Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 301-ЭС15-13990 по делу N А39-3283/2014 Вынесенные ранее постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, которыми отказано в признании недействительным дополнительного соглашения, отменены; решение суда первой инстанции, которым заявленные требования удовлетворены, оставлено в силе, поскольку нижестоящими судами не принято во внимание, что в условиях аукционной документации закреплено положение о недопущении изменения по соглашению сторон и в одностороннем порядке условий договора, указанных в документации об аукционе, при заключении и исполнении договора

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Спор возник по поводу аренды муниципальной недвижимости.

Первоначально договор аренды запрещал арендатору передавать имущество в субаренду или безвозмездное пользование другим лицам.

Позже к этому договору было заключено допсоглашение, дающее арендатору право на такую передачу имущества с согласия его собственника.

СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что подобное допсоглашение незаконно, и пояснила следующее.

Закон о защите конкуренции определяет особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, предоставления государственной или муниципальной преференции.

Так, договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иные соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (не закрепленного на праве хозведения или оперативного управления) могут заключаться только по результатам проведения конкурсов или аукционов. Исключения - в этом законе.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения упомянутых договоров утверждены ФАС России.

Согласно этим Правилам подобный договор заключается на условиях, которые указаны в поданной заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

При этом из системного толкования норм следует, что договоры на передачу права владения и пользования (в т. ч. права аренды) муниципального имущества заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации.

При этом последующее изменение данных условий (ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке) не допускается. Исключение составляет лишь цена договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.

В рассматриваемом случае и конкурсной документацией, и проектом договора аренды предусматривался запрет арендатору передавать имущество в субаренду или безвозмездное пользование.

Такое условие не могло быть изменено по соглашению сторон посредством заключения допсоглашения. Соответственно, последнее противоречит Закону о защите конкуренции.