Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "БизнесПрофКонсалтинг" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке и санитарному содержанию здания и прилегающей территории здания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000093) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Извещении о проведении Аукциона Заказчиком не указаны коды по ОКПД 70.32.13 , ОКПД 63.11.12.210.
2. В Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к количеству и квалификации обслуживающего персонала.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не установлен объем оказываемых услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 0925 754, 34 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 18.01.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью СК "Элит-Строй" с минимальным предложением о цене контракта 10 733 388,49 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчику необходимо в извещении указать также код по ОКПД 70.32.13 "Услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений", а также код по ОКПД 63.11.12.210 "Услуги по подъемно-транспортные внутрискладские для грузов вне контейнеров".
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено код по ОКПД 74.70.13 "Услуги по чистке и уборке общего назначения".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что предметом Аукциона является оказание услуг по комплексной уборке и санитарному содержанию здания и прилегающей территории здания, что относится к коду по ОКПД 74.70.13, указанному в извещении о проведении Аукциона.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит требований к указанию Заказчиком в извещении кодов указанного классификатора.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к количеству и квалификации обслуживающего персонала, а также к иным требованиям, таких как: высшего образования, водительских прав категории В,С,D.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к персоналу: "Управленческий персонал - 1 человек. Занятость 20 часов в неделю, 5 дней в неделю, выходные суббота и воскресенье. Образование среднее. Прочий персонал, дворники - 4 человека. Занятость 20 часов в неделю, 5 дней в неделю, выходные по графику. Образование - среднее. Специальность - флорист", "Вспомогательный персонал: водитель-грузчик в количестве 1 человек, режим работы 41 час, 5 дней в неделю, выходной суббота и воскресенье. Образование - водительские права категории В,С,D", "Сезонные рабочие на зимний сезон (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) в количестве 2 человека, режим работы 41 час, 5 дней в неделю, выходной суббота и воскресенье. Образование - квалификация "промышленный альпинист". Квалификационные требования, основные знания и практика: нормативные правовые и технические акты по охране труда при работе на высот, требования безопасности при выполнении работ на высоте, требования безопасности к рабочему месту, месту производства работ на высоте, средства индивидуальной защиты и спецодежда, порядок расследования причин аварий и несчастных случаев, происшедших при работе на высоте, оказание доврачебной помощи пострадавшим при работах на высоте, основы страховки при работе на высоте, передвижение по пространственным конструкциям и объектам. Опыт работы - не менее 3-х лет".
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены излишне детализированные требования, в том числе, к трудовым ресурсам участника закупки, включая наличие опыта работы, что нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг, а также количество товара необходимого для оказания услуг, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, например: "Работы по комплексному обслуживанию: оконные проемы. Товар: Пена PROFFLEX PRO RED 65 PLUS или Krimetle или эквивалент. Плотность, кг/м3, диапазонное значение, не менее 25-30. Поверхностное высыхание, минута, диапазонное значение, не более 10-16. Можно резать (время предварительной обработки, полоска пены 30 мм) минута, диапазонное значение, не более 30-50. Пределы температур для затвердевшей пены, C, диапазонное значение: долгосрочно от -50 до +90, краткосрочно: от -65 до +130. Теплопроводность , не более 0,036. Полное затвердение в шве (+23 °C) час, 18. Полное затвердение в шве (+5 °C) час, не более 24. Уменьшение объема % *до 2. Точка воспламенения затвердевшей пены °C не более 400. Сопротивление разрыву, Н/см2, не менее 12. Предел прочности при сжатии при 10%-ной деформации, Н/см2, не менее 3", "Туалетная бумага ГОСТ Р 52354-2005. Многослойные или однослойные. Предельные отклонения от номинального значения массы бумаги площадью 1 м2, %, диапазонное значение, не более 10. Величина водородного показателя (холодного экстрагирования) водной вытяжки, диапазонное значение, не более 4,5-8,8. Индекс токсичности водной вытяжки, %, *(от 70 до 120). Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям, Н, не менее: в сухом состоянии не более 2,5 или не нормируется; во влажном состоянии не менее 0,2 или не нормируется. Впитываемость: капиллярная в среднем по двум направлениям, мм, не менее 22 или не нормируется; поверхностная впитываемость 0,01 мл воды, с, не более 5 или не нормируется" и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "БизнесПрофКонсалтинг" обоснованной в части ненадлежащего установления объема оказываемых услуг, а также установления излишних требований к квалификации участника закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.01.2016 по делу N К-46/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2016 г. N К-46/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был