Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению мэра
от 31 декабря 2002 г. N 2979-р
Основные положения
о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся
в собственности муниципального образования города Новосибирска
1. Общие положения
1.1. Настоящие основные положения разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, Уставом города Новосибирска.
1.2. Настоящие основные положения определяют цели, задачи, а также формы и порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (далее по тексту - муниципальное имущество) муниципального образования города Новосибирска.
Порядок формирования, использования, учета и управления средствами бюджета города, жилищным фондом, а также инвестиционная деятельность регулируются другими нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
1.3. В состав муниципального имущества входят:
средства бюджета города;
движимое и недвижимое имущество;
земельные участки и другие природные ресурсы;
имущество органов городского самоуправления;
муниципальные унитарные предприятия (муниципальные предприятия, муниципальные казенные предприятия), муниципальные учреждения;
муниципальный жилищный фонд;
ценные бумаги и другие финансовые активы.
Находящееся на территории города бесхозное имущество в установленном законом порядке включается в состав муниципального имущества.
Муниципальное имущество подлежит обязательному учету в Реестре муниципального имущества муниципального образования города Новосибирска (далее по тексту - Реестр).
1.4. Муниципальному образованию городу Новосибирску как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
От имени муниципального образования города Новосибирска права собственника в пределах предоставленных им полномочий осуществляют городской Совет, глава городского самоуправления - мэр Новосибирска.
Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, является департамент земельных и имущественных отношений г.Новосибирска в пределах своих полномочий.
Контроль за целесообразностью и эффективностью расходов муниципальных средств и использованием муниципальной собственности осуществляет контрольно-счетная палата города Новосибирска.
1.5. Управление и распоряжение муниципальным имуществом включает:
формирование и учет муниципального имущества;
управление и распоряжение имуществом, составляющим муниципальную казну;
управление и распоряжение земельными участками;
управление пакетами акций (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящимися в собственности муниципального образования города Новосибирска;
управление и распоряжение движимым и недвижимым имуществом, в том числе приватизацию, передачу в аренду, безвозмездное пользование, залог, мену, приобретение и отчуждение муниципальной собственности, передачу в доверительное управление и на хранение, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, страхование объектов муниципальной собственности, производимое за счет средств бюджета города;
управление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
контроль за использованием муниципального имущества;
защиту права муниципальной собственности.
1.6. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются действующим законодательством.
1.7. Доходы от использования муниципального имущества являются средствами бюджета города.
2. Полномочия органов муниципального образования города
Новосибирска в сфере управления и распоряжения
муниципальным имуществом
2.1. Представительный орган городского самоуправления - городской Совет: принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом;
устанавливает порядок и условия приватизации муниципального имущества;
принимает решения по отчуждению объектов недвижимости и акций;
осуществляет контроль за использованием объектов муниципального имущества;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством и Уставом города Новосибирска.
2.2. Глава городского самоуправления - мэр Новосибирска (далее по тексту- мэр):
управляет и распоряжается муниципальной собственностью в пределах предоставленных полномочий в соответствии с настоящими основными положениями и действующим законодательством;
издает нормативные правовые акты по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом;
распоряжается средствами бюджета города;
принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
определяет цели, предмет, виды деятельности муниципальных унитарных предприятий;
назначает на должность руководителей муниципальных унитарных предприятий, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры в соответствии с трудовым законодательством и иными, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами;
утверждает смету доходов и расходов муниципальных казенных предприятий;
принимает решения о принятии объектов в муниципальную собственность;
осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, Новосибирской области и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
2.3. Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (далее по тексту - департамент):
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием муниципального имущества;
передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, в аренду, доверительное управление, залог, безвозмездное пользование, с баланса на баланс без изменения формы собственности;
участвует в формировании бюджета города;
выступает от имени муниципального образования учредителем муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и хозяйственных обществ;
выступает продавцом и покупателем муниципального имущества;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов муниципалитета города Новосибирска;
утверждает уставы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и подписывает учредительные документы хозяйственных обществ;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законодательством, движимым имуществом муниципальных унитарных предприятий;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям имущества;
дает согласие на создание филиалов и открытие представительств муниципальных унитарных предприятий, а также на участие муниципальных унитарных предприятий в иных юридических лицах;
дает согласие в случаях, предусмотренных действующим законодательством и уставами муниципальных унитарных предприятий, на совершение ими крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
принимает решения о проведении аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий, утверждает аудиторов и определяет размер оплаты их услуг;
изымает у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
управляет ценными бумагами;
осуществляет учет и контроль за поступлением денежных средств от приватизации и аренды муниципального имущества;
осуществляет формирование, учет и ведение Реестра;
осуществляет иные полномочия, установленные положением о департаменте.
