Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

3. Организационный раздел

3. Организационный раздел

 

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка

 

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку предоставляется возможность выбора деятельности, партнёра, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков;

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребёнка, стимулирование самооценки;

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребёнка;

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, т.е. деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребёнка дошкольного возраста;

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребёнка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (далее - РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (см. раздел 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов).

Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию основной образовательной программы, разработанную с учётом Программы. Программа не выдвигает жёстких требований к организации РППС и оставляет за Организацией право самостоятельного проектирования развивающей предметно-пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС Организации должна учесть особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия и пр.).

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии со Стандартом возможны разные варианты создания РППС при условии учёта целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.

В соответствии со Стандартом РППС, Организация должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учётом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учётом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и прочее в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

При проектировании пространства внутренних помещений Организации, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

- содержательно насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

В Организации должна быть обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Для детей с ограниченными возможностями в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации должно быть достаточно места для специального оборудования.

Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.

Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей - бега, прыжков, лазания, метания и др.

В Организации должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В Организации могут быть созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащённые оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.).

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащённые оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Организации должны быть созданы условия для информатизации образовательного процесса.

Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях Организации имелось оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т.п.). При наличии возможности может быть обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений Организации к сети Интернет с учётом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

Компьютерно-техническое оснащение Организации может использоваться для различных целей:

- для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

- для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

- для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

- для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т.п.

Для организации РППС в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой Организации, которую посещает ребёнок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребёнка.

3.3. Кадровые условия реализации Программы

 

3.3.1. Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами, в том числе руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих:

- к педагогическим работникам относятся такие специалисты, как воспитатель (включая старшего), педагог-организатор, социальный педагог, учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, тьютор, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, методист, инструктор-методист (включая старшего).

- к учебно-вспомогательному персоналу относятся такие специалисты, как помощник воспитателя, младший воспитатель.

Программа предоставляет право Организации самостоятельно определять потребность в педагогических работниках и формировать штатное расписание по своему усмотрению, исходя из особенностей реализуемых образовательных программ дошкольного образования, контекста их реализации и потребностей.

Согласно ст. 13 п. 1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Организация вправе реализовывать Программу как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. Следовательно, в реализации Программы может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с Организацией.

Реализация Программы осуществляется:

1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации;

2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или несколькими учебно-вспомогательным работниками;

3) иными педагогическими работниками, вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в Организации.

Соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы.

3.3.2. Реализация Программы требует от Организации осуществления управления, ведения бухгалтерского учёта, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Для решения этих задач руководитель Организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий.

3.3.3. При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчёта не менее одной должности на группу детей.

При организации инклюзивного образования при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

3.3.4. В целях эффективной реализации Программы Организация должна создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в том числе их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы, и программы дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.

3.3.5. Организация должна самостоятельно или с привлечением других организаций и партнёров обеспечивать консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программам дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников. Организация должна осуществлять организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы

 

Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в том числе:

- осуществлять все виды деятельности ребёнка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

- организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для её реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в том числе игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

- обновлять содержание основной образовательной программы, методики и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учётом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

- обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

- эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Организацией требований:

- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

   - к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

   - оборудованию и содержанию территории;

   - помещениям, их оборудованию и содержанию;

   - естественному и искусственному освещению помещений;

   - отоплению и вентиляции;

   - водоснабжению и канализации;

   - организации питания;

   - медицинскому обеспечению;

   - приёму детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

   - организации режима дня;

   - организации физического воспитания;

   - личной гигиене персонала;

- пожарной безопасности и электробезопасности;

- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

- учебно-методический комплект Программы (в том числе комплект различных развивающих игр);

- помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребёнка с участием взрослых и других детей;

- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;

- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Программой предусмотрено также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.5. Финансовые условия реализации Программы

 

Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования. Объём действующих расходных обязательств отражается в государственном (муниципальном) задании образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.

Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и объём государственной (муниципальной) услуги (работы) по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также по уходу и присмотру за детьми в государственных (муниципальных) организациях, а также порядок её оказания (выполнения). Основная образовательная программа дошкольного образования является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Основная образовательная программа дошкольного образования служит основой для определения показателей качества соответствующей государственной (муниципальной) услуги.

Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования бюджетной (автономной) организации осуществляется на основании государственного (муниципального) задания и исходя из установленных расходных обязательств, обеспечиваемых предоставляемой субсидией. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования казённой организации осуществляется на основании утверждённой бюджетной сметы.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного общего образования, осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Норматив затрат на реализацию образовательной программы дошкольного общего образования - гарантированный минимально допустимый объём финансовых средств в год в расчёте на одного воспитанника по программе дошкольного образования, необходимый для реализации образовательной программы дошкольного образования, включая:

- расходы на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного общего образования;

- расходы на приобретение учебных и методических пособий, средств обучения, игр, игрушек;

- прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов, а также расходов по уходу и присмотру за детьми, осуществляемых из местных бюджетов или за счёт родительской платы, установленной учредителем организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования).

В соответствии со ст. 99 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности образовательных программ, с учётом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья воспитанников, а также с учётом иных предусмотренных законодательством особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий воспитанников), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчёте на одного воспитанника, если иное не установлено законодательством.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счёт средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления дошкольного образования муниципальными образовательными организациями в части расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного общего образования, расходов на приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек сверх норматива финансового обеспечения, определённого субъектом Российской Федерации.

Реализация подхода нормативного финансирования в расчёте на одного воспитанника осуществляется на трёх следующих уровнях;

- межбюджетные отношения (бюджет субъекта Российской Федерации - местный бюджет);

- внутрибюджетные отношения (местный бюджет - образовательная организация);

- образовательная организация, реализующая программы дошкольного общего образования.

Порядок определения и доведения до образовательных организаций, реализующий программы дошкольного общего образования, бюджетных ассигнований, рассчитанных с использованием нормативов бюджетного финансирования в расчёте на одного воспитанника, должен обеспечить нормативно-правовое регулирование на региональном уровне следующих положений:

- сохранение уровня финансирования по статьям расходов, включённым в величину норматива затрат на реализацию образовательной программы дошкольного образования (заработная плата с начислениями, прочие текущие расходы на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с учебной деятельностью организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования);

- возможность использования нормативов не только на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта Российской Федерации - местный бюджет), но и на уровне внутрибюджетных отношений (местный бюджет - образовательная организация) и образовательной организации.

Бюджетная (автономная) образовательная организация самостоятельно принимает решение в части направления и расходования средств государственного (муниципального) задания. И самостоятельно определяет долю средств, направляемых на оплату труда и иные нужды, необходимые для выполнения государственного задания.

При разработке программы образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, финансовое обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ учитывает расходы необходимые для обеспечения деятельности по коррекции нарушения развития, предусмотренной образовательной программой.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учётом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими педагогическую работу и иные виды работ по реализации программы дошкольного общего образования, определяемого в соответствии с Указами президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников образовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы финансового обеспечения, не могут быть ниже уровня, определённого нормативно-правовыми документами регулирующими уровень оплаты труда в отрасли образования субъекта Российской Федерации.

Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объёма средств образовательной организации на текущий финансовый год, установленного в соответствии с нормативами финансового обеспечения, определёнными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, количеством воспитанников, соответствующими поправочными коэффициентами (при их наличии) и локальным нормативным актом образовательной организации, устанавливающим положение об оплате труда работников образовательной организации.

