Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "БалтСтройСервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту здания (номер извещения 0195100000815000053) выполнение работ по монтажу системы аудиоконференцсвязи) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены невыполнимые сроки выполнения работ, что ограничивает количество участников Аукциона.
2. Описание объекта закупки в документации об Аукционе содержит противоречивую информацию.
3. Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе содержит требования, не предусмотренные Законом о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 086 833,33 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.12.2015;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок - 09.12.2015;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
7) к участию в Аукционе допущена 1 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 14.12.2015;
9) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены невыполнимые сроки выполнения работ, что ограничивает количество участников Аукциона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктом 1.7 технического задания документации об Аукционе установлено, что срок выполнения работ "в течение 1 (Один) календарного дня с даты заключения государственного контракта".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что при формировании технического задания документации об Аукционе Заказчиком был направлен запрос о предоставлении коммерческих предложений 5 (пятерым) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). При этом в ответ на вышеуказанный запрос, Заказчику поступило 3 (три) коммерческих предложения от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителям), согласно которым ориентировочный срок выполнения работ составляет не более 1 (одного) дня.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что срок выполнения работ установленный документацией об Аукционе является невыполнимым.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, описание объекта закупки в документации об Аукционе содержит противоречивую информацию.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением к техническому заданию документации об Аукционе установлены "требования к оборудованию, входящему в состав конгресс-системы и подсистемы синхроперевода", которыми установлено следующее:
"Центральное коммутационное оборудование должно быть смонтировано в телекоммуникацонный шкаф на рабочем месте оператора.
Шкаф предоставляется заказчиком, со следующими характеристиками:
- Наличие вентиляции сверху (в крыше), и снизу в основании.
- Вентиляция в крыше должна быть активной и малошумной.
- Наличие звукоизоляции задней и боковых стенок, крыши.
- Внешние габариты: ширина - 600 мм, глубина - 800 мм, высота - 1300 мм.
- Должен быть предусмотрен кабельный ввод - через пол шкафа.
- Внутренние габариты (чистые): ширина - обеспечивающая установку оборудования в стандартные телекоммуникационные 19 дюймовые направляющие, глубина - не менее 750 мм,
- высота - обеспечивающая 22U под установку оборудования, а также дополнительно не менее 50 мм ниже оборудования и 50 мм выше, для прокладки кабелей и обеспечения вентиляции.
- Должна быть предусмотрена передняя стенка - дверца.
- Задняя стенка - съемная (для обслуживания оборудования).
- Суммарная масса устанавливаемого оборудования, которую должен выдерживать шкаф - не менее 150 кг.)".
Таким образом, документация об Аукционе содержит информацию о том, что телекоммуникацонный шкаф, в который монтируется коммутационное оборудование, предоставляется Заказчиком, исходя из характеристик которого участник Аукциона формирует свое предложение.
Вместе с тем, характеристики телекоммуникацонного шкафа, установленные в документации об Аукционе, такие как "вентиляция в крыше", "кабельный ввод", "передняя стенка", не содержат конкретных показателей параметров соответствия, и указаны со словами "должен(а) быть".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки в документации об Аукционе содержит противоречивую информацию, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части первой статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 3.2.4 документации об Аукционе установлено, что "требования к содержанию первой и второй части заявки конкретизируются в разделе IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" документации об электронном аукционе".
При этом разделом IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
1.2. при заключении государственного контракта на оказание услуг, выполнение работ для оказания которых используется товар:
б) согласие, предусмотренное пп. 1.1 настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
(Указанные показатели заполняются в соответствии с рекомендуемой Формой 2 "Требования к оборудованию, входящему в состав конгресс-системы и подсистемы синхроперевода" Приложение к Разделу VII "Техническое задание").
(Информация, настоящего пункта, в отношении предлагаемых к использованию товаров является обязательной в составе заявки. При этом количество и наименования показателей товаров, содержащиеся в первой части заявки Участника закупки, должны соответствовать количеству и наименованиям показателей товара, установленным в Техническом задании. В указанном случае не достаточно подачи одного согласия!)
Внимание: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (материала) (т.е. без слов "должен", "требуется", "шире", "обязательно", "необходимо", "требования", "нужно", "рекомендуется", "может", "допускается", (и их производные) и т.п.), (за исключением случаев прямо описанных в настоящей инструкции)
Участник закупки не должен допускать наличие в заявке противоречий, альтернативных двойных (некорректных) сведений".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положениями документации об Аукционе к участнику Аукциона устанавливаются требования о необходимости указать в первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели товара (телекоммуникацонный шкаф), который предоставляется Заказчиком, и поставка которого участником Аукциона не осуществляется, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе содержит требования не предусмотренные законом о Контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, разделом IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе установлено следующее:
"Заявка на участие в электронном аукционе и все документы, представляемые Участником в составе заявки, должны быть оформлены с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ и должны быть удобочитаемы. Шрифтовое оформление текста заявки и документов, представляемых Участником, должно обеспечивать удобочитаемость, размер высоты прописных букв должен составлять не менее 2 мм и не более 10 мм.
Текст заявки на участие в электронном аукционе и все документы, представляемые Участником в составе заявки должен быть написан в строчку в направлении слева направо, строчки - в порядке сверху вниз. Деление текста на строки должно производится по словам, и в некоторых случаях внутри слов, согласно правилам переноса. При переносе слов должен использоваться знак переноса, графически идентичный дефису".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к оформлению заявки на участие в Аукционе, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "БалтСтройСервис" обоснованной в части:
- установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащего описания объекта закупки;
- неправомерного установления в документации об Аукционе требования к оформлению заявки на участие в Аукционе.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 15.12.2015 N К-1757/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2015 г. N К-1757/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был