Письмо Минфина России от 27 ноября 2015 г. N 02-10-07/69576
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с ранее направленным письмом от 02.11.2015 г. N 02-10-07/63793 по вопросам, изложенным в обращении, сообщает о нецелесообразности создания структуры спецслужбы Российской Федерации при Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Также сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Кроме того, согласно статье 102 Закона N 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Вместе с тем предусматривается административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленные органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок, будет установлена после принятия проекта Федерального закона N 848302-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данным законопроектом предусматривается административная ответственность за допущенные заказчиком нарушения при планировании закупок и исполнении контрактов. В частности, предусматривается ответственность за неисполнение обязанности по проведению экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Это означает, что в настоящее время уже созданы механизмы независимого общественного контроля, позволяющие отслеживать осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации завершается переходный период, направленный на подготовку необходимых нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления контроля и применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также актов, формирующих предмет контроля.
Так, ключевыми полномочиями с точки зрения обеспечения эффективности бюджетных расходов являются полномочия по контролю соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, правил нормирования в сфере закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
При этом согласно пункту 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ статьи 18 и 19 Закона N 44-ФЗ, регулирующие процедуры обоснования закупок, нормирования в сфере закупок, вступают в силу с 1 января 2016 года, а полномочие органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок вступает в силу с 1 января 2017 года.
Правительством Российской Федерации предпринимаются все необходимые меры для своевременного нормативного и методического обеспечения контрольной деятельности в сфере закупок. В частности, в сфере обоснования и нормирования закупок с 1 января 2016 года должны вступить в силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов";
постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" (вместе с "Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений");
постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу";
постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2015 N 476 "Об утверждении Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";
постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2015 N 479 "Об утверждении Общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения".
Таким образом, начиная с 1 января 2016 года, после вступления в силу в установленном порядке указанных нормативных актов у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будет четко определен предмет контроля в сфере закупок, что позволит обеспечить действенный и эффективный контроль за использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В настоящее время уже созданы механизмы независимого общественного контроля, позволяющие отслеживать госзакупки. В связи с этим создание структуры спецслужбы Российской Федерации при ФСБ России нецелесообразно. Кроме того, с 1 января 2016 г. у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будет четко определен предмет контроля в сфере закупок, что позволит обеспечить действенный и эффективный контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на госзакупку.
Письмо Минфина России от 27 ноября 2015 г. N 02-10-07/69576
Текст письма официально опубликован не был