2.4. Контрольно-счетная палата города Новосибирска:
2.4.1. Осуществляет контроль за законностью и эффективностью управления муниципальной собственностью, в том числе за поступлениями в бюджет города средств, полученных от:
управления объектами муниципальной собственности города, включая принадлежащие муниципалитету паи и пакеты акций, в том числе переданные в доверительное управление;
управления и распоряжения объектами, находящимися в совместном ведении города Новосибирска и Новосибирской области;
распоряжения муниципальным имуществом города, в том числе от приватизации, продажи, сдачи в аренду и наем.
2.4.2. Контролирует выполнение прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности города.
2.5. Структурные подразделения мэрии (администрации районов, департаменты, комитеты, управления, отделы мэрии) в пределах своих полномочий, переданных муниципальным образованием:
определяют порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
согласовывают уставы муниципальных унитарных предприятий;
осуществляют подбор и представление мэру кандидатур на должность руководителя муниципального унитарного предприятия;
согласовывают прием на работу главного бухгалтера муниципального унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
утверждают бухгалтерскую отчетность и отчеты муниципального унитарного предприятия;
направляют своих представителей в состав комиссий по рассмотрению вопросов эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
представляют интересы учредителя в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
проводят анализ деятельности предприятий, представляют в департамент предложения по их реорганизации, включая преобразование в акционерные общества, целесообразности сохранения в форме муниципальных унитарных предприятий, ликвидации или реорганизации;
обеспечивают представление отчетности руководителями предприятий в соответствии с утвержденным порядком, контролируют их деятельность;
утверждают показатели экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и контролируют их выполнение;
осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проверку ведения учета муниципального имущества и эффективного его использования;
ведут учет имущества муниципальной казны, переданного структурным подразделениям мэрии;
принимают участие в разработке и реализации местных программ использования и охраны земель, в планировании использования муниципальных земель, а также в осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории города Новосибирска;
согласовывают прогнозный план приватизации муниципального имущества;
согласовывают передачу муниципального имущества в аренду;
выполняют другие функции, предусмотренные нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
3. Формирование и учет муниципального имущества
3.1. Муниципальное имущество формируется путем:
разграничения государственной собственности в Российской Федерации и передачи имущества в муниципальную собственность в порядке, установленном федеральным законодательством;
передачи имущества федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации муниципальному образованию городу Новосибирску;
взимания местных налогов, сборов, иных обязательных платежей, отчислений от федеральных налогов и налогов Новосибирской области, а также поступления неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет города;
получения доходов, плодов и продукции в результате использования муниципального имущества;
приобретения имущества по основаниям, не противоречащим законодательству, в том числе по сделкам купли-продажи, дарения, мены, в результате инвестиционной деятельности, в порядке наследования и другим основаниям.
3.2. Порядок приобретения имущества в муниципальную собственность определяется действующим законодательством.
3.3. Муниципальное имущество, кроме средств бюджета города, подлежит обязательному учету в Реестре.
Под Реестром понимается банк данных об объектах учета муниципальной собственности города Новосибирска.
Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.
3.4. Порядок ведения Реестра и учета муниципальной собственности устанавливается нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
4. Муниципальная казна
4.1. Муниципальной казной являются средства бюджета города и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
4.2. Имущество поступает в муниципальную казну:
при передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на государственную (федеральную и областную) и муниципальную;
если имущество вновь создано или приобретено непосредственно в муниципальную собственность за счет средств бюджета города;
при передаче безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;
при исключении из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и изъятии из оперативного управления муниципальных учреждений на законных основаниях;
если имущество осталось после ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
при поступлении в муниципальную собственность по другим, не противоречащим закону основаниям.
