Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу отнесения хозяйствующего субъекта к категории субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
При этом Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию положений действующего законодательства Российской Федерации, а указываемые разъяснения не являются обязательными для правоприменителей.
Вместе с тем Департамент по поставленным в обращении вопросам считает возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 408-ФЗ ) до 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП и для отнесения их к категориям субъектов МСП применяются положения редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 408-ФЗ. Среди них далее изложенные нормы.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов МСП необходимо одновременно рассмотреть следующие условия:
1) требования к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов;
- суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая;
2) среднюю численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников, установленные для каждой категории субъектов МСП пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (далее - выручка) за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - постановление N 702):
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн. рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей.
При этом действие постановления N 702 распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
Также частью 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием средней численности работников и выручки за предшествующий календарный год.
Следует отметить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие вышеперечисленным условиям отнесения к субъектам МСП, сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в срок до 31 декабря 2016 года.
Также обращаем внимание, что Федеральным законом N 408-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), уточняющие условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП.
В частности, предусмотрен переход от понятия "выручка" к понятию "доход от ведения предпринимательской деятельности", от понятия "средняя численность работников" к понятию "среднесписочной численности работников", а также внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм.
Эти изменения позволят сформировать единый реестр субъектов МСП (далее - реестр). Реестр будет создан ФНС России 1 августа 2016 г. на основании сведений, находящихся в ее распоряжении и поступающих в рамках предоставления налоговой отчетности.
Реестр позволит автоматически присваивать статус субъекта МСП хозяйствующим субъектам, что не потребует от субъектов МСП прохождения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов и совершения иных действий для подтверждения соответствующего статуса.
Таким образом, с 1 августа 2016 г. для подтверждения статуса субъекта МСП достаточно будет зайти на сайт ФНС России и проверить соответствующий хозяйствующий субъект с помощью специального сервиса.
Директор Департамента развития малого и |
М.В. Паршин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Закон о развитии МСП в России внесены изменения, уточняющие в т. ч. условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП.
Сообщается, что до 1 августа 2016 г. для отнесения юрлиц и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) применяются положения редакции Закона, действовавшей до вступления в силу изменений в него.
Так, для отнесения юрлиц и ИП к категории субъектов МСП необходимо одновременно рассмотреть требования к структуре уставного (складочного) капитала юрлица; среднюю численность работников за предшествующий календарный год; выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год.
Категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение 3 календарных лет, следующих один за другим. Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием средней численности работников и выручки за предшествующий календарный год.
Также изменениями предусмотрен переход от понятия "выручка" к понятию "доход от ведения предпринимательской деятельности", от понятия "средняя численность работников" к понятию "среднесписочной численности работников", а также внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм.
Эти изменения позволят сформировать единый реестр субъектов МСП. Он будет создан ФНС России 1 августа 2016 г. на основании сведений, находящихся в ее распоряжении и поступающих в рамках предоставления налоговой отчетности.
Таким образом, с 1 августа 2016 г. для подтверждения статуса субъекта МСП достаточно будет зайти на сайт ФНС России и проверить соответствующий хозяйствующий субъект с помощью специального сервиса.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 февраля 2016 г. N ОГ-Д05-2069 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был