Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и на основании полученной информации сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Данный перечень расходов является закрытым.
Пунктом 3 статьи 346.5 Кодекса установлено, что расходы, учитываемые при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, должны соответствовать критериям, установленным статьей 252 Кодекса: экономическая обоснованность расходов, их документальное подтверждение, направленность на получение доходов.
Расходами, уменьшающими налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу, в частности, признаются расходы на оплату труда, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций, в соответствии со статьей 255 Кодекса (подпункт 6 пункта 2 и пункт 3 статьи 346.5 Кодекса).
В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 26 статьи 270 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В связи с этим организация вправе для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с затратами в виде возмещения стоимости проезда от места жительства к месту работы и от места работы к месту жительства физических лиц, при условии, что данные расходы предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективным договором.
При этом указанные выше расходы принимаются при условии признания их обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
Таким образом, по общему правилу, оплата организацией за физических лиц стоимости проезда от места жительства до места работы и обратно является их доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.19 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, по вопросам уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 июля 2015 г. N 03-11-06/1/40977 "О ЕСХН и НДФЛ при возмещении работникам стоимости проезда от места жительства к месту работы и обратно"
Текст письма опубликован в журнале "Малая бухгалтерия", январь-февраль 2016 г., N 1