Справочно: в соответствии с установленным порядком финансирования оплаты труда работников образовательных организаций:

- фонд оплаты труда образовательной организации состоит из базовой и стимулирующей частей. Рекомендуемый диапазон стимулирующей доли фонда оплаты труда - от 20 до 40%. Значение стимулирующей части определяется образовательной организацией самостоятельно;

- базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату работников;

- рекомендуемое оптимальное значение объёма фонда оплаты труда педагогического персонала - 70% от общего объёма фонда оплаты труда. Значение или диапазон фонда оплаты труда педагогического персонала определяется самостоятельно образовательной организацией;

- базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего образовательный процесс, состоит из общей и специальной частей;

- общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются локальными нормативными актами образовательной организации. В локальных нормативных актах о стимулирующих выплатах должны быть определены критерии и показатели результативности и качества деятельности и результатов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. В них включаются: динамика развития воспитанников; использование педагогами современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня собственного профессионального мастерства и профессионального мастерства коллег и др.

Образовательная организация самостоятельно определяет:

- соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

- соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала;

- соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты труда;

- порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учитывается мнение коллегиальных органов управления образовательной организации (например, Общественного совета образовательной организации), выборного органа первичной профсоюзной организации.

Для обеспечения требований ФГОС ДО на основе проведенного анализа материально-технических условий реализации образовательной программы дошкольного образования образовательная организация:

1) проводит экономический расчёт стоимости обеспечения требований ФГОС ДО;

2) устанавливает предмет закупок, количество и примерную стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;

3) определяет величину затрат на обеспечение требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного общего образования;

4) соотносит необходимые затраты с региональным (муниципальным) графиком внедрения ФГОС ДО и определяет распределение по годам освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного общего образования;

5) разрабатывает финансовый механизм взаимодействия между образовательной организацией и организациями выступающими социальными партнерами, в реализации основной образовательной программы дошкольного образования и отражает его в своих локальных нормативных актах.

Примерный расчёт нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы дошкольного общего образования определяет нормативные затраты субъекта Российской Федерации (муниципального образования) связанных с оказанием государственными (муниципальными) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственных услуг по реализации образовательных программ в соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 10, ст. 2).

Финансовое обеспечение оказания государственных услуг осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных организации на очередной финансовый год.

Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги

 

Нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на соответствующий финансовый год определяются по формуле:

 

, где:

 

- нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги на соответствующий финансовый год;

- нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год;

- объем i-той государственной услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной (муниципальной) услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год определяются по формуле:

 

, где:

 

- нормативные затраты на оказание единицы i-той государственной (муниципальной) услуги образовательной организации на соответствующий финансовый год;

- нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги;

- нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги на соответствующий финансовый год определяются по формуле:

 

, где:

 

- нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги на соответствующий финансовый год;

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги;

- нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со стандартами качества оказания услуги.

При расчёте нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий и прочий персонал не учитывается).

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение средней стоимости единицы времени персонала на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги, с учётом стимулирующих выплат за результативность труда. Стоимость единицы времени персонала рассчитывается исходя из действующей системы оплаты труда, с учётом доплат и надбавок, установленных действующим законодательством, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных законодательством.

Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со стандартами качества оказания услуги рассчитываются как произведение стоимости учебно-методических материалов на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги (выполнения работ) и определяется по видам организаций в соответствии с нормативным актом субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в реализации программы дошкольного образования:

- реализация образовательной программы дошкольного образования может определяться по формуле:

 

, где:

 

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги по предоставлению дошкольного общего образования;

- среднемесячная заработная плата в общем образовании соответствующего региона в предшествующем году, руб./мес.;

12 - количество месяцев в году;

- коэффициент, учитывающий специфику образовательной программы или категорию воспитанников (при их наличии);

- коэффициент страховых взносов на выплаты по оплате труда. Значение коэффициента - 1,302;

- коэффициент, учитывающий применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях (при наличии данных коэффициентов);

- коэффициент, учитывающий необходимость решения задачи по обеспечению соотношения между уровнем заработной платы педагогических работников дошкольного образования и работников общего образования.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием i-той государственной (муниципальной) услуги и к нормативным затратам на содержание имущества. Нормативные затраты на общехозяйственные нужды определяются по формуле:

