Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Описание метода школьной медиации
Медиация как способ разрешения споров
Медиация - это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с привлечением независимого и беспристрастного лица - медиатора, который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности. Медиация альтернативна судебному разрешению споров, в которых спорящие стороны лишены права принятия решения по спору, это право принадлежит третьему лицу - судье.
Основными преимуществами медиации являются:
Взаимность выигрыша. В процедуре медиации решение по спору вырабатывается сторонами совместно на условиях равноправия и принимается на основе их взаимного согласия и доброй воли.
Нацеленность на будущее. При разрешении спора с помощью медиации не происходит установление правой и виновной сторон, спор разрешается не принудительно, а по существу с учетом интересов и потребностей вовлеченных сторон. В медиации стороны получают возможность высказать свою точку зрения, видение ситуации, возможность быть услышанным; создаются условия для понимания самих себя и друг друга.
Конфиденциальность. Медиация защищает стороны от огласки всего, что происходит или выясняется в ходе процедуры медиации.
Право и реальная возможность самостоятельно определять судьбу своего спора. Задача медиатора - содействовать возможности коммуникации между сторонами, помочь им найти путь к эффективному решению. Стороны сохраняют не только полный контроль над содержательной стороной спора - выработкой решения по нему, но и контролируют процесс поиска возможных вариантов. Это позволяет им прийти к такому решению, в котором найдут максимально возможное отражение их потребности и интересы.
Исполняемость. Договоренности, достигнутые в ходе медиации, почти в 90% случаев исполняются самими сторонами в полном объеме и без внешнего принуждения - ведь это их собственное решение.
Быстрота. Как правило, нескольких встреч, а иногда и одной встречи с участием профессионального медиатора, бывает достаточно, чтобы стороны спора пришли к взаимоприемлемому решению.
Дружественный, нетравмирующий характер процедуры. В отличие от любых административных разбирательств, а также судебных, медиация по своей сути обладает восстановительным эффектом, способствует пониманию подлинных интересов как своих, так и другой стороны, осмыслению, осознанию и заглаживанию вины и вреда, коррекции нарушенной коммуникации и поведения.
В силу вышеназванных характеристик медиация является эффективным инструментом не только разрешения, но и предупреждения споров и конфликтов.
Медиация - это междисциплинарный метод, объединивший множество отраслей знаний, таких как право, психология, социология, конфликтология, лингвистика, антропология, семиотика и ряд других.
Медиация - это способ разрешения споров, принимающий во внимание не только содержание спора, но и активно работающий со всеми его гранями, в том числе с эмоциональной составляющей, чаще всего игнорируемой в иных способах разрешения споров.
Медиация может применяться не только как целостная самостоятельная процедура, но и как медиативный подход*, применяя который человек осознанно использует отдельные инструменты медиации, знания и умения в этой области с целью предотвращения или разрешения конфликта, в том числе со своим участием.
Большое внимание уделяется также раскрытию потенциала медиации в уголовном и административном праве, развитию медиативной практики и восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей и в системе реагирования на уголовные правонарушения в целом.
Медиация является ключевым способом в числе иных подходов и технологий, применяемых для реализации восстановительной практики.
Восстановительное правосудие как институт и отличный от карательного способ реагирования на правонарушение опирается на различные методы и технологии, которые постоянно развиваются, усовершенствуются, адаптируются к национальным социокультурным особенностям.
Восстановительное правосудие и восстановительная практика создают условия для повышения эффективности усилий, предпринимаемых для предотвращения правонарушений, в том числе повторных, позитивной социализации и ресоциализации оступившихся. Медиация в контексте восстановительного правосудия, являясь благодаря основополагающим принципам стержнем восстановительной практики, имеет свои особенности и может применяться в различных модификациях (медиация между жертвой и правонарушителем, медиация в виде беседы с правонарушителем без участия жертвы [медиативный подход], медиация с привлечением окружения правонарушителя и жертвы и т.д.), при всем многообразии подходов основным в реализации восстановительной практики и восстановительного правосудия являются содействие пониманию правонарушителем причины отнесения совершенного им поступка к порицаемым и требующим наказания, разделение личности правонарушителя и проступка (неотождествление правонарушителя с правонарушением), принятие во внимание потребностей жертвы и ее окружения, а также окружения правонарушителя, когда это уместно и возможно, привлечение их к процессу восстановления, а также ресоциализации правонарушителя, создание условий для сохранения им возможности оставаться общественно полезной личностью.
