Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Спецпроект" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем в административном здании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000515000092) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не установлена единица измерения температурного режима, а также Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, а именно не содержит знаки ";" и ",".
2. В Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к количеству и квалификации обслуживающего персонала.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к материалу товара.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 998 820,08 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона -18.01.2016 ;
1. По мнению заявителя, Заказчиком не установлена единица измерения температурного режима.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ряду пунктов Технического задания Документации об Аукционе установлены требования, в том числе следующие требования:
"Спирт этиловый технический неректификованный, неденатурированный или денатурированный или ректификованный или ректификованный, денатурированный ГОСТ 17299-78 или ГОСТ Р52574-2006 или ГОСТ51999-2002. Молекулярная масса не менее 46,05. Сорт I или сорт II или марка А или Б. Концентрация этилового спирта, % по объему (объемная доля), не менее 92,5. Окисляемость при 20С, мин., не более 15 или не нормируется. Температурные пределы воспламенения насыщенных паров: нижний 11С верхний 41С. Температура самовоспламенения не менее 400 С или не нормируется. Концентрационные пределы (область) воспламенения, % по объему, диапазонное значение, не менее 3,6-17,7".
"Элементы питания для радиомодема пальчиковые тип АА емкость 2800мА*ч. Напряжение не более 1,5В, Длина - не более 50,5 мм, диаметр - не более 50,5 мм. Температура эксплуатации, диапазонное значение, не менее, от - 30С до +50С." и другие.
На заседании Комиссии установлено, что обозначение единицы измерения температурного режима значком С, а не °С не позволяет участникам закупки определить какой единицей измерения необходимо руководствовать при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Так же, по мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, а именно не содержит знаки ";" и ",".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссией установлено, что инструкция по заполнению заявок не содержит знаков ";" и ",", вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе содержит данные знаки.
В рамках внеплановой проверки, Комиссией также установлено следующее.
В ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к компонентам, химическому составу товара, например: "Краска огнезащитная вспучивающаяся. Пламкор-1 или Билюкс или эквивалент. Огнезащитная эффективность покрытия при приведенной толщине металла 3,4 мм: 30-90 мин - при толщине покрытия 0,7-1 мм; 30-90 мин - при толщине покрытия 1,2-1,7 мм; 30-90 мин - при толщине покрытия 1-1,2 мм. Расход при нанесении: при толщине покрытия 0,7-1 мм 1-3 кг/м2; при толщине покрытия 1,2-1,7 мм 1-3 кг/м2; при толщине покрытия 1-1,2 мм 1-3 кг/м2. Степень перетира, мкм, не более 140. Массовая доля нелетучих веществ, %, 65-70. Время высыхания до степени 3 по ГОСТ 19007-73 при температуре *(202) °С и относительной влажности воздуха *(655) % не более 12 ч." и другие.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к количеству и квалификации обслуживающего персонала, а также к иным требованиям, таких например, как: высшее образование и тп.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к персоналу: "Управленческий персонал - не менее 1 человек. Занятость 41 час в неделю, 5 дней в неделю, работа по графику, выходные по графику. Образование высшее. Специальность - инженер-механик. Прочий персонал. Программист - не менее 1 человек. Занятость 41 час в неделю, 5 дней в неделю, работа по графику, выходные по графику. Образование - высшее. Специальность - программист. Механик - не менее 1 человек. Образование - высшее", "Управленческий персонал - не менее 1 человека. Занятость 41 час в неделю, 5 дней в неделю, работа по графику, выходные по графику. Образование высшее. Специальность - инженер-механик. Прочий персонал. Сантехники - не менее 4 человек. Занятость: работа по графику, круглосуточная (сутки через трое), отпуск по графику, без выходных. Образование - среднее специальное. Специальность - сантехник".
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к трудовым ресурсам участника закупки, включая наличие опыта работы, что не соответствует части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования к материалу товара.
В соответствие пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу Заявителя, установлены избыточные требование к материалу, например, Болты М3-М4, длина 25мм. Механические свойства болтов соответствуют ГОСТ Р ИСО 898-1-2011: Предел прочности на растяжение Rm , ном., МПа, 800-400. Нижний предел текучести Rel , ном., МПа, 300-240 или не нормируется. Условный предел текучести при остаточном удлинении,мм, 0,0048 от номинального диаметра резьбы для полноразмерного крепежного изделия Rpf, МПа, ном., 320-480 или не нормируется.
Как пояснили представители Заявителя, установление показателя "предел текучести" не позволяет участнику сформировать заявку на участие в Аукционе, поскольку данное требование является избыточным.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что требования к товару по позиции Болты М3-М4, установлены в соответствии с положениями ГОСТ, и описывают качество товара, который надлежит использовать при выполнении работ.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, установлены избыточные требования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг, а также количество товара необходимого для оказания услуг, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецпроект" обоснованной в части установления излишних требований к квалификации участника закупки, не установления Заказчиком единицы измерения температурного режима, а также не установления надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.01.2016 по делу N К-57/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 января 2016 г. N К-57/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был