1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) устанавливает рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения при разработке проектов содержания автомобильных дорог.
1.2 Методический документ предназначен для применения организациями (предприятиями) дорожного хозяйства России, осуществляющими разработку проектов содержания федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Он может быть использован при необходимости организациями (предприятиями) при содержании региональных, муниципальных, межмуниципальных и частных автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
СНиП 23-01-99* Строительная климатология (СП 131.13330.2012 - в стадии актуализации)
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дорожно-эксплуатационная техника: Машины и оборудование, предназначенные для выполнения дорожных работ при ремонте и содержании автомобильных дорог.
3.2 содержание автомобильных дорог: Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
3.3 зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости и наледей.
3.4 зимняя скользкость: Снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожных покрытий, приводящие к снижению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия.
3.5 нормативный срок: Время, установленное дорожным организациям для устранения дефектов содержания дорог.
3.6 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].
3.7 пользователи автомобильными дорогами: Физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
3.8 периодичность: Количество проведения отдельных видов работ (процессов) в течение года.
3.9 процесс технологический: Совокупность технологических операций для выполнения строительно-монтажных работ по сооружению, ремонту и содержанию земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений и других конструктивных элементов автомобильной дороги и их частей на запланированной захватке.
3.10 операция технологическая: Элемент технологического процесса, включающий повторяющиеся работы, организационно неделимые и технически однородные, выполняемые, как правило, одной машиной или бригадой (звеном) рабочих с механизированными инструментами.
3.11 дорожные машины: Машины, предназначенные для производства дорожных работ при строительстве автомобильных дорог (машины и оборудование для устройства дорожных конструкций), при ремонте и содержании дорог (машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог),
3.12 дорожное оборудование: Группа агрегатов, как правило, с автоматизированным управлением, выпускаемая заводом дорожных машин, обеспечивающая законченный цикл операций по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и являющаяся оборудованием для дорожных машин.
4 Общие положения
4.1 Решающим фактором в достижении нормативного эксплуатационного состояния автомобильных дорог в современных условиях является постоянное повышение эффективности их содержания на основе совершенствования организации, технологии и механизации работ, широкого внедрения в производство достижений науки и прогрессивного опыта и улучшения качественных показателей на всех участках деятельности дорожной службы. Это позволит осуществлять в любое время года бесперебойное и безопасное движение транспортных средств с установленными скоростями и нагрузками.
Работы по содержанию автомобильных дорог, как правило, выполняют в условиях непрекращающегося автомобильного движения, что существенно усложняет технологию работ и приводит к снижению производительности труда, удлинению сроков выполнения работ, неполному использованию в ряде случаев машин и оборудования, снижению качества работ. В связи с этим возникает необходимость значительного повышения уровня механизации работ при содержании автомобильных дорог, совершенствования существующих и создания новых высокотехнологических машин и оборудования, в том числе машин, представляющих минимальные помехи транспортному потоку, а также многоцелевых машин с использованием различного сменного унифицированного оборудования.
4.2 Действующие законодательные акты обязывают дорожно-эксплуатационные организации (предприятия) самостоятельно принимать решения о выполнении основной цели - создание устойчивой и эффективной системы содержания автомобильных дорог, обеспечивающей бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по ним в любое время года [1].
Основные задачи содержания автомобильных дорог направлены на круглогодичное поддержание нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений, удовлетворяющего требованиям ГОСТ Р 50597-93, и включают:
- повсеместное и постоянное выполнение комплекса мероприятий по уходу за конструктивными элементами автомобильных дорог;
- профилактический ремонт по устранению мелких деформаций и повреждений конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений на них.
4.3 Настоящий методический документ дает возможность дорожным организациям (предприятиям) на основе расчетно-аналитического метода определять необходимое количество и вид дорожно-эксплуатационных машин и оборудования для выполнения намеченных технологических процессов по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них.
4.4 Методика по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники предполагает выполнение следующих этапов:
- определение состава и видов дорожных работ [2, 3];
- принятие или разработка технологии работ с указанием технологических процессов и операций [4];
- выбор дорожных машин и оборудования для выполнения принятых технологических процессов и операций;
- определение объемов работ по отдельным технологическим процессам и операциям [4];
- расчет эксплуатационной производительности машин для содержания автомобильных дорог с учетом особенностей отдельных операций;
- расчет необходимого количества выбранных дорожных машин и оборудования;
- составление сводной ведомости принятого парка дорожной техники.
