В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, на основании заявления ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") (регистрационный номер ФСТ-1166-31 от 17.01.2013 г.), рассмотрев разногласия между ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") (далее - Заявитель) и Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) (N ФСТ-1166-31 от 17.01.2013 г.) по постановлению Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2012 г. N 43/2012-окк "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение", установлено следующее.
На момент установления тарифов на услуги водоснабжения на 2013 год тарифы на услуги водоснабжения регулировались в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "07.12.2011 г."
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона предусмотрено утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. В условиях отсутствия на момент установления тарифов на 2013 год основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения регулирующему органу при установлении тарифов на услуги водоснабжения на расчётный период регулирования (2013 год) следовало руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в части, не противоречащей Федеральному закону.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 5 части 1 статьи 4"
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47 утверждены методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 23 Методических указаний в величину финансовых потребностей по реализации производственной программы при установлении фиксированных тарифов включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции, внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 21 Методических указаний оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учётом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта и налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 20 Методических указаний прогнозный объем реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования (год, при установлении долгосрочных тарифов) определяется на основании данных прошлых лет с учётом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства.
Согласно подпункту 2 пункта 20 Методических указаний величина потребления воды на хозяйственные нужды, величина потерь воды при добыче, в системах водоснабжения (неучтённого стока в системах водоотведения) учитывается в размере, определённом органом регулирования исходя из уровня потерь (неучтённого стока), сложившегося в периоды, предшествующие периоду регулирования, и заданных в производственной программе целевых параметров повышения эффективности деятельности регулируемой организации, в том числе целевых параметров сокращения потерь (неучтённого стока в системах водоотведения).
В случае превышения величины потерь в системах водоснабжения (неучтённого стока в системах водоотведения) над нормативными величинами (при их наличии) либо величинами потерь в системах водоснабжения аналогичных организаций на 20 и более процентов органы регулирования в обязательном порядке проверяют наличие в целевых индикаторах производственной программы показателя сокращения величины данных потерь (неучтённого стока), а также проверяют обоснованность расчётов величины нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса (путём сопоставления с фактическим потреблением ресурсов по объектам, оборудованным приборами учёта).
С учётом того, что динамика неучтённых расходов и потерь воды за 2009-2011 гг., указывает на то, что процент потерь по филиалу "Таманский групповой водопровод" ООО "Югводоканал" ежегодно не уменьшается, что свидетельствует о том, что Заявитель не выполняет мероприятия по повышению энергоэффективности организации коммунального комплекса и сокращению величины потерь и неучтённого расхода воды, требования Заявителя в увеличении процента потерь и неучтённого расхода воды, а значит и объёма поднятой воды не подлежат удовлетворению.
По статьям "Электроэнергия", "Плата за пользование водным объектом", "Материалы (химические реагенты)" разногласия между сторонами напрямую зависят от учтённого РЭК на 2013 год объёма поднятой воды. В связи с тем, что позиция РЭК по определению процента потерь и величины объёма поднятой воды признана правомерной, предложенное Заявителем увеличение расходов по статьям "Электроэнергия", "Плата за пользование водным объектом", "Материалы (химические реагенты)" экономически необоснованно.
В соответствии с пунктом 374 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций начисляется с момента введения объекта на баланс в регулируемой организации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 374"
По статье "Налог на имущество" разногласия между Заявителем и РЭК заключаются в том, что РЭК при расчёте величины расходов по данной статье налог на имущество, переданного ООО "Югводоканал" по Концессионному соглашению, рассчитан с учётом первоначальной стоимости имущества, указанной в актах приёма-передачи имущества от концедента концессионеру. Заявитель считает обоснованным начислять налог на имущество с учётом восстановительной стоимости основных фондов, определённой на основании проведённой ООО "Югводоканал" переоценки основных фондов.
В соответствии со статьёй 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определённая на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с вышеуказанным Кодексом Российской Федерации.
Ввиду отсутствия документов о разрешении собственника на проведение переоценки имущества, а также документов, обосновывающих экономическую необходимость проведения переоценки имущества, полученного ООО "Югводоканал" по Концессионному соглашению, правовые основания для удовлетворения требований Заявителя в части увеличения расходов по статье "Налог на имущество" отсутствуют.
Разногласия по статье "Общехозяйственные расходы" между Заявителем и РЭК возникли по следующим подстатьям: "Фонд оплаты труда", "Отчисления на социальные нужды", "Аренда", "Услуги связи", "Страхование", "Банковские услуги", "Аудит", "Проценты по кредитам", "Программное обеспечение".
