Global navigation satellite system. Urban passenger transport dispatcher control systems. Requirements for architecture and functions
Дата введения - 1 июля 2014 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-технический центр современных навигационных технологий "Интернавигация" (ОАО "НТЦ "Интернавигация")
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 апреля 2014 г. N 349-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32422-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53860-2010
6 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные навигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом.
Настоящий стандарт устанавливает требования к архитектуре и функциям автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления городским пассажирским транспортом с применением глобальной навигационной спутниковой системы.
Настоящий стандарт предназначен для использования при проектировании автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления городским пассажирским транспортом.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 система диспетчерского управления транспортом: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения.
2.2 автоматизированная навигационная система для автомобильного и городского электрического транспорта: Автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для обеспечения надежного централизованного диспетчерского управления автомобильным и городским электрическим транспортом на основе использования глобальной навигационной спутниковой системы и формирования объективной информации о его функционировании.
3 Требования к архитектуре системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом
Элементами архитектуры системы являются следующие объекты, службы и органы управления системы:
- органы общего управления и контроля (городская администрация, управление по транспорту и связи и т.д.);
- объекты оперативного управления процессом пассажирских перевозок;
- пассажирские предприятия автомобильного транспорта;
- органы, осуществляющие сбор статистической информации о выполнении транспортной работы;
- сервисные центры по техническому обслуживанию мобильного и стационарного оборудования системы;
- организации, обеспечивающие дополнительные функции управления (потоками информации, транспортными потоками и т.д.);
- организации, использующие информацию о процессе пассажирских перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта;
- технические комплексы, обеспечивающие выполнение функций управления;
- комплексы средств, сетей и линий связи, обеспечивающих связь между организационными элементами системы, передачу информации и управляющих воздействий для выполнения задач управления пассажирскими перевозками, стоящих перед системой.
4 Требования к функциям системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом
4.1 Система должна автоматизировать в полном объеме технологии диспетчерского управления процессом пассажирских перевозок на городском пассажирском транспорте, в т.ч.:
- оперативное (текущее) планирование;
- учет и контроль;
- оперативный анализ;
- оперативное регулирование перевозочного процесса, в т.ч. при возникновении сбойных ситуаций на маршрутной сети;
- получение оперативных справок о ходе перевозочного процесса;
- получение отчетных данных о выполнении транспортной работы.
4.2 Для обеспечения комплексной автоматизации процессов диспетчерского управления система должна включать в себя следующие функциональные подсистемы:
- оперативное планирование перевозок;
- оперативное регулирование движения подвижного состава на маршрутах;
- автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения;
- формирование отчетных данных об исполненном движении;
- информирование пассажиров;
4.3 Подсистема "Оперативное планирование перевозок" должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций подготовки технологического процесса управления пассажирскими перевозками, формирования и ведения баз маршрутных расписаний и справочной информации.
На уровне данной подсистемы обеспечивается сопровождение электронной карты (схемы) города и пригородной зоны, нанесение на электронную карту и корректировка маршрутной сети.
Одной из основных функциональных составляющих подсистемы является формирование и передача в центральную диспетчерскую станцию в режиме корпоративной сети файла наряда, подготовленного на следующие оперативные сутки, а также корректировка информации:
- справочников водителей и транспортных средств
- текущего наряда по фактическим данным выпуска транспортных средств на линию.
Подсистема обеспечивает передачу информации в центральную диспетчерскую станцию в режиме корпоративной сети в виде файлов для оперативной работы;
4.4 Подсистема "Оперативное регулирование движения подвижного состава на маршрутах" должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций оперативного регулирования перевозочного процесса.
При возникновении любых внешних (дорожно-транспортные происшествия, аварии, пробки и т.п.) и внутренних (недовыпуск, опоздания, сход, простой транспортного средства) возмущений система должна обеспечить плановый или близкий к нему интервал движения действующим на маршруте подвижным составом.
При реализации этой технологии в системе должен быть предусмотрен режим корректировки расписаний движения транспортных средств и отображение скорректированного расписания на бортовой дисплей водителя транспортного средства.
После ликвидации последствий возникновения нештатных ситуаций работа транспортного средства на маршруте должна производиться в соответствии с заданным планом - расписанием движения.
4.5 Подсистема "Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения" должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций учета и контроля выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, открытия движения, начала работы подвижного состава на линии, движения подвижного состава на маршрутах, времени завершения транспортной работы на линии, а также дополнительные функции по учету работы подвижного состава электротранспорта (трамваев).
4.6 Подсистема "Формирование отчетных данных об исполненном движении" должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций формирования всей отчетной информации системы.
4.7 Подсистема "Информирование пассажиров" должна обеспечивать автоматизированное выполнение следующих функций:
1) формирование и выдачу информации на остановочные табло для пассажиров о расчетном времени прибытия транспортных средств на остановку;
2) передачу на Интернет-сайты данных о расписании движения транспортных средств;
3) ежесуточное формирование информации о расписаниях движения транспорта по маршрутам (с учетом всех имеющихся на текущий день изменений);
4) передачу информации об актуальных расписаниях движения транспорта по запросам пользователей на мобильных сотовых телефонах, на уличных информационных киосках, на информационно-справочных сайтах в сети Интернет, а также для информирования населения через справочный центр информационного обслуживания.
4.8 Задачами системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом с применением глобальных навигационных спутниковых систем являются:
- автоматизированное текущее (оперативное суточное) планирование;
- инструментальный учет транспортной работы;
- автоматический контроль выполнения расписаний движения за счет определения местоположения транспортных единиц;
- оперативный анализ и получение оперативных справок о выполнении расписаний движения;
- оперативное регулирование движения на маршруте и на конечных остановках;
- визуализация местоположения транспортных средств на электронной карте города, выводимой на экран монитора диспетчера;
- оперативная связь с водителями - голосовая и с помощью передачи текстовых сообщений;
- быстрый вызов машины техпомощи;
- представление населению информации о фактическом движении транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32422-2013 "Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 апреля 2014 г. N 349-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 июля 2014 г.