Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Приморского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на них (номер извещения 0120200004715000718) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, объединивших в один объект закупки (один лот) выполнение работ по содержанию автомобильных дорого общего пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений на них, расположенных в Владивостокском, Артемовском, Партизанском, Находкинском городских округах, а также Хасанском, Надеждинском, Шкотовском, Партизанском, Лазовском муниципальных районах Приморского края, что ограничивает количество участников закупок.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 17.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 096 658 787,81 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 25.12.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорого общего пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений на них, расположенных в Владивостокском, Артемовском, Партизанском, Находкинском городских округах, а также в Хасанском, Надеждинском, Шкотовском, Партизанском, Лазовском муниципальных районах муниципальных районах Приморского края.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объектом Аукциона является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений на них Приморского края, при этом Заказчиком автомобильные дороги разделены на зоны, в соответствии с территориальным расположением, схожести природно-климатических условий, исключения больших перегонов дорожной техники от одной дороги к другой.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе не представлено доказательств того, что действия Заказчика, объединившего в один объект закупки (один лот) выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и дорожных сооружений на них Приморского края, расположенных в разных районах Приморского края, но в пределах одной зоны, ограничивают количество участников закупок.
Таким образом, довод Заявителя о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, объединивших в один объект закупки (один лот) выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на них, расположенных в разных районах Приморского края, ограничивают количество участников закупок, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки "участник закупки должен предоставить в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме конкретные показатели предлагаемого для использования при выполнении работ товара (сведения о наименовании (марке), качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке товара) в настоящем времени без использования вспомогательной части (кратких прилагательных - должен, должна, должно и (или) глагольной связки - быть) составных именных (глагольных) сказуемых, без использования сочетания форм сравнительной степени наречий с отрицательной частицей ("не менее", "не более" и т.п.)".
В Техническом задании документации об Аукционе установлены следующие характеристики, в том числе: пункт 3 "смеси щебеночно-гравийно-песчаные для оснований. Смесь С4. Наибольший размер зерен должен быть 80 мм. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы не более 35%. Материал должен соответствовать требованиям "ГОСТ 25607-2009. Смеси щебёночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", пункт 6 "Природный песок должен обладать стойкостью к химическому воздействию щелочей цемента. Модуль крупности свыше 1,5 Мк до 2,0 МК. Содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках: пылеватых и глинистых частиц не более трех процентов по массе, глины в комках не более 0,35% по массе. Материал должен соответствовать требованиям "ГОСТ 8736-2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия", пункт 8 "Минеральный неактированный порошок марки МП-1. Пористость должна быть не более 35 %. Набухание образцов из смеси порошка с битумом должна быть не более 2,5%. Влажность не должна превышать одного процента по массе. Материал должен соответствовать требованиям "ГОСТ 52129-2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей", пункт 13 "Краска (эмаль). Цвет - белый, желтый. Коэффициент яркости высушенной пленки для белого цвета должен быть более 80%. Коэффициент яркости высушенной пленки для желтого цвета не более 49%, но не менее 40%. Плотность должна быть 1,4-1,6 г/см3. Условная вязкость должна быть 120-200 с. Степень перетира менее 50 мкм. Массовая доля нелетучих веществ должна быть в интервале 70-79%. Максимальное время высыхания краски до третьей степени тридцать минут. Адгезия к высохшей пленки к стеклу - 2 балла. Стойкость высохшей пленки к статическому воздействию: -3%-ного водного раствора хлорида натрия при t (0+/-2)°С - не менее 48 часов, - насыщенного водного раствора хлорида натрия при t (0+/-2)°С - не менее 48 часов, - воды при t (20+/-2)°С - не менее 48 часов, -10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при t (20+/-2)°С - не менее 48 часов".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 02.12.2015 по делу N К-1656/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 декабря 2015 г. N К-1656/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был