Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев жалобу АО "Специализированное строительное управление" (далее - Заявитель) на действия Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Приморского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на подрядные работы по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Уссурийск - Пограничный - Госграница на участке км 13 - км 20 в Приморском крае" (номер извещения 0120200004715000712) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Техническом задании документации об Аукционе при описании товаров, необходимых при выполнении работ, установлены неправомерные требования.
2. Документацией об Аукционе не установлены надлежащим образом сроки выполнения работ.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 13.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 077 045 474,21 рубль;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 14.12.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки документации об Аукционе "сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований или иметь предположительный характер: участник закупки должен предоставить в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме конкретные показатели предлагаемого для использования при выполнении работ товара (сведения о наименовании (марке), качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке товара) в настоящем времени без использования вспомогательной части (кратких прилагательных - должен, должна, должно и (или) глагольной связки - быть) составных именных (глагольных) сказуемых, без использования сочетания форм сравнительной степени наречий с отрицательной частицей ("не менее", "не более" и т.п.). При указании конкретных показателей не допускаются некорректное (неполное, неправильное, неточное) указание единиц измерения конкретных показателей и их несоответствие требованиям документации об аукционе в электронной форме. Участник закупки должен предоставить конкретные показатели предлагаемого для использования при выполнении работ товара в сопоставлении со всеми требованиями заказчика (без использования каких-либо сокращений в описании типа: "согласны со всеми требованиями_", "соглашаемся со всеми остальными требованиями _" и т.п.). При указании участником закупки сведений о товаре, который предлагается к применению при выполнении работ, надлежит указывать точные и достоверные значения показателей, присущих товарам, в соответствии с требованиями, установленным в документации об аукционе в электронной форме, в виде числовых значений, за исключением случая, указанного далее. В случае, если для показателя товара производителем товара и/или нормативным документом установлен интервал, диапазон значений (открытый или закрытый) и/или допустимая погрешность, участнику закупки в своей заявке необходимо указать значение такого показателя товара с учетом требований (сведений) производителя товара и/или нормативного документа с обязательной формулировкой "в соответствии с технической и/или нормативной документацией".
Разделом 2 документации об Аукционе установлены требования к конкретным показателям используемого товара (основным строительным материалам) для выполнения работ.
По позициям 21 "Пористая асфальтобетонная смесь марки I", 22 "Пористая асфальтобетонная смесь марки II", 23 "Плотная асфальтобетонная смесь тип А марки I", 24 "Плотная асфальтобетонная смесь тип Б марки II", 25 "Плотная асфальтобетонная смесь тип Б марки III" установлены, в том числе, следующие требования: "смеси по вязкости используемого битума и температуры при укладке должны быть горячие, приготавливаемые с использованием вязких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120°С; материал должен соответствовать требованиям "ГОСТ 9128-2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Согласно ГОСТ 9128-2013 "Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 9128-2013) указанный ГОСТ устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.
Пунктом 4.1.2 ГОСТ 9128-2013 установлено: "смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют: на горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 110°С; холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5°С".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что указать конкретное значение показателя в виде одного числового значения в составе заявке по вышеназванным позициям не представляется возможным исходя из установленных в документации об Аукционе требований о соответствии ГОСТ 9128-2013, а также по технологическим причинам (зависимости температуры смеси от дальности перевозки и температуры окружающей среды).
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 стать 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссия, изучив размещенные на Официальном сайте и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
По запросу участника закупки Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 07.12.2015, согласно которым Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о добровольном применении ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" для товаров по позициям 21 - 25.
Следовательно, разъяснения, данные Заказчиком, Уполномоченным органом изменяют суть требований, установленных в документации об Аукционе, при этом изменения в документацию об Аукционе Заказчиком не вносились.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе на Официальном сайте размещены разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По позиции 25 "Плотная асфальтобетонная смесь тип Б марки III" установлен показатель "размер минеральных зерен".
Документацией об Аукционе установлено числовое значение по указанному показателю, а именно: "не более 20 мм".
Согласно ГОСТ 9128-2013 смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды: крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что установленное требование к размеру минеральных зерен соответствуют формулировкам, используемым непосредственно в ГОСТе 9128-2013, устанавливающем, что смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды, в том числе: - мелкозернистые с размером зерен до 20. Также на Официальном сайте Заказчиком опубликованы разъяснения от 07.12.2015 N РД4 относительно указанного показателя асфальтобетона.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что требования по указанному показателю установлены неправомерно.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По позициям 1-5 "Бетон тяжелый", 6 "Бетон дорожный" Раздела 2 документации об Аукционе установлена характеристика "средняя прочность бетона", а также требование о соответствии "ГОСТ 26633-2012. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
При этом в указанном ГОСТ отсутствует показатель "средняя прочность бетона".
