Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55466-2013/ISO/TS 14687-2:2008
"Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение водорода для топливных элементов с протонообменной мембраной дорожных транспортных средств"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 185-ст)
Hydrogen fuel. Product specification. Part 2. Proton exchange membrane (РЕМ) fuel cell applications for road vehicles
Дата введения - 1 января 2014 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Некоммерческим партнерством "Национальная ассоциация водородной энергетики (НП НАВЭ) на основе аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
а
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 29 "Водородные технологии"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 185-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14687-2:2008 "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение для топливных элементов с протонообменной мембраной (РЕМ) дорожных транспортных средств" (ISO/TS 14687-2:2008 "Hydrogen fuel - Product specification - Part 2: Proton exchange membrane (РЕМ) fuel cell applications for road vehicles").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приводятся в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт содержит требования к топливу для транспортных средств на топливных элементах (ТСТЭ), в которых используется протонообменная мембрана (ПОМ). В настоящее время ТСТЭ эксплуатируются в ходе демонстрационных испытаний. Настоящий стандарт является нормативным документом, предназначенным для объединения требований к водородному топливу, предъявляемых производителями ТСТЭ и водородного топлива. В процессе такой эксплуатации требования к качеству водорода, используемого для ТСТЭ, могут уточняться. Введение контроля качества водорода необходимо для того, чтобы исключить негативное воздействие на работу системы топливного элемента и/или бортовой системы хранения водорода вредных примесей, которые могут появляться в топливе в процессе его производства и хранения. Настоящий стандарт определяет нормативные требования к двум типам водородного топлива: "тип I сорт D" и "тип II сорт D". Эти сорта предназначены для ТСТЭ с ПОМ на стадиях, предшествующих коммерческому использованию. Они могут использоваться в процессе демонстрационных эксплуатационных испытаний в ограниченном масштабе. Цель настоящего стандарта - способствовать осуществлению быстрой и эффективной разработки дорожных транспортных средств, а также инфраструктуры водородного топлива. Требования к качеству водорода на заправочной станции или в ином месте должны определяться на основе письменного соглашения между поставщиком и потребителем. Учитывая, что национальные и международные стандарты нормируют сорта водородного топлива более низкого качества, а также, что национальный стандарт по водородным заправочным станциям находится в стадии разработки, важно применять предупредительные меры, чтобы избежать загрязнения этих видов топлива.
Так как разработки ТСТЭ и сопутствующих водородных технологий развиваются быстрыми темпами, настоящий стандарт нуждается в регулярном пересмотре технических требований по мере совершенствования таких технологий. Технологические новинки на регулярной основе отслеживаются Техническим комитетом ISO/TC 197 "Водородные технологии" и одноименным российским Техническим комитетом по стандартизации ТК 29, действующим в рамках национальной системы стандартизации. Настоящий стандарт направлен на развитие как технологий изготовления дорожных транспортных средств, так и сопутствующей инфраструктуры
Дальнейшее совершенствование требований к водородному топливу будет осуществляться в соответствии с достижениями в области НИОКР по следующим направлениям развития:
- совершенствование катализаторов РЕМ, связанное со снижением требований топливного элемента к наличию в водородном топливе примесей;
- изучение механизма воздействия примесей на компоненты топливной системы в целом;
- создание методик обнаружения и измерения наличия примесей в водородном топливе в лабораторных, производственных и эксплуатационных условиях, том числе на водородных заправочных станциях;
- совершенствование технологий бортового хранения водорода;
- использование результатов демонстрационных эксплуатационных испытаний ТСТЭ.
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14687-2-2012 идентичен международному стандарту ISO/TS 14687-2:2008, который был разработан Техническим комитетом ISO/TC 197 "Водородные технологии" и является составной частью стандарта с общим названием "Водородное топливо. Технические условия на продукт", состоящего из двух частей:
- ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме использования для топливных элементов дорожных транспортных средств с протонообменной мембраной
- ГОСТ Р ИСО 14687-2-2012 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Использование для топливных элементов дорожных транспортных средств с протонообменной мембраной.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству водородного топлива, предназначенного для использования в дорожных транспортных средствах с топливными элементами (ТСТЭ) на базе протоннообменных мембран (РЕМ)
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте используется нормативная ссылка на следующий стандарт:
ИСО 14687-1-1999 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме случая применения топливного элемента с протонной обменной мембраной (РЕМ) для дорожных транспортных средств [ISO 14687-1:2008, Hydrogen fuel - Product specification - Part 1: All applications except proton exchange membrane (РЕМ) fuel cell for road vehicles]
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями.
3.1 ингредиент (constituent): Компонент (или соединение), имеющийся (имеющееся) в составе водородного топлива.
3.2 неводородные ингредиенты (non-hydrogen constituent): Присутствующие в водородном топливе компоненты (или соединения), не содержащие водород в свободном (несвязанном) состоянии.