5 Виды и технологии работ по содержанию автомобильных дорог
5.1 Содержание автомобильных дорог представляет собой достаточно сложный технологический процесс, состоящий из комплекса различных работ и операций, качество и оперативность выполнения которых обеспечивается оптимальным подбором средств механизации и эффективным их использованием.
Основными особенностями содержания автомобильных дорог являются:
- сезонный характер работ;
- повышение требований к оперативности выполнения этих работ;
- непрерывность движения транспортных средств, что снижает производительность дорожной техники;
- неудобства, созданные пользователю автомобильных дорог за счет сужения проезжей части;
- большое количество различных видов технологических процессов и операций;
- разбросанность объектов и незначительный объем их профилактического ремонта, удаленность от мест базирования дорожно-эксплуатационной техники, что приводит к увеличению затрат времени на холостые пробеги с невысокими транспортными скоростями;
- помехи движению транспортных средств, вызванные применением машин для зимнего и летнего содержания дорожных покрытий с рабочими скоростями, существенно ниже скорости движения транспортного потока.
Отмеченные особенности достаточно полно должны быть учтены при определении технологии и средств механизации для выполнения дорожных работ по содержанию автомобильных дорог.
5.2 С учетом особенностей работ по содержанию дорог в разные периоды года перечень основных технологических процессов может быть разделен на два временных периода:
- работы, выполненные в весенний, летний и осенний периоды;
- работы, выполненные в зимний период.
Номенклатура произведенных работ определяется в соответствии с документами [2, 3, 4, 5].
Состав дорожных работ, определенный по классификации [2], может дополняться необходимыми видами работ, выбранными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения.
Вид, сроки и состав дорожных работ по содержанию автомобильной дороги или ее участков устанавливают на основании ведомостей дефектов, а также при необходимости по данным диагностики и других документов, содержащих оценку фактического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.
5.3 Потребность в дорожных машинах и оборудовании определяют на основе выявленных объемов работ по комплексу технологических операций для принятого вида дорожных работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них (приложение А).
Состав технологических операций, порядок и сроки их выполнения и другие данные могут быть получены по технологическим картам, разрабатываемым дорожными организациями (предприятиями) для своих конкретных условий (погодно-климатических, транспортно-эксплуатационных, материально-технических и др.). Типовые технологические схемы для отдельных видов дорожных работ в качестве примера приведены в приложении Б.
6 Определение объемов дорожных работ
6.1 Формирование оптимального парка дорожных машин для содержания федеральных автомобильных дорог или их участков осуществляют после определения номенклатуры и объемов выполняемых работ согласно классификации [2].
6.2 Объемы работ по содержанию автомобильных дорог, а также их номенклатура прямым образом влияют на потребность в средствах механизации, выбор типов и марок дорожных машин [4].
Объемы работ по содержанию определяют в зависимости от протяженности дорог, их транспортно-эксплуатационного состояния, типа земляного полотна и дорожного покрытия, наличия искусственных сооружений и элементов обустройства.
6.3 Первоочередными задачами для определения годовых объемов работ по содержанию федеральных автомобильных дорог являются формирование и подготовка материалов и данных для расчета, которые должны включать;
- схему автомобильной дороги с обозначением искусственных сооружений, развязок и т.д.;
- поперечные профили дороги с указанием адресов участков;
- поперечные профили дорожного полотна искусственных сооружений;
- ведомость шумозащитных экранов (таблица 1);
- ведомость искусственных сооружении (мостов, путепроводов, эстакад, транспортных развязок и т.д.) (таблица 2);
- данные о наличии свободных площадей в зоне прохождения дороги и возможности размещения на них снегосборных пунктов (снегосвалок);
- схему участков обслуживания дороги (ДЭП, мастерский участок) с их характеристиками;
- характеристику существующей службы содержания;
- обеспеченность основными производственными фондами.
6.4 Источниками информации для сбора данных могут быть:
- паспорт автомобильной дороги;
- материалы обследования, диагностики и полевых испытаний;
- данные многолетних гидрометеорологических измерений;
- законодательные акты и нормативно-технические документы, действующие в системе Минтранса России.
