Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "НОВАК" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая станция скорой медицинской помощи", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчики), Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016 - 2020 г.г. (номер извещения 0129200005315005625) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчиков, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки излишней лицензии на осуществление медицинской деятельности в составе заявки на участие в Конкурсе.
2. В Конкурсной документации установлено неправомерное требование о передаче государственного или муниципального имущества в пользование (владение) без проведения торгов, что ограничивает количество участников закупки.
3. В Конкурсной документации установлены требования к автомобилям, которым соответствуют товары единственного производителя, а также отсутствуют требования эквивалентности марки автомобилей.
4. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Качество услуг".
5. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" неправомерной, поскольку договор на выполнение работ выполнение работ по настройке, ремонту и сопровождению бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС заключается на в результате заключения государственного контракта, либо опубликования протокола подведения итогов.
Представители Заказчиков не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 22.12.2015 на 23.12.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 549 125 480 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 18.01.2016.
1. Комиссией 10.12.2015 принято решение от 10.12.2015 по делу К-1723/15, в соответствии с которым установлено, что Конкурсная документация содержит неправомерное требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в составе заявки на участие в Конкурсе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложениями NN 2, 3 к Техническому заданию установлены четыре таблицы с перечнями движимого и недвижимого имущества Заказчиков 1, 2, передаваемого в аренду исполнителю, при этом арендная плата за пользование соответствующим имуществом согласно таблице 1 составляет 3 637 000,00 рублей в год без учета НДС в соответствии с отчетом об оценке N 183/2015 от 11.11.2015, согласно таблице 2 - 702 000,00 рублей в год без учета НДС в соответствии с отчетом об оценке N 183/2015 от 11.11.2015, согласно таблице 3 - 340 194,00 рублей в месяц в соответствии с отчетом об оценке N 182/2015 от 11.11.2015, согласно таблице 4 - 21 360,83 рубля в месяц в соответствии с отчетом об оценке N 182/2015 от 11.11.2015 соответственно.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в рамках исполнения контракта предусмотрено исключительно оказание автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016-2020 г.г., а также установление вышеуказанных требований неправомерно.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств и сведений, однозначно позволяющих определить правомерность установления вышеуказанных требований по аренде недвижимого имущества.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктами 7.1.1, 7.1.4, 7.2, 7.5, 7.7, 7.10, 10.1, 10.2 таблицы пункта 1 приложения N 1 к техническому заданию Конкурсной документации Уполномоченным органом, Заказчиком установлены следующие требования к автомобилям: "марка двигателя - Daimler AG, Мercedes-Benz или эквивалент, максимальный крутящий момент, Нм - не менее 280, передаточное число главной передачи - не менее I =4,375, топливный бак - не менее 75 л, колесная база, мм - не менее 3550, привод - задний, передняя ось - не менее 1,6 т, электронная система стабилизации - ESP".
На заседании Комиссии представителем Заявителя даны объяснения и представлена сравнительная таблица технических характеристик автомобиля, из которых следует, что в совокупности требованиям к автомобилям в отношении показателей максимального крутящего момента, передаточного числа главной передачи, топливного бака, колесной базы, привода, передней оси, электронной системы стабилизации, установленным Уполномоченным органом, Заказчиком в Конкурсной документации, соответствует только автомобиль производства Мерседес Бенц.
Таким образом, требования к поставляемым автомобиля, установленные Уполномоченным органом, Заказчиком в пунктах 7.1.1, 7.1.4, 7.2, 7.5, 7.7, 7.10, 10.1, 10.2, таблицы пункта 1 приложения N 1 к техническому заданию Конкурсной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Действия Уполномоченного органа, Заказчика, включившего в Конкурсную документацию требования к автомобилям, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В Конкурсной документации установлены следующие нестоимостные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость - 35%" (далее - Критерий N 1), "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня, значимость - 5%" (далее - Критерий N 2).
