Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения предельного размера дохода при переходе и применении упрощенной системы налогообложения до 150 млн руб. в год и сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 45 млн руб.
Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Кодексом, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса на 2015 год установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,147.
Таким образом, для перехода на упрощенную систему налогообложения с 2016 года доходы за девять месяцев 2015 года не должны превышать 51,615 млн руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса в настоящее время действует предельный размер дохода (выручки), ограничивающий право применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в размере 60 млн руб.
При этом предельный размер дохода, ограничивающий право на применение налогоплательщиками УСН, индексируемый на ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор, учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем году, составил на 2015 год 68,820 млн руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрено увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей;
- для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей;
- для средних предприятий - с 1 до 2 млрд рублей.
Однако данные показатели предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) не используются в целях применения УСН.
По результатам проведенного Федеральной налоговой службой анализа уровня доходов налогоплательщиков, применявших УСН в 2013 году, из 2,48 млн организаций и индивидуальных предпринимателей доход до 20 млн рублей получили 2,37 миллиона или 95,6% налогоплательщиков, а доход до 50 млн рублей - 2,46 миллиона или 99,2%.
Количество налогоплательщиков, применяющих УСН и получивших доход, граничивший с пороговым значением (от 50 до 60 млн рублей), составляет всего 0,8%.
Таким образом, установленная Кодексом в настоящее время величина предельного размера дохода, ограничивающая право налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства на применение УСН, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима, а также не препятствует повышению предпринимательской активности малого и среднего бизнеса, поскольку по данным налоговой статистики доходы основной доли налогоплательщиков, применяющих УСН, значительно ниже.
Необходимо отметить, что в представленных материалах не содержится финансовых обоснований и необходимых расчетов как по упоминаемому значительному увеличению валовой выручки предприятий, так и предлагаемым изменениям в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вносить вышеуказанные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в настоящее время нецелесообразно.
Заместитель директора |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 октября 2015 г. N 03-11-06/2/62828 "О предельном размере дохода при применении или переходе на УСН"
Текст письма опубликован в журнале "Малая бухгалтерия", январь-февраль 2016 г., N 1