Таблица 1- Ведомость шумозащитных экранов на автомобильной дороге (форма)
N п/п |
Лево |
Право |
||||
Начало км + |
Конец км + |
Длина, м |
Начало км +- |
Конец км + |
Длина, м |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 - Ведомость искусственных сооружений на автомобильной дороге (форма)
N п/п |
Наименование сооружения |
Местоположение км + |
Длина, пог. м |
Габарит (ширина), м |
Схема пролетов |
Материал балок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
6.5 Расчет годовых объемов работ по содержанию федеральных автомобильных дорог осуществляют в следующем порядке:
- определяют перечень и количество конструктивных элементов, подлежащих уходу и профилактическому ремонту;
- назначают параметры (, , шт. и т.п.) конструктивных элементов для расчета объемов работ;
- определяют технологические процессы (операции) для выполнения работ по содержанию конструктивных элементов;
- назначают количество (периодичность) процессов (операций), выполняемых в течение года для каждого конструктивного элемента;
- проводят расчет годового объема работ по содержанию конструктивных элементов дорог, в том числе по утилизации снежно-ледяных отложений.
Все параметры и расчетные данные заносят в сводную ведомость объемов работ (таблица В.1 приложения В).
Общий объем снежно-ледяных отложений, подлежащих утилизации, определяют по формуле
, (1)
где - объем снега на участке дороги, ;
, , , , , - площадь соответственно дорожных покрытий у шумозащитных экранов (см. таблицу 1), проезжей части мостов, путепроводов, развязок (см. таблицу 2), участков дорог, проходящих через населенные пункты, и другие площади, на которых необходимо осуществлять погрузку и транспортирование снежно-ледяных отложений к местам складирования и утилизации, ;
- количество осадков за сезон по данным автоматизированной дорожной метеостанции (АДМС) или Росгидромета, мм;
, - плотность соответственно воды, снега, ;
- коэффициент таяния снега, при использовании химических ПГМ равен 0,7-0,8; комбинированных материалов - 0,8-0,9; фрикционных материалов - 1.
Стоимость вывоза снега на снегоприемные пункты и необходимое количество транспортных средств напрямую зависят от дальности его транспортирования.
Годовой объем работ по содержанию автомобильной дороги определяют путем перемножения общего количества параметров, выраженных в физических величинах (, пог. м, шт. и т.п.) по каждому элементу дороги (графа 4 таблицы В.1) на периодичность выполнения этих работ (графа 6 таблицы В.1).
7 Определение необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог
7.1 Состав производственного звена для выполнения технологических операций определяют по сметным нормам на работы по летнему и зимнему содержанию автомобильных дорог и другим действующим нормам.
В состав парка дорожных машин для содержания автомобильных дорог общего пользования входят следующие группы машин и оборудование:
- машины и оборудование для содержания земляного полотна, полосы отвода, водоотвода, кюветов и канав (экскаватор-планировщик, кусторез, косилка, оборудование для устройства дренажных прорезей, оборудование для посадки деревьев, опрыскиватель);
- машины и оборудование для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий (асфальтоукладчик, фреза, каток, резчики асфальтобетона, автогудронатор, щебнераспределитель и др.);
- оборудование для ремонта швов и трещин (заливщики швов и трещин, оборудование для очистки и разделки швов и трещин);
- оборудование, используемое для ремонта покрытий, ограждений, искусственных сооружений (автогидроподъемник для замены знаков и указателей, коленчатый автогидроподъемник для осмотра и ремонта мостов, силовой агрегат (компрессор, гидростанция, электростанция) с набором ручного инструмента, сварочный агрегат, бетономешалка и др.);
- подметально-уборочные машины;
- тротуароуборочные машины;
- комбинированные дорожные машины (комбинированные уборочные машины) с плужным и щеточным оборудованием для снегоочистки, разбрасывателем противогололедных материалов, распределителем жидких реагентов, поливомоечным оборудованием, оборудованием для очистки и мойки ограждений, для прочистки труб;
- специальные машины для зимнего содержания (роторные снегоочистители, снегопогрузчики, оборудование для уборки снега вблизи ограждений);
- машины и оборудование многоцелевого назначения (автогрейдер, бульдозер, пневмокаток, автомобиль-самосвал, грузовой автомобиль с краном-манипулятором, колесный трактор с прицепом, экскаватор на колесном тракторе, фронтальный погрузчик);
- универсальное шасси с набором сменного оборудования;
- сменное оборудование к колесным тракторам (погрузочное, для зимнего содержания и др.).
