Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Северо-Восточная хорда: "Участок от шоссе Энтузиастов до МКАД (от 4-го транспортного кольца до района Вешняки)", 1 этап по адресу: районы Перово, Вешняки, ВАО города Москвы(номер извещения 0173200001415001277) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки разные, не связанные друг с другом работы (виды деятельности) - строительство автомобильных дорог, строительство искусственных дорожных сооружений, объектов связи, строительство объектов газоснабжения, теплоснабжения, а также работы на разных не связанных между собой дорожных участках.
3. Заказчиком уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работам по организации строительства объектов технологически и функционально не связанных друг с другом.
4. Заказчиком в полном объеме на Официальном сайте не размещена проектно-сметная документация.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru
(далее - Официальный сайт) - 27.11.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 22 916 368 719 рублей;
3) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 18.12.2015;
4) дата рассмотрения и оценки заявок - 24.12.2015;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием в связи с тем, что согласно положениям Конкурсной документации предполагается строительство искусственных дорожных сооружений включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 N 99 (далее - Постановление N 99).
Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа подтвердили, что в рамках осуществления работ по контракту предполагается строительство искусственных дорожных сооружений, стоимость выполнения работ по строительству которых составляет около 9,8 млрд. рублей, что составляет более 35 % от начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Участок автодороги Москва - Санкт-Петербург (Северная рокада). Участок от улицы Фестивальная до Дмитровского шоссе", в состав которых в соответствии с Конкурсной документацией входят работы по строительству искусственных дорожных сооружений включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, закупка которых в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, Постановления N 99 должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Вместе с тем, Заказчиком осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса, что не предусмотрено частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки разные, не связанные друг с другом работы (виды деятельности) - строительство автомобильных дорог, строительство искусственных дорожных сооружений, объектов связи, строительство объектов газоснабжения, теплоснабжения, а также работы на разных не связанных между собой дорожных участках, что ограничивает количество участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что объектом закупки, согласно заключению
ГАУ "Мосгосэкспертиза", является 12-ти километровая дорога с сопутствующими объектами инфраструктуры автомобильного транспорта и связи.
При этом заключением ГАУ "Мосгосэкспертиза" не предусмотрено разделение объекта на отдельные этапы строительства в связи с тем, что указанный объект строительства может эксплуатироваться автономно и безопасно только после окончания строительства всех объемов работ. При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указанные работы технологически и функционально связаны друг с другом.
Вместе с тем в жалобе Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заказчиком уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работам по организации строительства объектов технологически и функционально не связанных друг с другом, что ограничивает количество участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 раздела III "Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Подача заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации установлены требования к участникам Конкурса, в том числе: "Наличие действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в состав разрешенной деятельности должны входить следующие виды работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство; 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта; 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно; 33.5. Объекты теплоснабжения; 33.6. Объекты газоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации;
33.8. Здания и сооружения объектов связи".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации условие допуска к участию в Конкурсе на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства наличие у участника Конкурса свидетельства о допуске к работам по организации строительства не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При этом в жалобе заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном, а также, что указанные виды работ технологически и функционально не связаны между собой.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать, наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация размещена на Официальном сайте в полном объеме, при этом размещение проектно-сметной документации в многочисленных архивных папках обусловлена функционалом Официального сайта, не позволяющего единовременно осуществлять загрузку файлов превышающих 50 Мбайт.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено свидетельствующих о том, что Заказчиком в полном объеме на Официальном сайте не размещена проектно-сметная документация.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части неправомерного выбора заказчиком, Уполномоченным органом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 22.12.2015 N К-1847/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 декабря 2015 г. N К-1847/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был