 

, где:

 

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (вспомогательного, технического, административно-управленческого и прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги);

- нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесённых к нормативным затратам на содержание имущества);

- нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закреплённого за организацией на праве оперативного управления или приобретённым организацией за счёт средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг (далее - нормативные затраты на содержание недвижимого имущества);

- нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закреплённого за организацией за счёт средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества (далее - нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества);

- нормативные затраты на приобретение услуг связи;

- нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;

- прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (вспомогательного, технического, административно-управленческого и прочего персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утверждённому руководителем организации, с учётом действующей системы, оплаты труда, в пределах фонда оплаты труда, установленного образовательной организации учредителем.

Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в расчёте на оказание единицы соответствующей- государственной (муниципальной) услуги и включают в себя:

1) нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение, ассенизацию, канализацию, вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации;

2) нормативные затраты на горячее водоснабжение;

3) нормативные затраты на потребление электрической энергии;

4) нормативные затраты на потребление тепловой энергии. В случае если организациями используется котельно-печное отопление, данные нормативные затраты не включаются в состав коммунальных услуг.

Нормативные затраты на коммунальные услуги рассчитываются как произведение норматива потребления коммунальных услуг, необходимых для оказания единицы государственной (муниципальной) услуги, на тариф, установленный на соответствующий год.

Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества включают в себя:

- нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

- нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов недвижимого имущества;

- нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утверждёнными санитарными правилами и нормами;

- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

Нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации и противопожарной безопасности устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать покрытие затрат, связанных с функционированием установленных в организации средств и систем (системы охранной сигнализации, системы пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения).

Нормативные затраты на содержание прилегающих территорий, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с санитарными нормами и правилами, устанавливаются, исходя из необходимости покрытия затрат, произведённых организацией в предыдущем отчётном периоде (году).

3.6. Планирование образовательной деятельности

 

Программа не предусматривает жёсткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жёстко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребёнка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование её деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Примеры гибких учебных планов Организации представлены в образовательных программах, (См. п. 3.10. Перечень литературных источников).

3.7. Режим дня и распорядок

 

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учётом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих её реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов

 

3.8.1. Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений и сетевых партнёров по реализации образовательных программ (далее - Участники совершенствования Программы).

Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии Программы будут включать:

- предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде; предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать её положения на открытых научных, экспертных и профессионально-педагогических семинарах, научно-практических конференциях;

- предоставление возможности апробирования Программы, в том числе её отдельных положений, а также совместной реализации с вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций, участвующих в образовательной деятельности и обсуждения результатов апробирования с Участниками совершенствования Программы.

3.8.2. В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы запланирована следующая работа.

1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:

- научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы отдельных положений Программы;

- нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации Программы;

- научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с Программой;

- методических рекомендаций по разработке основной образовательной программы Организации с учётом положений Программы и вариативных образовательных программ, а также адаптивных коррекционно-развивающих программ;

- практических материалов и рекомендаций по реализации Программы.

2. Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на дошкольном уровне общего образования.

3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования Программы, в том числе с учётом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.

4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям её реализации и т.д.

5. Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение Организаций, реализующих Программу.

3.8.3. Для совершенствования и развития кадровых ресурсов, требующихся для реализации Программы разработчиками предусмотрена разработка профессиональных образовательных программ высшего и дополнительного образования, а также их научно-методическое сопровождение.

3.8.4. Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения основных образовательных программ Организаций с учётом Программы и вариативных образовательных программ дошкольного образования, направлено на осуществление научно-методической, научно-практической поддержки Организаций и предполагает создание веб-страницы Программы, которая должна содержать:

- тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования;

- перечни научной, методической, практической литературы;

- перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также дополнительного образования детей дошкольного возраста;

- информационные текстовые и видеоматериалы;

- разделы, посвященные обмену опытом;

- актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и дополнительного образования;

- актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров, тренингов и вебинаров, конференций.