Все группы машин должны удовлетворять основным технологическим требованиям, приведенным в приложении Г.
7.2 Расчет потребного количества машин и механизмов для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования осуществляют в два этапа:
- определяют эксплуатационную производительность машин;
- определяют количество дорожной техники.
7.3 Для большинства машин (исключение - плужные и плужно- щеточные снегоочистители и распределители противогололедных материалов) эксплуатационная производительность в смену определяется по следующим формулам:
- для машин циклического действия (асфальтоукладчиков, автогудронаторов, щебнераспределителей, заливщиков швов, поливомоечных и илосных машин, опрыскивателей, автомобилей-самосвалов и др.)
; (2)
- для машин непрерывного действия (автогрейдеров, бульдозеров, роторных снегоочистителей, катков, подметально-уборочных и тротуароуборочных машин, фрез, экскаваторов и др.)
- при характеристике объемов работ в единицах объема
, (3)
- при характеристике объемов работ по массе материала
, (4)
- при характеристике объемов работ в единицах площади
, (5)
где q - объем работ за один рабочий цикл на длине участка, пог. м, или площади участка, , или объем материала, , или масса материала, кг, или количество однотипных объектов, шт.;
- продолжительность рабочего цикла, с;
- число часов в одной смене, ч;
- время холостых пробегов, ч (зависит от местных условий, включая время движения к объекту и на базу, а также время переезда между объектами);
- коэффициент использования машины по времени, = 0,7-0,85;
F - поперечное сечение материала, поступающего на рабочий орган машины, ;
- рабочая скорость движения машины, м/с;
- объемная масса материала, ;
- ширина полосы дороги, обрабатываемая за один проход, м.
Коэффициент использования машин по времени учитывает время, затрачиваемое на перебазирование машин, продолжительность простоев по организационно-техническим и погодно-климатическим причинам при проведении работ по содержанию автомобильных дорог в течение определенного периода.
Для плужных снегоочистителей и распределителей ПГМ определяется часовая производительность:
- для плужного снегоочистителя
; (6)
- для распределителя ПГМ
, (7)
где Q - вместимость распределителя, ;
- плотность распределяемого материала, ;
- норма распределения, ;
b - ширина распределения, м;
- время загрузки распределителя, ч;
l - расстояние от места работы распределителя до загрузочной базы, км;
- рабочая скорость распределителя, км/ч;
- транспортная скорость распределителя, км/ч.
7.4 Расчет потребности дорожных машин определяется по следующим формулам:
- поливомоечное и подметально-уборочное оборудование на базовой машине
, (8)
где F - обрабатываемая площадь проезжей части, ;
- коэффициент цикла, характеризующий число обработок площади за сезон (принимается в соответствии с работой [3] или по заданию заказчика);
- коэффициент, учитывающий перекрытие проходов машины, = 1,2;
-эксплуатационная производительность машины, /смена (см. подраздел 7.3);
- число дней работы машины за сезон, сутки или смену (принимается в соответствии с работой [5] или по заданию заказчика);
- машины и оборудование для скашивания травы
, (9)
где - площадь скашивания травы на обочинах, откосах и полосе отвода, ;
- коэффициент, учитывающий перекрытие проходов косилки, = 1,1;
- эксплуатационная производительность машины, оборудования, /смена;
- машины и оборудование для заделки раскрытых трещин и швов
, (10)
где -длина подлежащих заделке раскрытых трещин и швов, км;
- эксплуатационная производительность машины, м/смена;
- машины и оборудование для устранения выбоин и просадок
, (11)
где - площадь устраняемых дефектов, ;
- эксплуатационная производительность машины по заделке дефектов асфальтобетонной смесью, /смена;
- плужные и плужно-щеточные снегоочистители
, (12)
где - площадь проезжей части, подлежащая снегоочистке, ;
- эксплуатационная производительность снегоочистителя, ;
- нормативный срок снегоочистки или период снегоочистки, ч;
- распределители противогололедных материалов
, (13)
где - площадь проезжей части, подлежащая обработке противогололедными материалами, ;
- эксплуатационная производительность распределителя, ;
- нормативный срок ликвидации скользкости, ч (время цикла не должно быть больше нормативного времени ликвидации скользкости);
- машины и оборудование для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями
, (14)
где - длина дорожной разметки, пог. м;
- эксплуатационная производительность маркировочной машины, пог. м/смена;
- щебнераспределители
, (15)
где - площадь устройства поверхностной обработки (слоя износа) за сезон, ;
- эксплуатационная производительность щебнераспределителя, /смена;
- катки
, (16)
где - площадь проезжей части, подлежащая укатке за сезон, тыс. ;
- коэффициент, учитывающий перекрытие проходов катка, = 1.1;
- количество проходов катка по одному следу;
- эксплуатационная производительность катка, тыс./смена;
- автогрейдеры
, (17)
где - площадь, подлежащая обработке автогрейдером за сезон, тыс. ;
- коэффициент, учитывающий перекрытие проходов автогрейдера, =1,1;
- эксплуатационная производительность автогрейдера, тыс. /смена.