В соответствии с пунктом 34 Методических указаний для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
По подстатье "Фонд оплаты труда" разногласия между сторонами заключаются в размере среднемесячной заработной платы административно-управленческого и инженерно-технического персонала ООО "Югводоканал", учтённом РЭК при расчёте тарифов на 2013 год. Учитывая, что уровень средней заработной платы административно-управленческого и инженерно-технического персонала ООО "Югводоканал" учтён РЭК в тарифах на услуги водоснабжения с учётом требований, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, заключённым на период 2008-2010 гг. и продлённым до 1 января 2014 г., Заявителю отказано в удовлетворении требований по увеличению величины средней заработной платы административно-управленческого и инженерно-технического персонала.
На основании того, что требования Заявителя в части увеличения расходов по подстатье "Фонд оплаты труда" не подлежат удовлетворению, дополнительного увеличения расходов по подстатье "Отчисления на социальные нужды" не требуется (разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют).
В соответствии со статьёй 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся следующие расходы налогоплательщика: арендные (лизинговые) платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг; на содержание служебного транспорта; на командировки; на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги; на аудиторские услуги; на канцелярские товары; на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги; на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков; другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В условиях отсутствия документов, обосновывающих экономическую эффективность и необходимость аренды помещений в г. Краснодар, а также с учётом того, что РЭК в тарифах на 2013 год учтены расходы по статье "Командировочные расходы" требования Заявителя в части подстатьи "Аренда" не подлежат удовлетворению.
С учётом того, что динамика плановых и фактических расходов по подстатье "Услуги связи" отражает ежегодное недоиспользование организацией плановых расходов, учтённых регулирующим органом в тарифах, а также того, что Заявителем не обоснована целесообразность аренды офиса в г. Краснодаре (предлагаемая часть расходов по данной подстатье, планируется к использованию в арендуемом здании в г. Краснодар), требования Заявителя по подстатье "Услуги связи" признаны экономически необоснованными.
По подстатье "Страхование" разногласия заключаются в величине учтённых РЭК расходов на страхование ответственности перед третьими лицами, страхование строительных рисков, страхование автомобилей "ОСАГО".
Статьёй 263 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены виды страхований, учёт страховых взносов по которым является обязательным. В части вида деятельности по оказанию услуг водоснабжения добровольное страхование ответственности и строительных рисков не является обязательным условием осуществления такой деятельности. Добровольное страхование ответственности и строительных рисков является обязательным условием осуществления деятельности по выполнению строительно-монтажных и ремонтных работ на основе договорных отношений с третьими лицами. С учётом того, что расходы на добровольное страхование ответственности и строительных рисков относятся к расходам по прочим видам деятельности Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта расходов на страхование ответственности перед третьими лицами и страхование строительных рисков в тарифах, рассчитанных на 2013 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учётом Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" затраты на обязательное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, в том числе и по обязательному страхованию ответственности владельцев автотранспортных средств ("ОСАГО"). Расчёт затрат на страхование автомобилей по обязательному страхованию ответственности владельцев автотранспортных средств, выполненный исходя из величины страховой премии, подлежащей выплате страховщику и перечня автотранспортных средств, принадлежащих ООО "Югводоканал", подтверждает обоснованность требований Заявителя в части данных затрат подстатьи "Страхование".
Выполненный в соответствии с представленными Заявителем обосновывающими материалами анализ по подстатье "Банковские услуги" свидетельствует о том, что требования Заявителя в увеличении средств по статье "Банковские услуги" не подлежат удовлетворению, так как организацией не подтверждена экономическая обоснованность учёта в тарифах 2013 года расходов по выплате банку средств за пользование встречными денежными средствами.
Пунктом 17 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Подпунктом 17 пункта 1 статьи 264"
С учётом статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и в условиях отсутствия конкурсной документации к договору на проведение обязательного аудита, величина экономически обоснованных расходов по подстатье "Аудит" рассчитана исходя из общего количества обслуживаемых ООО "Югводоканал" точек поставки холодной воды. По результатам выполненного расчёта по статье "Аудит" установлено, что требования организации подлежат частичному удовлетворению.
Ввиду того, что регулирующим органом плановые расходы по подстатье "Проценты по кредитам" рассчитаны исходя из действующих в расчётном периоде регулирования (2013 году) кредитных договоров, представленных Заявителем в период тарифной кампании 2013 года, правовые основания для удовлетворения требований ООО "Югводоканал" отсутствуют.
