Aviation turbine fuel Jet A-1. Specifications
Дата введения - 1 января 2015 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП")
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения Киргизия Россия Таджикистан |
AM KG RU TJ |
Минэкономики Республики Армения Кыргызстандарт Росстандарт Таджикстандарт |
4 Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 52050-2006 "Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (Jet А-1). Технические условия".
В настоящем стандарте учтены положения ASTM D 1655-12 Standard specification for aviation turbine fuels (Стандартная спецификация на авиационные турбинные топлива) и DEF STAN 91-91/7 Standardsfor Defense - Turbine fuel, aviation kerosine type, Jet A-1. NATO Code: F-35. JSD:AVTUR (Топлива для газотурбинных двигателей, тип авиационный керосин Jet А-1).
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2013 г. N 2404-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32595-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на топливо Джет А-1 (Jet А-1) (далее - топливо), предназначенное для использования в газотурбинных двигателях воздушных судов гражданской авиации.
Классификация топлива на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) приведена в приложении А.
Пример условного обозначения продукции при заказе и в технической документации:
Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (Jet А-1) по ГОСТ 32595-2013
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 1567-97 (ИСО 6246-95) Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ 4338-91 (ИСО 3014-81) Топливо для авиационных газотурбинных двигателей. Определение максимальной высоты некоптящего пламени
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ EN 12916-2012 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с детектированием по коэффициенту рефракции
ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 25950-83 Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости
ГОСТ 31872-2012 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции
ГОСТ 31873-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 32401-2013 Топлива авиационные. Метод определения механических примесей
ГОСТ 32402-2013 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации автоматическим лазерным методом
ГОСТ 32403-2013 Нефтепродукты. Определение содержания серы (ламповый метод)
ГОСТ 32404-2013 Нефтепродукты. Метод определения содержания в топливе фактических смол выпариванием струей
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Технические требования
3.1 Топливо должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по утвержденной технологии.
Топливо должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к топливу
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытания |
а) визуальная оценка |
Чистое прозрачное, не должно содержать воды, осадка и взвешенных частиц при температуре окружающей среды |
Визуально |
б) цвет(3), баллы по шкале Сейболта
в) содержание механических примесей и воды(3) |
Не нормируется. Определение обязательно Отсутствие |
По ГОСТ 32401, стандартам [5], [6] |
2 Кислотное число общее(4), мг КОН/г, не более |
0,10 |
|
3 Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более |
25,0 |
По ГОСТ 31872, ГОСТ EN 12916, стандарту [9] |
4 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более или докторская проба(5) |
0,0030
Отрицательная |
По стандартам [10] - [12], ГОСТ 17323
|
5 Массовая доля общей серы, %, не более |
0,25 |
По ГОСТ 32139, ГОСТ 32403 или стандартам [15] - [22], [23](1) - [28](1) |
6 Фракционный состав, °С: 10% отгоняется при температуре, °С, не выше |
205,0 |
По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177, стандарту [29] |
50% отгоняется при температуре, °С |
Не нормируется. Определение обязательно |
|
90% отгоняется при температуре, °С, не выше |
300,0 |
|
остаток от разгонки, %, не более |
1,5 |
|
потери от разгонки, %, не более |
1,5 |
|
7 Температура вспышки в закрытом тигле (6), °С, не ниже |
38,0 |
По ГОСТ 6356, стандартам [30] - [35] |
8 Плотность при температуре 15°С, |
775,0 - 840,0 |
По стандартам [36] - [38] |
9 Температура замерзания(7), °С, не выше |
-47,0 |
По ГОСТ 5066, ГОСТ 32402, стандартам [39] - [43], [44](1) |
10 Кинематическая вязкость при температуре -20°С, |
8,000 |
|
11 Низшая теплота сгорания(8), МДж/кг, не менее |
42,80 |
|
