Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.В. Дамурчиевой-Скроботовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка В.В. Дамурчиева-Скроботова оспаривает конституционность части первой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Нарушение своих прав, гарантированных статьями 19 и 37 Конституции Российской Федерации, заявительница усматривает в том, что оспариваемая норма не содержит критериев оценки производительности труда и квалификации работников, не определяет, можно ли сравнивать квалификацию работников, замещающих отличающиеся по наименованию должности, но исполняющих однородную трудовую функцию, и тем самым позволяет работодателю произвольно принимать решение о том, имеет ли работник преимущественное право на оставление на работе.
Оспариваемая норма применена в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.В. Дамурчиевой-Скроботовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации относится к числу норм, регламентирующих порядок увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, определяя основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе. Установив в качестве таких критериев производительность труда и квалификацию работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты работникам, имеющим более высокие результаты труда и лучшие профессиональные качества, так и из интереса работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке (определения от 21 декабря 2006 года N 581-О, от 16 апреля 2009 года N 538-О-О, от 24 октября 2013 года N 1541-О и др.).
Соответственно, оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы.
Проверка же законности и обоснованности увольнения заявительницы, включая оценку того, имелось ли у нее преимущественное право на оставление на работе, связана с исследованием обстоятельств конкретного дела и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дамурчиевой-Скроботовой Виктории Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, касающиеся сокращения численности или штата работников.
При таком сокращении преимущественное право оставления на работе предоставляется лицам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
По мнению заявителя, данные положения неконституционны, поскольку не содержат критериев оценки производительности труда и квалификации работников.
Нормы не определяют, можно ли сравнивать квалификацию работников, замещающих отличающиеся по наименованию должности, но исполняющих однородную трудовую функцию.
Это позволяет работодателю произвольно принимать решение о том, имеет ли лицо преимущественное право оставления на работе.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Оспариваемые положения относятся к числу норм, регламентирующих порядок увольнения в связи с сокращением численности или штата работников.
Данные положения определяют основанное на объективных критериях правило отбора сотрудников для оставления на работе.
Установив в качестве таких критериев производительность труда и квалификацию работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления допмер защиты лицам, имеющим более высокие результаты труда и лучшие профкачества, так и из интереса работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности лицами.
При этом правильность применения работодателем упомянутых критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата сотрудников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2016 г. N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дамурчиевой-Скроботовой Виктории Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был