Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки О.В. Немченковой, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка О.В. Немченкова оспаривает конституционность части третьей статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 данного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, не предоставляются.
Как следует из представленных материалов, несовершеннолетняя дочь заявительницы А.В. Немченкова родилась 6 марта 1999 года и до 4 сентября 2014 года проживала в городе Клинцы Брянской области, который в соответствии с действующим законодательством отнесен к зоне проживания с правом на отселение. В связи с переездом вместе со своей матерью О.В. Немченковой на постоянное место жительства из указанной зоны в город Люберцы Московской области она обратилась в Люберецкое управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о выдаче ей как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, специального удостоверения единого образца.
Письмом начальника указанного управления от 29 октября 2014 года ей было сообщено со ссылкой на часть третью статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что оснований для оформления и выдачи ей удостоверения выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение не имеется.
О.В. Немченкова, действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери, обратилась в Люберецкий городской суд Московской области с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании выдачи ее несовершеннолетнему ребенку удостоверения установленного образца как гражданину, добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 16 апреля 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 июля 2015 года, исковые требования О.В. Немченковой оставлены без удовлетворения. Определением судьи Московского областного суда от 9 ноября 2015 года в передаче кассационной жалобы О.В. Немченковой для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Суды мотивировали свои решения тем, что по смыслу части третьей статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, граждане, выехавшие добровольно из зон радиоактивного загрязнения, имеют только при условии проживания в этих зонах в период с 26 апреля 1986 года по 1 января 1994 года; поскольку несовершеннолетняя А.В. Немченкова родилась после 1 января 1994 года и впоследствии выехала из зоны проживания с правом на отселение в добровольном порядке, то оснований для выдачи удостоверения как гражданину, выехавшему добровольно из указанной зоны, не имеется.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение с учетом практики его применения не соответствует статьям 2, 7, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 41 (части 1 и 2), 42, 45 (часть 1), 46, 55 (часть 3) и 60 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования не устанавливает правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление мер социальной поддержки гражданам, родившимся и проживавшим в населенных пунктах на территории зоны проживания с правом на отселение и выехавшим добровольно на новое место жительства из указанных населенных пунктов, независимо от даты рождения на указанной территории (до 1 января 1994 года или после этой даты), поскольку позволяет относить таких граждан к гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения.
2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).
Применительно к праву каждого на охрану здоровья и праву на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации) данная обязанность государства предполагает в том числе обеспечение экологического благополучия путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, включая радиационные.
Вместе с тем, ориентируя в соответствии с целями социального государства органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случаях, когда причинение ущерба вызвано деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии. Решение этих вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей достаточной дискрецией в определении соответствующих мер социальной защиты и регламентации условий их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 2636-О и N 2671-О, от 14 мая 2015 года N 1007-О и др.).
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1 и 3).
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13-22). Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.
В частности, в силу части третьей статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 данного Закона, не предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные его статьей 17.
Исключая возможность предоставления названных мер социальной поддержки гражданам, которые добровольно переселились в какую-либо из зон радиоактивного загрязнения, в том числе в зону проживания с правом на отселение, после 1994 года и впоследствии добровольно выехали оттуда на новое место жительства, федеральный законодатель исходил из того, что указанные граждане, во-первых, не находились на загрязненной радионуклидами территории в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания там. Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель действовал в пределах дискреционных полномочий, руководствовался необходимостью достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, посредством обеспечения адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также предупреждения возможных злоупотреблений со стороны тех, кто добровольно переселился на эту территорию, а затем выехал из нее на другое место жительства.
Таким образом, сама по себе часть третья статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Оценка же возможности признания статуса лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, за гражданами, которые родились на территории данной зоны в период после 1 января 1994 года, на основании установленных оспариваемым законоположением условий, а равно выбор нормы, подлежащей применению в конкретном деле, не относятся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Немченковой Ольги Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Немченковой Ольги Васильевны на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетней дочери Немченковой Анастасии Викторовны частью третьей статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был