12 Высота некоптящего пламени, мм, не менее или при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3%(1), не менее |
25,0
19,0 |
|
13 Коррозия медной пластинки (2 ч |
1 |
По ГОСТ 32329 |
14 Термоокислительная стабильность при контрольной температуре испытания не ниже 260°С в течение 2,5 ч: |
|
По стандартам [54] - [56] |
перепад давления на фильтре, кПа (мм рт. ст.), не более |
3,3 (25) |
|
цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений)(9), не более |
3 |
|
15 Концентрация фактических смол(10), мг/100 |
7 |
|
16 Взаимодействие с водой: а) оценка поверхности раздела фаз, баллы(1), не более б) оценка светопропускания топлива микросепарометром, не менее: с антистатической присадкой без антистатической присадки |
1b
70 85 |
По стандарту [58]
По стандарту [59] |
17 Удельная электрическая проводимость(11), пСм/м, для топлива: без антистатической присадки при температуре 20°С, не более с антистатической присадкой (при температуре заправки летательного аппарата), не менее с антистатической присадкой при температуре 20°С, не более |
10
50
600 |
По стандартам [60], [61], ГОСТ 25950 |
18 Смазывающая способность(1), (12), диаметр пятна износа, мм, не более |
0,85 |
По стандарту [62] |
(1) Показатели качества или методы испытаний - в соответствии с требованиями стандарта [2]. (2) Показатели качества или методы испытаний - в соответствии с требованиями стандарта [1]. (3) Цвет топлива [показатель 1б)] и содержание в топливе механических примесей и воды [показатель 1в)] определяют на месте производства. Если цвет топлива невозможно определить по шкале Сейболта по стандарту [3], его определяют визуально и отмечают в документе по приложению В. (4) В соответствии с требованиями стандарта [1] значение кислотного числа (показатель 2) должно быть не более 0,015 мг КОН/г. (5) При разногласии результатов (показатель 4) определения меркаптановой серы и докторской пробы за окончательный результат принимают значение меркаптановой серы. (6) В соответствии с требованиями стандарта [1] значения температуры вспышки (показатель 7), определяемые по стандарту [33], должны быть не ниже 40°С. (7) Температуру замерзания топлива (показатель 9) с пониженной температурой замерзания устанавливают по согласованию между поставщиком и потребителем. (8) Низшую теплоту сгорания (показатель 11) определяют расчетным методом по формуле (1) или таблице, приведенной в стандарте [48], или по формуле (2), приведенной в стандарте [47]. (9) В соответствии с требованиями стандарта [1] отложения на трубке (показатель 14) оценивают методом оптической плотности, приведенным в стандарте [56], не позднее чем через 120 мин после завершения испытания. (10) В соответствии с требованиями стандарта [1] при определении концентрации фактических смол (показатель 15) по ГОСТ 32404 в качестве испаряющего агента допускается использовать воздух вместо пара, при соблюдении следующих условий: скорость подачи воздуха должна составлять 600 мл/с, а его температура соответствовать требованиям ГОСТ 32404. (11) Удельная электрическая проводимость (показатель 17) определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем. (12) в соответствии с требованиями стандарта [1] смазывающую способность (показатель 18) определяют на месте производства, если топливо содержит не менее 95% гидроочищенного компонента, не менее 20% которого прошли гидроочистку в жестких условиях (при парциальном давлении водорода в смеси не менее 7000 кПа). |
3.2 В топливо могут быть введены следующие антиокислительные присадки:
2,6-ди-трет-бутилфенол;
2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол;
2,4-диметил-6-трет-бутилфенол;
а также их смесь, % об.:
- не менее 75% 2,6-ди-трет-бутилфенола и не более 25% смеси моно-трет- и 3-трет-бутилфенола;
- не менее 55% 2,4-диметил-6-трет-бутилфенола и не менее 15% 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, оставшаяся часть в виде смеси монометил-трет-бутилфенола с диметил-трет-бутилфенолом;
- не менее 72% 2,4-диметил-6-трет-бутилфенола и не более 28% смеси трет-бутилметилфенолов с трет-бутилдиметилфенолами.
Количество введенных присадок не должно превышать 24 активных компонентов (без растворителя).
3.3 На месте производства топлива допускается содержание не более 3 антистатической присадки СТАДИС 450 (STADIS 450).
На месте применения общее количество присадки в топливе не должно превышать 5 .
