Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. N 302-КГ15-19490
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучив кассационную жалобу Государственного учреждения-Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.12.2015 N 01-07/03/8694 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2015 по делу N А19-5137/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Научно- производственная корпорация "Иркут" (далее - общество) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 5 (далее - фонд) о признании незаконными решений от 20.02.2015 N 6 и N 78 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 196 286 рублей 87 копеек (пункт 2).
Установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фондом ставится вопрос об отмене принятых судебных актов о признании незаконными решения от 20.02.2015 N 6 и решения от 20.02.2015 N 78 в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 196 286 рублей 87 копеек и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, взыскании расходов по уплате государственной пошлины со ссылкой на нарушение норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, основанием для принятия оспариваемых решений послужил выводы фонда о неправомерном исчислении обществом размера единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, с учетом районного коэффициента 1,3, установленного постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам в районах и местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случаях, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные в районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовало до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой Администрации Иркутской области принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", которым введен районный коэффициент 1,3.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2008 N 66-Г08-1 подтверждена законность принятого постановления, признано, что размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые были установлены ранее компетентными органами.
Названное постановление Главы администрации Иркутской области является действующим, в установленном законом порядке никем не оспорено.
Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также законов, подлежащих применению по данному делу, пришли к выводу о правомерности применения обществом районного коэффициента 1,3 при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию.
Доводы фонда о том, что средства фонда, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов отклонены судами со ссылкой на то, что общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3 и уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Обстоятельства исчисления заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,3 подтверждены имеющимися в деле доказательствами и фондом не оспариваются.
Довод фонда о неправомерном взыскании с него судом первой инстанции в пользу общества расходов по уплате госпошлины подлежит отклонению, поскольку освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождения их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом исследования и оценки судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации.
определил:
отказать Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. N 302-КГ15-19490 по делу N А19-5137/2015
Текст определения официально опубликован не был