Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 января 2016 г. N 18-4/10/В-180
Взамен настоящего письма направлено письмо Минтруда России от 21 марта 2016 г. N 18-4/10/В-1771
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с неоднократными обращениями отдельных федеральных органов исполнительной власти по вопросу разъяснения порядка предоставления государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в условиях принятия Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 418-ФЗ) сообщает.
С 10 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 418-ФЗ, которым внесены изменения в статью 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в части установления:
- минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, подлежащей использованию государственным гражданским служащим (далее - минимальный отпуск) в каждом служебном году;
- порядка перенесения части ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) на следующий служебный год по инициативе представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего;
- порядка замены части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего денежной компенсацией.
С учетом положений Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)", принятой в г. Женева 24 июня 1970 г., новой редакцией статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливается императивная норма об использовании гражданским служащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
Данное право гражданского служащего на минимальный отпуск является неприкосновенным, в связи с чем представитель нанимателя ни в каких случаях не вправе инициировать перенесение части минимального отпуска гражданского служащего на следующий служебный год.
По инициативе представителя нанимателя в исключительных случаях та часть ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего, которая превышает 28 календарных дней, может быть перенесена на следующий служебный год с согласия последнего.
Частью 9.3 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 418-ФЗ устанавливается возможность замены части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией при наличии письменного заявления гражданского служащего и в пределах средств, предусмотренных в фонде оплаты труда гражданских служащих государственного органа на соответствующий год.
Следует учитывать, что норма о замене части отпуска денежной компенсацией не носит императивный характер, в связи с чем окончательное решение о такой замене принимается представителем нанимателя самостоятельно с учетом финансовых возможностей государственного органа и результатов анализа обстоятельств, послуживших причиной неиспользования гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска в полном объеме.
Таким образом, действующее правовое регулирование гарантирует гражданскому служащему право выбора - использовать установленные законодательством отпуска полностью или обратиться к представителю нанимателя с просьбой заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией.
При этом, обращая внимание, что замена части отпуска денежной компенсацией осуществляется за счет средств фонда оплаты труда без увеличения его размера, при подготовке гражданским служащим заявления на имя представителя нанимателя с просьбой заменить часть ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией необходимо учитывать следующее:
в заявлении следует указывать инициатора (руководитель гражданского служащего или сам гражданский служащий) и причину неиспользования гражданским служащим части ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году;
заявление следует представлять на имя представителя нанимателя в срок, наиболее близкий к окончанию очередного календарного года, в целях оценки наличия в фонде оплаты труда средств на указанные цели.
В случае если части ежегодных оплачиваемых отпусков, превышающие 28 календарных дней, не использованы гражданским служащим "в натуре", а также не заменены денежной компенсацией в ходе, прохождения им гражданской службы, то за указанные неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы в силу положений части 13 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ.
Также сообщаем, что Федеральный закон N 418-ФЗ содержит сохранную норму в отношении ежегодных оплачиваемых отпусков или их частей, не использованных гражданским служащим на день вступления данного Федерального закона в силу, в связи с чем указанные отпуска могут быть использованы гражданским служащим "в натуре", заменены денежной компенсацией в ходе прохождения им гражданской службы в части, превышающей 28 календарных дней каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, или выплачены ему в виде компенсации при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы.
Просим довести настоящее письмо до сведения всех территориальных органов и обособленных структурных подразделений федерального государственного органа (при наличии).
|
А.А. Черкасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтруд России разъясняет, что с 10 января 2016 г. вступили в силу поправки, согласно которым устанавливается императивная норма об использовании госслужащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
По инициативе представителя нанимателя в исключительных случаях остальная часть отпуска может быть перенесена на следующий служебный год с согласия служащего. Она также может быть заменена денежной компенсацией при наличии письменного заявления госслужащего с учетом финансовых возможностей госоргана и анализа причин неиспользования госслужащим отпуска в полном объеме. Причина указывается в заявлении. Его следует представлять в срок, наиболее близкий к окончанию очередного календарного года, в целях оценки наличия в фонде оплаты труда средств на указанные цели.
Если остальная часть отпуска не использована госслужащим "в натуре" и не заменена денежной компенсацией, то последняя выплачивается госслужащему при увольнении.
Вышеизложенное также касается отпусков, не использованных до вступления в силу поправок.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 января 2016 г. N 18-4/10/В-180
Текст письма опубликован в газете "Солидарность" от 10-17 февраля 2016 г. N 6, в журнале "Администратор образования", март 2016 г., N 5, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", март 2016 г., N 3, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2016 г., N 14
Взамен настоящего письма направлено письмо Минтруда России от 21 марта 2016 г. N 18-4/10/В-1771