеет средств соединения с внешними электрическими/электронными системами, испытания на устойчивость к кондуктивным переходным процессам в соответствии с 4.8 не проводят;
e) специальные испытания, относящиеся к радиопередатчикам или радиотелефонам, не проводят. Каждый изготовитель машин должен указать в комплекте инструкций меры предосторожности, если они необходимы, при установке и работе радиопередатчиков и радиотелефонов внутри машины;
f) считают, что системы, состоящие только из электромеханических частей, соответствуют требованиям к помехоустойчивости, установленным в настоящем стандарте.
6 Протокол испытаний
В протокол испытаний рекомендуется включать следующую информацию:
6.1 Описание образца для испытаний в соответствии с определениями, приведенными в 3.11 или 3.12 [идентификация модели машины или электрического/электронного сборочного узла, или отдельного технического блока (отдельных технических блоков)].
6.2 Описание или классификация испытательного оборудования или места проведения испытаний.
6.3 Описание средств измерений и указание стандартов, которым соответствуют приборы.
6.4 Уровень широкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.2.2.
6.5 Уровень широкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.3.2.
6.6 Идентификацию нарушений функционирования машины при контрольном предельном уровне помехоустойчивости в соответствии с 4.4.2.
6.7 Уровень широкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.5.2.
6.8 Уровень узкополосных электромагнитных помех в соответствии с 4.6.2.
6.9 Идентификацию нарушений функционирования электрических/электронных сборочных узлов, что может повлиять на управление машиной, в соответствии с 4.7.2.
6.10 Идентификацию компонентов, не отвечающих требованиям 4.8.2.
6.11 Идентификацию компонентов, не отвечающих требованиям 4.9.2.
_____________________________
* Межгосударственный стандарт находится в разработке.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32140-2013 (EN 13309:2000) "Совместимость технических средств электромагнитная. Машины строительные с внутренними источниками электропитания. Требования и методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 г. N 420-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 января 2014 г.