3.8.5. Совершенствование материально-технических условий, в том числе необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.

3.8.6. Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на повышение эффективности экономики содействия.

Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:

- развитию кадровых ресурсов путём разработки проектов различных программ мотивации сотрудников Организаций, разработки предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления Организацией;

- развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей Программы;

- сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в том числе поддержке работы Организации с семьями воспитанников;

- достаточному обеспечению условий реализации Программы разных Организаций, работающих в различных географических, экономических, социокультурных, климатических и других условиях.

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

 

1. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. - ООН, 1990.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г., с изм. от 2 мая 2015 г.) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]//Официальный Интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: pravo.gov.ru.

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации".

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р "О Концепции дополнительного образования детей".

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 г." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях жилищного фонда".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"//Российская газета. - 2013. - 19 июля (N 157).

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 (ред. от 03.09.2010) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырьё, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждено Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., рег. N 4673).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., peг. N 30384).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., рег. N 15785).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., peг. N 19644).

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2012 г., рег. N 24480).

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., рег. N 18638)

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Комментарии к ФГОС ДО" от 28 февраля 2014 г. N 08-249//Вестник образования. - 2014. - Апрель. - N 7.

15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 08-1002 "О направлении методических рекомендаций" (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

3.10. Перечень литературных источников

 

При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.

Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: в 20 кн. - Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети!/Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита, 2013.

Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник/авт.-сост. А.С. Русаков. - М.: Национальное образование, 2015.

Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2015.

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека/А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2011.

Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3-6 лет/А. Бостельман, М. Финк. - М.: Национальное образование, 2015.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение/Л.А. Венгер. - М.: 1969.

Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2014.

Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.: в 6 т. - Т. 2./Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений/под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах/Н.А. Короткова. - Изд. 3-е, дораб. - М.: Линка-Пресс, 2014.

Корчак Януш. Как любить ребёнка/Я. Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. - М.: ACT, 2014.

Корчак Януш. Уважение к ребёнку/Я. Корчак. - СПб.: Питер, 2015.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие/Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребёнком/С.В. Кривцова, Е.Ю. Патяева; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Учебная книга БИС, 2008.

Кудрявцев В.Т. Воображение, творчество и личностный рост ребёнка/В.Т. Кудрявцев. - М.: Чистые пруды, 2010.

Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения/А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2012.

Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении/М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009.

Манске К. Учение как открытие. Пособие для педагогов/К. Манске. - М.: Смысл, 2014.

Мид М. Культура и мир детства/Д. Мид. - М.: 1988.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: 2009.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод. рекомендации/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: 1993.

Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0-7 лет)./Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2014.

Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://navigator.firo.ru.

Уденховен Н., Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и потребности жизни детей/Н. Уденховен, Р. Вазир. - М.: Университетская книга, 2010.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов/Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2014.

Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя/Е.Ю. Патяева. - М.: Смысл, 2014.

Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение/А.Н. Поддьяков. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Национальное образование, 2015.

Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. - М.: 2013.

Стеркина Р.Б., Юдина Е.Г., Князева О.Л., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М.: ACT, 1996.

Ушинский К. Человек как предмет воспитания. - Т. 1. Опыт педагогической антропологии/К. Ушинский. - М.: 2012.

Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях/под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. - М.: Национальное образование, 2015.

Шулешко Е. Понимание грамотности. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. - Кн. 1. Условия успеха. Общая организация жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне занятий и на занятиях по разным родам деятельности/Е. Шулешко; под ред. А. Рускова. - СПб.: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011.

Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Д.Б. Эльконин. - Изд. 4-е, стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. - М.: 1989.

Эльконин Д.Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.

Эриксон Э. Детство и общество/Э. Эриксон; пер. с англ. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Ленато: ACT: Фонд "Университетская книга", 1996.

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.М. Юдиной# Педагогическая диагностика в детском саду/Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова; под ред. Е.Г.# - М.: Просвещение, 2005.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.