3.3 примеси (contaminant): Вещества, содержащиеся в водородном топливе (такие как сера), уровень концентрации которых при достижении или превышении установленного значения может привести к отравлению катализаторов и наличие которых также может негативно воздействовать на конструктивные части системы топливных элементов или системы хранения водорода.
Примечание - Негативное воздействие может быть обратимым или необратимым.
3.4 частицы (particulate): Твердые или аэрозольные частицы, в том числе масляный туман, соединения калия и натрия, которые могут попадать в водородное топливо в процессе доставки, хранения или заправки
3.5 система топливных элементов (fuel cell system): Система, которая включает: батарею топливных элементов, подсистемы подготовки воздуха, подготовки топлива, регулирования температуры, регулирования подачи воды и их блоки управления.
3.6 индекс водородного топлива (hydrogen fuel index): Мера качества водородного топлива, отражающая наличие в водородном топливе примесей.
3.7 необратимое воздействие (irreversible effect): Воздействие, выражающееся в ухудшении рабочих характеристик энергетической установки на топливных элементах, которые не могут быть восстановлены за счет изменений рабочих режимов ТЭ и/или состава газа.
3.8 обратимое воздействие (reversible effect): Воздействие, выражающееся во временном ухудшении рабочих характеристик энергетической установки на топливных элементах, которые могут быть восстановлены изменением рабочих режимов ТЭ и/или состава газа.
4 Требования
4.1 Классификация
Водородное топливо для применения в ТСТЭ на базе ПОМ классифицируется по следующим типам и сортам:
- тип I (сорт D): газообразный водород
- тип II (сорт D): жидкий водород
4.2 Виды применения
По видам применения указанные сорта водородного топлива применяются следующим образом:
Тип I (сорт D) - газообразное водородное топливо для ТСТЭ с ПОМ;
Тип II (сорт D) - жидкое водородное топливо для ТСТЭ с ПОМ.
Примечания
1 Тип I (сорта А, В и С), тип II (сорт С) и тип III, которые пригодны для других видов применения, кроме ТСТЭ с ПОМ, описаны в ГОСТ Р ИСО 14687-1.
2 Сортов А и В для типа II не существует.
4.3 Характеристики топлива
Характеристики топлива приведены в таблице 1. Они определяют требования к упомянутым выше сортам водородного топлива.
5 Подтверждение качества
5.1 Проверка качества водородного топлива
5.1.1 Общие требования
Требования к топливам и методам проверки их качества должны определяться, исходя из условий заправки ТСТЭ на заправочной станции или в ином месте, на основании письменного соглашения между поставщиком и потребителем.
5.1.2 Методы проверки
Требования к качеству топлива и методам проверки должны устанавливаться путем соглашения между поставщиком и потребителем.
5.1.3 Результаты отчета
Установленные значения, нормы и сведения об используемых в ходе проверки качества приборах должны отражаться в отчете вместе с результатами каждого испытания. Значения должны быть ниже порогового предела для каждой составляющей.
Характеристики водородного топлива должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1. В некоторых случаях в отчете о результатах проверки качества водородного топлива может отражаться наличие примесей, оказывающих вредное влияние на работоспособность топливных элементов, но не указанных в таблице 1.
Примечание - В приложении А представлено описание влияния химических неводородных ингредиентов (не содержащих водород в несвязанном состоянии) на работоспособность топливных элементов, обуславливающее включение их в таблицу 1.
5.2 Критерии оценки качества топлива
Требования к приемочным испытаниям партий должны определяться путем соглашения между поставщиком и потребителем.