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации надлежащим образом требования к товару бетон, необходимому при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По запросу участника закупки Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте были размещены разъяснения положений документации об Аукционе от 07.12.2015, согласно которым дан ответ, что к бетону тяжелому предъявляются конкретные требования в части показателей качества материала, такие как "средняя прочность бетона" в соответствии с ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Правила контроля и оценки прочности".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе на Официальном сайте размещены разъяснения документации об Аукционе, изменяющие ее суть, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По позиции 18 "Лак ХВ-784" установлены следующие требования: "Время высыхания должно быть до третьей степени при t (20+/-2) оС - не более одного часа, до пятой степени при t (20+/-2) оС - не более 24 часов. Эластичность пленки при изгибе должна быть не более 1 мм. Материал должен соответствовать требованиям "ГОСТ 7313-75. Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия".
Согласно ГОСТ 7313-75. Эмали ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия для товара лак ХВ-784 нормировано значение показателя "Время высыхания при температуре °С" до степени 3, до степени 4. "Время высыхания при температуре °С" до степени 5 для товара лак ХВ-784 указан прочерк, следовательно данный показатель не нормируется.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации надлежащим образом требования к указанному товару, необходимому при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Объем и состав работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) включающим в себя: ведомость объёмов работ, требования к конкретным показателям используемого товара (основным строительным материалам) для выполнения работ, календарный график выполнения подрядных работ и перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ по Контракту".
В ведомости объемов работ Приложения 1 документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика выполнить работы, в том числе, по установке сигнальных столбиков Г-6х12х150, бетон В30, F300, W6, Арматура А-I; по установке сигнальных столбиков Г-6х12х150, бетон В30, F300, W6, Арматура А-I; по установке сигнальных столбиков размер 6х12х150, бетон В30 F300, вес-28кг, Арматура А-I.
Пунктом 46 раздела 2 документации об Аукционе установлены требования к столбикам сигнальным С3 пластикового белого цвета для автомобильных дорог для зрительного ориентирования участников дорожного движения на аварийно-опасных участках, в условиях недостаточной видимости и в темное время суток.
Также пунктом 46 раздела 2 документации об Аукционе установлено требование о соответствии материала требованиям "ГОСТ Р 50970-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения", согласно которому при изготовлении сигнальных столбиков С3 из полимерных материалов используют модифицированные полимеры, обладающие повышенной ударной вязкостью.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с указанным ГОСТ требуются сигнальные столбики С3 из полимерных материалов.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ведомости объемов работ Приложения 1 документации об Аукционе указаны товары: металлическая труба диаметром 0,72м, металлическая труба диаметром 0,53м, сталефибробетон. При этом Разделом 1 документации об Аукционе не установлены требования к указанным товарам, необходимым при выполнении работ.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что в составе заявки на участие в Аукционе требуется лишь описание тех товаров, требования к которым установлены разделом 2 документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого Аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно пункту 1.2 проекта контракта документации об Аукционе сроки выполнения работ, указанных в пункте 1.1. настоящего контракта: с момента заключения контракта по 30 декабря 2016 года (включительно).
В Техническом задании документации об Аукционе установлен срок выполнения работ: "продолжительность строительства, мес.-14".
В пункте 5.6.1 "автомобильная дорога" раздела "Пояснительная записка" документации об Аукционе установлено:
"Согласно расчетам на основании ГЭСН-2001 и применяемым технологическим схемам производства работ, продолжительность строительства по отдельным видам работ составляет:
- подготовительные работы - 4 месяца;
- строительство искусственных сооружений - 3,8 месяца;
- работы по устройству земляного полотна - 16,5 месяцев;
- устройство дорожной одежды - 5 месяцев;
- обустройство дороги и рекультивация земель - 3 месяца.
Подготовительный период составляет 1 месяц.
На основании сроков строительства отдельных конструктивных элементов объекта и мостов, а также возможности их совмещения по срокам и сезонам года, потребности в строительной технике и кадрах строителей разработан "Линейный календарный график организации строительных работ", который прилагается в данном разделе. Общий срок строительства дороги составляет 24 месяца".
На основании изложенного, в документации об аукционе установлены различные сроки выполнения этапов работ.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе, с тем, выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 11.12.2015 N 0120200004715000712-1, опубликованному на Официальном сайте, одному из участников закупки отказано в участие в Аукционе по иным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Специализированное строительное управление" обоснованной в части ненадлежащего установления требований к ряду показателей по товарам, необходимым при выполнении работ, о соответствии ГОСТ, не установления в документации об Аукционе надлежащего срока выполнения работ, а также опубликования на Официальном сайте разъяснений, изменяющих суть требований, установленных в документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 63, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы от 21.12.2015 по делу N К-1806/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2015 г. N К-1806/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был