Расчет требуемого количества машин, выполняющих основные виды работ по расчетным формулам (2 - 17), осуществляется в табличном виде, форма которого приведена в таблице В.2.
7.5. Для расчета требуемого количества вспомогательных машин и оборудования (котлов, отбойных молотков, генераторов, компрессоров, автогидроподъемников, ручного инструмента и др.) используются сметные нормы затрат ресурсов на выполнение отдельных видов работ.
Расчет осуществляется в два этапа:
- определение затрат времени на эксплуатацию машин и механизмов для выполнения годового объема работ по содержанию автомобильных дорог;
- определение требуемого количества машин.
Затраты времени на эксплуатацию машин для выполнения годового объема работ определяют по формуле
, (18)
где - затраты времени типа машин для выполнения годового объема работ, ч;
- объем выполняемых типов работ за один цикл;
- норма времени на выполнение единицы объема работ, маш.-ч (согласно используемым сметным нормативным документам);
- нормативное количество единиц измерения на выполнение i-го вида объемов работ (согласно используемым сметным нормативным документам),
Требуемое количество различных типов машин определяют по формуле
, (19)
где - продолжительность рабочей смены, ч;
- число рабочих дней (смен) за год (принимается в соответствии с руководством [5] или по заданию заказчика).
Расчет требуемого количества машин, выполняющих работы в составе производственного звена по формулам (18 - 19), осуществляют в табличном виде, форма которого приведена в таблице В.3.
Пример расчета потребности дорожно-эксплуатационных машин для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог приведен в приложении Д.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
[2] |
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, 2008 |
[3] |
Периодичность проведения видов работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 2008 |
[4] |
Методические рекомендации по разработке проекта содержания автомобильных дорог, 2002 |
[5] |
Порядок проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 2012 |
[6] |
Соловьев А.Н. Справочник инженера предприятия технологического транспорта и спецтехники, 2010 |
[7] |
Манаков Н.А., Глазов А.А., Понкратов А.В. Строительная, дорожная и специальная техника отечественного производства, 2000 |
[8] |
Манаков Н.А., Глазов А.А., Понкратов А.В. Строительная, дорожная и специальная техника зарубежного производства, 2000 |
ОКС
Ключевые слова: автомобильная дорога, содержание автомобильных дорог, весенне-летне-осенний период, зимний период, озеленение автомобильных дорог, дорожно-эксплуатационная техника, дорожные машины
Руководитель организации-разработчика
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ")
Генеральный директор |
К.В. Могильный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.018-2012 "Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 25 апреля 2012 г. N 203-р)
Рекомендован к применению с 1 июля 2012 г.
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ").
Коллектив авторов: инж. Ю.Н. Розов, инж. Н.П. Кикава, инж. С.Ю. Розов (ФГУП "РОСДОРНИИ"), канд. техн. наук В.П. Сорока (ВГАСУ), инж. А.С. Перфилов (Росавтодор).
2 Внесен Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 25.04.2012 N 203-р.
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Взамен ОДН 218.014-99.