Таблица 1 - Критерии оценки качества водородного топлива, включающие значения предельных характеристик
Характеристики (проба) |
Тип I Сорт D |
Тип II Сорт D |
Лабораторные испытательные методы(а) |
Индекс водородного топлива (минимальная объемная концентрация)(б) |
99,99% |
99,99% |
|
Пара-водород (минимальная объемная концентрация) |
Не определяется |
95,0% |
|
Максимальные значения концентрации неводородных ингредиентов | |||
Общее содержание газов(в) |
100 мкмоль/моль |
100 мкмоль/моль |
|
Вода () |
5 мкмоль/моль |
5 мкмоль/моль |
ASTM D6348 [5], ASTM D5454 [6] ASTM D1946(и) [1],ASTM D5466(и) [2], JIS K0225 [7] |
Всего углеводородов(г) (на основе ) |
2 мкмоль/моль |
2 мкмоль/моль |
ЕРА ТО12, ЕРА ТO15, ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], ASTM D6968 [3], JIS K 0114 [8] |
Кислород () |
5 мкмоль/моль |
5 мкмоль/моль |
|
Гелий (Не), азот (), аргон (Аr) |
100 мкмоль/моль |
100 мкмоль/моль |
|
Двуокись углерода () |
2 мкмоль/моль |
2 мкмоль/моль |
ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], JIS K 0114 [8], JIS K 0123 [9] |
Окись углерода (СО) |
0,2 мкмоль/моль |
0,2 мкмоль/моль |
EPA 25C, ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], JIS K 0114 [8], JIS K 0123 [9] |
Всего соединений серы(д) |
0,004 мкмоль/моль(ж) |
0,004 мкмоль/моль(ж) |
ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], ASTM D5504 [6], JIS K 0127 [10] |
Формальдегид (НСНО) |
0,01 мкмоль/моль |
0,01 мкмоль/моль |
EPA метод 11, NIOSH 2541, EPA T015, ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], JIS K 0114 [8], JIS K 0124 [11], JIS K 0123 [9] |
Муравьиная кислота (НСООН) |
0,2 мкмоль/моль(ж) |
0,2 мкмоль/моль(ж) |
ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], JIS K 0123 [9], JIS K 0127 [10] |
Аммиак () |
0,1 мкмоль/моль(ж) |
0,1 мкмоль/моль(ж) |
ASTM D1946(и) [1], ASTM D5466(и) [2], EPA T015, JIS K 0127 [10] |
Всего галогенированных соединений |
0,05 мкмоль/моль |
0,05 мкмоль/моль |
EPA 200.7, JIS K 0101 [12] |
Максимальный размер частиц(е) |
10 мкм |
10 мкм |
SCAQMD метод 301-91 |
Максимальная концентрация частиц(е) |
1 мкг/л при 20°С и 101,325 кПа |
1 мкг/л при 20°С и 101,325 кПа |
Гравиметрический метод (EPA 625/R-96/010A) |
Примечания 1 На данном этапе признано, что может иметь место несогласованность между пределом обнаружения некоторых неводородных ингредиентов и уровнем приемлемости их концентраций, связанных с работоспособностью ТСТЭ с ПОМ, обусловленная отсутствием опыта внедрения технологий топливных элементов РЕМ на момент разработки настоящего стандарта. 2 Для ингредиентов, являющихся добавками, например, для соединений углеводородов и для соединений серы, сумма составляющих должна быть меньше предела, установленного в таблице, либо равна ему. Допуски, имеющие место при измерении концентрации ингредиентов, не должны выходить за пределы концентраций, установленных настоящим стандартом
(а) Методы испытаний (напр., ASTM, ЕРА, SCAQMD, JIS) выбирались таким образом, чтобы они давали возможность обнаружения неводородных ингредиентов на уровнях указанных пределов концентраций либо ниже них. Возможно также применение других методов измерения, принятых в национальных или международных стандартах, при условии, что они согласованы между потребителем и поставщиком и что выбранные альтернативные методы пригодны для обнаружения и измерения указанных ингредиентов на том же уровне предельных концентраций. (б) Индекс водородного топлива определяется путем вычитания общего процентного содержания неводородных газообразных ингредиентов, указанных в таблице 1 (общее содержание газов) из 100%. Его значение должно быть меньше суммы максимальных допустимых пределов всех неводородных составляющих, приведенных в таблице 1. (в) Общее значение концентрации неводородных ингредиентов представляет собой сумму значений величин неводородных составляющих, указанных в таблице 1, без учета частиц. (г) В общее содержание углеводородов включаются кислородсодержащие органические соединения. Общее содержание углеводородов измеряется на углеродной основе мкмоль/моль. Общее содержание углеводородов может превышать 2 мкмоль/моль только в результате наличия метана, при этом общее содержание неводородных газов не должно превышать 100 мкмоль/моль. (д) Как минимум, проверка качества топлива должна охватывать измерение наличия таких соединений как: , COS, , а также меркаптанов, которые обычно содержатся в природном газе. (е) Рекомендуемое значение содержания частиц должно определяться путем отбора проб в условиях, соответствующих реальным условиям эксплуатации, а также с использованием усовершенствованных стандартизованных процедур. (ж) Указанные значения установлены из условий возможности существующих приборов и методов измерения концентраций и служат базой для последующего усовершенствования методов испытаний. Рекомендуемые величины для этих ингредиентов должны определяться в ходе дополнительных процедур в реальных рабочих условиях. (и) В настоящее время в стадии разработки находится новый стандарт ASTM (WK4548), позволяющий объединить соответствующие части двух указанных методов испытаний, который предусматривает применение газовой хроматографии/масс-спектрометрии (GC/MS) и позволяет определить следовые количества ингредиентов в водороде. |
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55466-2013/ISO/TS 14687-2:2008 "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение водорода для топливных элементов с протонообменной мембраной дорожных транспортных средств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. N 185-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 января 2014 г.
Приказом Росстандарта от от 6 февраля 2024 г. N 201-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2024 г. введен в действие ГОСТ Р ИСО 14687-2024