Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Бизнес Успех" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000078) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Положения документации об Аукционе ограничивают возможность оказания услуг с использованием транспорта, находящимся во временном пользовании у участника закупки по договору лизинга.
2. Заказчиком неправомерно размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) закупка, предмет которой аналогичен предмету Аукциона.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам автомобилей, используемым при оказании услуг, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя - "Audi".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией
об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 23.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания срока подачи заявок - 11.12.2015;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 60 000 000 рублей;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 14.12.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы).
Заказчиком в разделе 3 "Общие требования к оказываемой услуге" части III "Техническая часть" документации об Аукционе установлено следующее: "Исполнитель, который определяется по итогам проведения конкурентных процедур, (далее - Исполнитель) должен представить Заказчику автомобили в соответствии с требованиями Технического задания без ограничения пробега. Предлагаемые автомобили по своим качественным и функциональным характеристикам должны соответствовать Техническому заданию. В первый день исполнения государственного контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику данные о закреплённом за Заказчиком автомобиле (марка, номер и прочее) с указанием данных о прикреплённых к нему водителей (фамилия, имя, отчество, контактные телефонные номера), привлекаемых для оказания услуг, а также данные ответственных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, контактные телефонные номера), и т.д.; автомобиль (не заложенный, не арестованный и являющийся свободным от любых прав третьих лиц) с документами (паспортом транспортного средства, полисом обязательного страхования автогражданской ответственности и т.п.) для осуществления проверки автомобиля на соответствие требованиям Технического задания; результат осмотра предоставленного автомобиля оформляется Актом осмотра, подписанным Сторонами, с указанием сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства и пробега автомобиля на дату заключения государственного контракта".
По мнению Заявителя, вышеуказанное требование, согласно которому автомобили, используемые при оказании услуг должны быть свободными от прав третьих лиц, является неправомерным, поскольку обязывает участника закупки иметь автомобили в собственности.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что отсутствие у автомобилей каких-либо обременений позволяет участнику закупки арендовать указанные автомобили у третьих лиц, получить по договору безвозмездного пользования, либо договора простого товарищества.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих необходимость установления требования, согласно которому автомобили, используемые при оказании услуг должны быть свободными от прав третьих лиц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование установлено Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно размещена на Официальном сайте закупка, предмет которой аналогичен предмету Аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 10.12.2015 размещено на Официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по перевозке государственных гражданских служащих Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000087) (далее - Аукцион 2). Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 56 500 000 рублей.
При этом, часть III "Техническая часть" документации об Аукционе 2 содержит иной перечень транспортных средств, используемых при оказании услуг, предусмотренных документацией о закупке.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в разделе 2 "Характеристики автомобилей" части III "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам автомобилей, используемым при оказании услуг, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя - "Audi".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что совокупности требований к автомобилям, используемым при оказании услуг, установленным Заказчиком в разделе 2 "Характеристики автомобилей" части III "Техническая часть" документации об Аукционе, соответствует, помимо продукции компании "Audi", продукция компаний "Mercedes" и "BMW".
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода о соответствии совокупности требований к техническим характеристикам автомобилей, используемых при оказании услуг, продукции единственного производителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес Успех" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требования к участникам закупки в форме требований к автомобилям, используемым при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.12.2015 по делу N К-1750/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2015 г. N К-1750/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был