3.4 При производстве топлива согласно стандарту [1] в него может быть введено от 15 до 23 противоизносной присадки Хайтек 580 (Hitec 580).
3.5 Топливо не должно содержать поверхностно-активных и других химических веществ в количестве, ухудшающем его свойства.
4 Требования безопасности
4.1 Топливо является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека, в соответствии с ГОСТ 12.1.007, относится к 4-му классу опасности.
4.2 Предельно допустимая концентрация паров алифатических предельных углеводородов (в пересчете на С) в воздухе рабочей зоны составляет 300
в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
Требования к предельно допустимым концентрациям паров углеводородов в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
4.3 Пары алифатических предельных углеводородов при вдыхании оказывают наркотическое действие на организм человека.
При попадании на слизистые оболочки и кожу человека топливо вызывает их поражение и возникновение кожных заболеваний.
Длительный контакт с топливом может привести к изменению функций центральной нервной системы и увеличить риск заболеваемости органов дыхания у человека.
4.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 230°С.
4.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: углекислый газ, химическую пену, перегретый пар, распыленную воду, порошок ПСБ-3; в помещении - объемное тушение.
4.6 В помещениях для хранения и эксплуатации топлива запрещается использовать открытый огонь, электрооборудование сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
4.7 Емкости, в которых хранят и транспортируют топливо, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
4.8 Помещения, в которых проводят работы с топливом, должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021, а в местах интенсивного выделения паров - местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом или другие окислители.
4.9 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с утвержденными санитарными нормами.
4.10 При работе с топливом необходимо применять средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111 или ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей предельно допустимые концентрации (ПДК), применяют противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.
При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы или перчатки в соответствии с ГОСТ 12.4.020, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068.
4.11 Работающие с топливом должны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры.
5 Требования охраны окружающей среды
5.1 Основным средством охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.
5.2 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду.
5.3 Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть предусмотрен контроль за содержанием выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
6 Правила приемки
6.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом) на основании результатов испытаний объединенной пробы, содержащим:
- наименование и обозначение марки продукции;
- наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
- обозначение настоящего стандарта;
- нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта (и требованиям технического регламента [63]*);
- дату выдачи и номер паспорта;
- подпись лица, оформившего паспорт;
- сведения о декларации соответствия (при наличии);
- сведения о наличии или отсутствии в топливе присадок и их концентрациях.
Форма документа о качестве приведена в приложении В.
6.2 Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, должна быть оформлена на русском языке и на государственном языке государства, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
6.3 При реализации топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании топлива и его соответствии требованиям технического регламента [63]*.
6.4 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
6.5 Отбор проб
Пробы топлива для испытаний отбирают по ГОСТ 31873 и стандарту [64]. Рекомендуемые пробоотборники и процедура отбора проб приведены в стандарте [64].
Для объединенной пробы берут 2 топлива.
По требованию потребителя допускается отбор проб по ГОСТ 2517.
7 Методы испытаний
7.1 Методы испытаний топлива - см. таблицу 1.
7.2 При разногласиях в оценке качества топлива следует использовать арбитражные методы, приведенные в приложении Б.
8 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
8.1 Упаковка, маркировка транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510.
Особые условия хранения и транспортирования согласовываются между поставщиком и потребителем в соответствии с международной практикой.
8.2 Маркировка, характеризующая транспортную опасность топлива, в соответствии с ГОСТ 19433: классификационный шифр - 3212, номер ООН - 1863, номер аварийной карточки - 305.
Маркировка, характеризующая транспортную опасность топлива, транспортируемого по железной дороге, - в соответствии с правилами перевозки грузов [65], [66].
8.3 Срок хранения топлива - 5 лет со дня изготовления. По истечении этого срока топливо испытывают для принятия решения о его применении или дальнейшем хранении в установленном порядке.
9 Гарантии изготовителя
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
_____________________________
* Действует на территории стран - участников Таможенного союза.
_____________________________
* Действует на территории стран - участников Таможенного союза.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32595-2013 "Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (Jet А-1). Технические условия" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2013 г. N 2404-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 января 2015 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2021 г., N 12