Выполненный в соответствии с представленными Заявителем обосновывающими документами расчёт экономически обоснованных расходов по подстатье "Программное обеспечение" свидетельствует о том, что требования организации по данной подстатье подлежат частичному удовлетворению.
По результатам проведённого анализа по статье "Общехозяйственные расходы" требования Заявителя признаны частично обоснованными.
Разногласия по статье "Прочие расходы" между Заявителем и РЭК возникли по следующим подстатьям: "Лизинг", "Горюче-смазочные материалы", "Страхование", "Вознаграждение за услуги сбыта".
Позиция регулирующего органа по подстатье "Лизинг" статьи "Прочие расходы" правомерна, так как расчёты финансовых потребностей (калькуляция затрат) и тарифов на расчётный период регулирования представляются регулируемыми организациями в сроки, предусмотренные Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". Ввиду того, что организацией заявка о включении дополнительных расходов по статье "Лизинг" в расчёт финансовых потребностей ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") на 2013 год представлена позже предусмотренных законодательством, действующим на момент установления тарифов, (2013 год) сроков, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Лизинг" статьи "Прочие расходы".
Разногласия в части подстатьи "Горюче-смазочные материалы" статьи "Прочие расходы" напрямую зависят от предложенного Заявителем увеличения расходов по подстатье "Лизинг". В связи с тем, что Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатье "Лизинг" статьи "Прочие расходы", требования ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") по подстатье "Горюче-смазочные материалы" не подлежат удовлетворению.
С учётом замечаний к обосновывающим документам по подстатье "Страхование" статьи "Прочие расходы", а также того, что часть предлагаемых затрат - это затраты по страхованию техники, приобретённой по договору лизинга, требования Заявителя экономически необоснованны.
С учётом вышеизложенного требования организации по статье "Прочие расходы" признаны необоснованными и неподлежащими учёту.
Разногласия по статье "Расчётная прибыль" между Заявителем и РЭК заключаются в величине расходов на модернизацию и реконструкцию объектов водопроводного хозяйства филиала "Таманский групповой водопровод" в соответствии с обязательствами по концессионному соглашению в отношении объектов государственной (краевой) собственности Краснодарского края водопроводно-канализационного хозяйства, заключённому между субъектом Российской Федерации Краснодарским краем и ООО "Югводоканал" от 24.03.2010 г.
Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учётом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждёнными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов). Так как на основании представленных ООО "Югводоканал" документов установлено, что инвестиционная программа в установленном законодательством на момент установления тарифов (2013 год) порядке не утверждена, правовые основания для учёта в тарифах на холодную воду расходов на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения, на основании обязательств, вытекающих из концессионного соглашения, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 24 Методических указаний в случае, если по окончании периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности и иных материалов выявлены экономически необоснованные расходы регулируемой организации за счёт поступлений от регулируемой деятельности, регулирующий орган исключает эти расходы из величины финансовых потребностей, учитываемых при установлении тарифов на следующий после получения отчётности период регулирования.
В связи с тем, что нарушения требований законодательства Российской Федерации, действующего на момент установления тарифов ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") 2013 г., при расчёте исключенной органом регулирования суммы средств по статье "Корректировка" не выявлены, Заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье.
В настоящий момент тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания от 27.12.2013 г. N 1746-э).
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
На основании вышеизложенного органу исполнительной власти Краснодарского края необходимо провести анализ недополученного по независящим причинам дохода ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") в предыдущих периодах регулирования, по результатам которого, принять соответствующие решения.
На основании вышеизложенного, приказываю:
1. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учёту расходы ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод"), не учтённые Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края в необходимой валовой выручке регулируемой организации 2013 г., по статье "Общехозяйственные расходы" - 47,74 тыс. руб.
2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
- установить тарифы на услуги водоснабжения для потребителей ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") на 2016 г. с учётом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учету подлежат экономически обоснованные расходы, не учтенные Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края в необходимой валовой выручке регулируемой организации 2013 г., в общей сумме 47,74 тыс. руб.).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 2 настоящего приказа решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего решения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
4. В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований ООО "Югводоканал".
5. Контроль по исполнению настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2015 г. N 1322/15 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Югводоканал" (филиал "Таманский групповой водопровод") и Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края"
Текст приказа официально опубликован не был