Критерий N 1 содержит показатель "Качество услуг", рамках которого оценивается степень проработанности предложения о качестве услуг и оптимальности предлагаемой участником конкурса методологии оказания услуг для достижения наилучшего результата. По указанному показателю установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"Оценка проводится по представленному участником конкурса предложению в составе заявки Формы 3 Раздела 5 (пункт 2 "Предложения в отношении объекта закупки") о технических характеристиках автомобиля в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", об оснащении автомобиля в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание" и наличия дополнительных предложений, относящихся к техническим характеристикам автомобиля и к оснащению автомобиля, в соответствии с Приложением N 1 Раздела 6 "Техническое задание".
Для указанного показателя устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки:
Наличие предложений о технических характеристиках автомобиля в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", об оснащении автомобиля в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", - 0 баллов.
Наличие предложений о технических характеристиках автомобиля в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", об оснащении автомобиля в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", а также предоставляются не более 2-х дополнительных предложений, относящихся к техническим характеристикам автомобиля и к оснащению автомобиля, в соответствии с Приложением N 1 Раздела 6 "Техническое задание", - 50 баллов.
Наличие предложений о технических характеристиках автомобиля в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", об оснащении автомобиля в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Разделу 6 "Техническое задание", а также предоставляются более 2-х дополнительных предложений, относящихся к техническим характеристикам автомобиля и к оснащению автомобиля, в соответствии с Приложением N 1 Раздела 6 "Техническое задание", - 100 баллов".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанный порядок оценки по показателю "Качество услуг" Критерия N1 не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Критерий N 2 содержит показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" (значимость показателя 80 (восемьдесят) %), максимальное значение в баллах для данного показателя - 100 (сто) баллов.
В качестве документов, подтверждающих показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг" участник предоставляет информацию по Форме 4.2. Раздела 5 и копии документов:
- копии паспортов транспортных средств на автомобили скорой медицинской помощи и копии правоустанавливающих документов, на основании которых участник осуществляет права владения и пользования данными автомобилями (договоры, соглашения), и копия договора на выполнение работ по настройке, ремонту и сопровождению бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС, установленного на транспортных средствах, в соответствии с которым обеспечивается подключение бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС (далее - БНСО) к системе мониторинга транспорта на базе программного обеспечения "Fort-Monitor" с возможностью подключения БНСО к программному обеспечению "Навигатор-С" и трансляция данных на региональную навигационно-информационную систему Волгоградской области с указанием количества автомобилей или - копии предварительных договоров или протоколов (соглашений) о намерении с заводом-производителем автомобилей скорой медицинской помощи, подтверждающих гарантированную поставку транспортных средств, предусмотренных Техническим заданием, с указанием количества автомобилей и копия договора на выполнение работ по настройке, ремонту и сопровождению бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС, установленного на транспортных средствах, в соответствии с которым обеспечивается подключение бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС (далее - БНСО) к системе мониторинга транспорта на базе программного обеспечения "Fort-Monitor" с возможностью подключения БНСО к программному обеспечению "Навигатор-С" и трансляция данных на региональную навигационно-информационную систему Волгоградской области, с указанием количества автомобилей".
По мнению Заявителя, оценка заявок на участие в Конкурсе по указанному показателю является неправомерной, поскольку договор на выполнение работ выполнение работ по настройке, ремонту и сопровождению бортового навигационно-связного оборудования на базе системы ГЛОНАСС заключается на в результате заключения государственного контракта, либо опубликования протокола подведения итогов.
Вместе тем, на заседании Комиссии Заказчиком не представлено доказательств и сведений, подтверждающих правомерность установления вышеуказанного показателя.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки по показателю "Качество услуг" Критерия N 2 нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "НОВАК" обоснованной в части установления требований к автомобилям, которым соответствуют товары единственного производителя, установления требования о передаче государственного или муниципального имущества в пользование (владение) без проведения торгов, установления ненадлежащего порядка оценки по показателю "Качество услуг".
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.12.2015 N К-1749-1/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2015 г. N К-1749-1/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был