Значение и актуальность школьной медиации
Метод ШМ позволяет интегрировать восстановительную практику в систему воспитания, образовательное пространство.
Особенно важное значение имеет реализация гуманистического потенциала медиации в самой тонкой, деликатной и социально ответственной сфере - в сфере жизни, образования и воспитания детей, подростков, молодежи (далее - дети).
Метод ШМ позволяет раскрыть социальный потенциал медиации на макро- и микроуровне, вовлекая, охватывая все институты, участвующие в воспитании и становлении личности, и прежде всего семью и образовательные учреждения.
Актуальность задачи развития школьной медиации, организации Служб ШМ в образовательных организациях обусловлена общим нарастанием напряженности и конфликтности в образовательно-воспитательной среде, что, в свою очередь, вызвано целым рядом причин.
Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают социальные лифты, размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок заменяет ее потребительскими ценностями, деградирует культура, нарастают разобщенность и отчужденность людей. Семья как важнейший общественный институт, участвующий в образовании системы отношений, влияющих на формирование личности и благополучие детей, претерпевает колоссальные изменения. Процветает культ насилия; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, социальные сети) и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей. И как результат - ассертивность замещается агрессивностью.
Педагоги, воспитатели, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями - все, кто работает в образовательно-воспитательной сфере, в силу своей профессиональной деятельности каждый день сталкиваются с результатами данных общественных деформаций. Именно этим людям приходится искать пути разрешения конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить. Подобная задача оказывается для них порой непосильной. Во-первых, чаще всего это и не является их обязанностью, во-вторых, они этому специально не обучены, а в-третьих, такая работа требует дополнительных временных и эмоциональных затрат, зачастую не давая стабильного, исчерпывающего конфликт результата, ускоряя профессиональное "выгорание" работников.
В то же время в последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков.
Кроме того, идет активная интеграция Российской Федерации в стремительно глобализирующееся мировое образовательное сообщество с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
Значение задачи внедрения метода ШМ выходит далеко за рамки первичного контура "ребенок-семья-школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в образовательно-воспитательной среде, он будет быстрее распространен и на другие смежные социальные сферы, и на все общество. Общество остро нуждается сегодня в способности своих граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социальное партнерство. Метод ШМ способствует решению этих задач в работе с детьми и подростками, закладывая основу будущих поколений, воспитанных на гуманистических ценностях, ставящих человеческую жизнь, позитивную реализацию, благополучие личности на первое место. Он позволяет найти баланс между потребностями общественными и индивидуальными, что способствует сохранению индивидуальности в многоликом социуме.
Развитие школьной медиации вписывается также в Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, ориентированную на формирование условий воспитания физически, психологически и нравственно здоровых детей.
Особенности и принципы метода школьной медиации
Метод ШМ основан на научных разработках и многолетнем практическом опыте, учитывающем социокультурные особенности российской образовательно-воспитательной сферы.
Первые попытки осознанного использования медиации в образовательной организации были предприняты в разных странах еще в начале 1980-х годов. С тех пор применение медиации в тех или иных формах в образовательном пространстве стало достаточно широко использоваться во многих странах мира.
Школьная медиация - это инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. Здесь и далее метод школьной медиации будет рассматриваться на примере школы как наиболее распространенного образовательного учреждения.
К школьной медиации целиком применимы все общие положения, касающиеся медиации. Однако метод ШМ имеет и свою специфику, обусловленную следующими факторами:
1. Большое количество и одновременность вертикально и горизонтально организованных контактов и коммуникаций, строящихся на взаимодействии различных участников образовательно-воспитательного процесса как внутри однородных групп, так и межгрупповых, как индивидуальных, так и групповых.
Основные группы:
- дети;
- родители или лица, их заменяющие;
- педагоги, преподавательский состав, отвечающий в первую очередь за процесс обучения;
- психологи, социальные педагоги, другие специалисты, отвечающие в первую очередь за процесс воспитания;
- административный аппарат, отвечающий за организацию и управление процессом образования в целом и др.;
- иные институты, участвующие в воспитании детей и формировании личности, а также те, которые привлекаются в случае возникновения неблагополучия и (или) активных противоправных поступков несовершеннолетних.
2. Разнообразие аспектов общения - это не только межличностные, внутри- и межгрупповые контакты, но и межпоколенческое и межкультурное общение.
3. Ограниченность территории и времени общения, что придает школьным контактам повышенную интенсивность, "перекрестность" и напряженность.
