Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решениями арбитражных судов, оставленными без изменения арбитражными судами вышестоящих инстанций, в удовлетворении требований администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации и к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства образования и науки Республика Бурятия о взыскании расходов, понесенных в связи с увеличением размера субсидии в рамках реализации подпрограммы "Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2003-2010 годы, было отказано. Делая вывод о несостоятельности доводов истца о том, что увеличение размера жилищной субсидии должно повлечь увеличение долговых обязательств бюджетов всех уровней, задействованных в реализации подпрограммы, суды исходили из того, что увеличение размера субсидии в рассматриваемых делах было обусловлено неправомерными действиями истца, связанными с неверным определением им норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера данной субсидии.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия оспаривает конституционность примененных в данном деле статей 15 "Возмещение убытков", 16 "Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления", 307 "Понятие обязательства", 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" и 1102 "Обязанность возвратить неосновательное обогащение" ГК Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 12 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возложение исполнения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации на муниципальное образование в случае неверного определения последним размера социальной выплаты, предоставляемой на условиях софинансирования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 307 ГК Российской Федерации определяет понятие и основания возникновения обязательств.
Рассматриваемые во взаимосвязи положения статей 15, 16 и 1069 ГК Российской Федерации, регламентирующие вопросы возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, в том числе в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, направлены на защиту прав потерпевших в деликтных обязательствах и реализацию требований статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1177-О и N 1193-О, от 19 ноября 2015 года N 2699-О и др.).
Статья 1102 ГК Российской Федерации, обязывающая лицо, неосновательно получившее или сберегшее имущество за счет другого лица, возвратить последнему такое имущество, призвана обеспечить защиту имущественных прав участников гражданского оборота.
Данные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируют вопросы исполнения расходных обязательств муниципальным образованием и, соответственно, конституционные права и свободы заявителя в указанном в жалобе аспекте не нарушают.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2016 г. N 157-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на нарушение конституционных прав и свобод статьями 15, 16, 307, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)