Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных и иных работ с целью завершению строительства объекта капитального строительства: "Реконструкция научно-производственной базы и строительство корпуса для размещения клинико-токсикологического центра химической безопасности Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Санкт-Петербург)" (номер извещения 0372100006815000008) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка товаров, технологически и функционально не связанных между собой.
2. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам поставляемым в рамках исполнения контракта, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 20.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 965 589 570 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 09.12.2015.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительно-монтажных работ и поставка товаров, технологически и функционально не связанные между собой.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе: компьютер, монитор, видеокарта, лицензии, зарядное устройство, флэш-карта устройство.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанное выше оборудование, необходимо с целью завершения строительства, и передачи готового объекта для использования Заказчиком.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и поставка оборудования, не связанного с выполнением строительных работ, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительно-монтажных работ и поставка товаров, технологически и функционально не связанных между собой, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам поставляемым в рамках исполнения контракта, что ограничивает количество участников закупки.
Например, в пункте 166 Приложения "Требования к товарам" документации об Аукционе установлены следующие требования к товару:
"Грунтовка: Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 25129-82. Требования к характеристикам: условная вязкость при температуре +20°С по вискозиметру ВЗ-4 не менее 45 с. Массовая доля нелетучих веществ не менее 54%".
На Заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТ к указанному товару.
При этом, Заявителем явка представителя на заседание Комиссии не обеспечена, в составе жалобы доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность заявленного довода, не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен график исполнения контракта.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что график исполнения контракта предоставляется исполнителем государственного контракта и проходит согласование с Заказчиком при подписании контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего график исполнения контракта в документации об Аукционе нарушает частью 12 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Выплата Заказчиком аванса в размере до 30% от суммы контракта производится в течение 10 дней с момента подписания Контракта на условиях и по правилам, действующим в законодательстве Российской Федерации на момент подписания настоящего Контракта (смотри п.29 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 (ред. от 10.09.2015), а в дальнейшем по действующему законодательству РФ соответствующему периоду исполнения Контракта".
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен порядок оплаты работы, а именно не установлен конкретный размер перечисляемого подрядчику аванса.
Таким образом, действиями Заказчика, нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" обоснованной в части объединения в один объект закупки выполнение строительно-монтажных работ и поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 12, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы от 04.12.2015 по делу N К-1677/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2015 г. N К-1677/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был