4. Несколько иное по сравнению с обычной жизнью понимание принципов добровольности и автономии личности, связанное с нормативностью пребывания детей на территории образовательного учреждения, соблюдением дисциплины, зависимостью от взрослых, в силу чего последние склонны строить свое взаимодействие с детьми "вертикально".
Названные обстоятельства делают школьную среду зоной повышенной конфликтности и требуют учета при применении медиативных процедур и медиативного подхода.
Метод школьной медиации основан на следующих основных принципах:
- добровольность;
- равноправие, сотрудничество, взаимное уважение, принятие (людей, ситуаций, событий), признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими;
- комплексный, системный подход к рассмотрению спора, учет всей его многоаспектности;
- использование, если это возможно и целесообразно, потенциала семейных отношений участников;
- привлечение ближайшего, значимого окружения сверстников;
- беспристрастность и непредвзятость медиатора;
- прозрачность процесса урегулирования разногласий/спора для всех его участников;
- конфиденциальность.
"Группы равных"
Формирование "групп равных" и работа в них являются неотъемлемой составляющей создания Службы ШМ. В разные периоды взросления ребенка круг значимых для него людей меняется. Если в первые 2-3 года жизни - это в основном семья, родители и самые близкие люди, то в школьные годы к этому кругу добавляются учителя и сверстники. В подростковом периоде сверстники становятся ведущим источником информации и подражания, опережая и родителей, и школу. Работая среди сверстников в "группах равных", дети более эффективно учатся не только разрешению споров с помощью медиации, но и становятся распространителями медиативного подхода, культуры позитивного общения, конструктивного поведения в конфликте. Когда ребенок может помочь своему сверстнику, одноклассникам, младшим соученикам, попавшим в трудную ситуацию, разобраться с ней, прояснить истинные причины ее возникновения, мотивы и интересы, нащупать выход из нее, он сам одновременно получает ценный опыт позитивной самореализации. В определенных случаях и взрослые принимают участие при разрешении таких конфликтов. Но роль самих детей-медиаторов должна быть ведущей. Взрослый всегда воспринимается по-другому, ему трудно избежать назидательного стиля общения. Когда же сверстник рассказал о чем-то, притом рассказал это сквозь призму своего собственного опыта, а тем более показал это на практике при разрешении реального спора, такое знание усваивается детьми гораздо лучше.
Работа и обучение в "группе равных" должны быть выстроены таким образом, чтобы дети старались понять друг друга без осуждения и назидания, помочь друг другу, чтобы свободно раскрывались индивидуальность и самобытность ребенка, чтобы его непохожесть на других не раздражала, а наоборот, делала его более интересным и привлекательным для общения, давала ему возможность самореализации и социализации. Это особенно важно для детей, не вписывающихся в стандарты и общепринятые рамки, что чаще всего приводит к их отторжению сверстниками и направляет их самореализацию в негативное русло - агрессивное самоутверждение с помощью насилия, девиантное, асоциальное поведение.
Вместе с тем роль взрослых в работе "групп равных" является координирующей, поддерживающей, особенно когда конфликт сложен, или когда имело место насилие. Именно взрослый должен тонко и ненавязчиво, квалифицированно и компетентно применяя медиативный подход, оценить конфликт, дать детям четкие нравственные ориентиры, помочь им не проецировать негативные моменты конфликта на личность ребенка, помочь найти пути восстановления отношений и заглаживания вины.
Таким образом, метод ШМ эффективно формирует навыки позитивного общения, конструктивного поведения в ситуациях конфликта, содействует позитивной социализации и самореализации детей, препятствует закреплению негативных паттернов поведения, осуществляет реальную профилактику правонарушений, создает условия для реализации восстановительного подхода в образовательно-воспитательной среде.
Школьная медиация и семья
Метод ШМ не ограничивается территорией школы (образовательного учреждения). Важную роль в успехе ее интеграции играет семья, желательно, чтобы родители были обучены основам метода или хотя бы ознакомлены с ним. Владение базовыми знаниями о методе позволит родителям не только хотеть, но и уметь правильно, без грубого вмешательства помочь детям в конфликтных ситуациях, особенно в трудные, критические периоды их жизни и становления, одним из которых является подростковый. В свою очередь на "школьной территории" конфликт будет разрешаться успешнее, если и семья, родители будут ориентировать ребенка на медиативный подход. Таким образом, метод школьной медиации создает условия для сотрудничества школы и семьи, содействует восприятию ими друг друга как партнеров, стремящихся совместными усилиями достичь одной цели, действующих на благо ребенка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.