4.3. Имущество, входящее в состав муниципальной казны, может быть передано во владение и пользование держателям имущества муниципальной казны - структурным подразделениям мэрии (департаментам, комитетам, управлениям, администрациям районов города), на ответственное хранение - муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям.
4.4. Учет имущества, составляющего муниципальную казну, осуществляется департаментом путем занесения соответствующей информации в Реестр, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
4.5. Учет имущества муниципальной казны, переданного структурным подразделениям мэрии Новосибирска, и порядок его использования осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной департаментом.
4.6. Имущество, входящее в состав муниципальной казны, может быть приватизировано, передано в аренду, безвозмездное пользование, залог, доверительное управление, на хранение, внесено в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, обменено, передано в хозяйственное ведение (оперативное управление) муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям в соответствии с действующим законодательством.
5. Управление и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности
5.1. Управление и распоряжение земельными участками включает в себя:
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории города Новосибирска;
изъятие земельных участков, в том числе для муниципальных нужд;
распоряжение земельными участками на территории города Новосибирска, в том числе предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, передачу в залог, в соответствии с действующим законодательством;
разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
планирование использования муниципальных земель;
организацию разработки и осуществления планов земельно-хозяйственного устройства территории города Новосибирска;
осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории города Новосибирска;
организацию работ по проведению землеустройства;
определение условий проведения изыскательских работ на территории города Новосибирска;
иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель, установленные действующим законодательством.
5.2. Управление и распоряжение земельными участками осуществляется в соответствии с положением о регулировании земельных отношений в городе Новосибирске, утвержденным решением городского Совета.
6. Управление и распоряжение пакетами акций (долями)
в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящимися
в собственности муниципального образования города Новосибирска
6.1. Право муниципальной собственности на акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ может возникнуть по следующим основаниям:
в процессе приватизации предприятий;
при учреждении хозяйственных обществ с участием муниципального образования города Новосибирска в соответствии с действующим законодательством;
при приобретении акций (долей) на вторичном рынке;
в результате дарения (пожертвования) акций (долей) их владельцами;
в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
6.2. Управление и распоряжение находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ включает в себя:
6.2.1. Приобретение акций (долей) в муниципальную собственность.
Решение о приобретении акций в собственность муниципального образования города Новосибирска принимается мэром.
6.2.2. Отчуждение акций (долей).
Отчуждение акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляется в установленном законодательством порядке.
6.2.3. Закрепление акций в собственности муниципального образования города Новосибирска.
При преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество городской Совет может принять решение о закреплении 100 % акций в муниципальной собственности.
6.2.4. Осуществление муниципальным образованием городом Новосибирском прав акционера (участника) в хозяйственных обществах.
Муниципальное образование город Новосибирск осуществляет права акционера (участника) в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, посредством участия представителей муниципального образования в органах управления и ревизионных комиссиях указанных обществ.
Представители муниципального образования города Новосибирска назначаются директором департамента и осуществляют свои функции в порядке, установленном положением о представителе муниципального образования город Новосибирск в органах управления и ревизионных комиссиях хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в муниципальной собственности, утверждаемым мэром.
6.2.5. Передачу акций в собственность Новосибирской области, мену акций на акции, находящиеся в собственности Новосибирской области, в соответствии с решением городского Совета.
Передача акций осуществляется на возмездной основе.
6.2.6. Передачу акций в доверительное управление.
Решение о передаче акций в доверительное управление принимает мэр по согласованию с городским Советом. Порядок передачи акций в доверительное управление регулируется положением о порядке передачи в доверительное управление акций, находящихся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденным решением городского Совета.
6.2.7. Передачу акций в залог, в соответствии с решением городского Совета. Порядок передачи акций в залог регулируется положением о порядке передачи в залог акций, находящихся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденным решением городского Совета.
7. Управление и распоряжение движимым и недвижимым
муниципальным имуществом
7.1. Муниципальное имущество может быть приватизировано, передано в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, обменено на другое имущество, отчуждено в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, передано в доверительное управление и на хранение в порядке, предусмотренном действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
Передача муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление регулируется разделами 8, 9 настоящих основных положений.
Имущество может быть приобретено в собственность города Новосибирска.
7.2. Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и положением о приватизации муниципального имущества, утвержденным решением городского Совета.
7.3. Передача муниципального имущества в аренду.
7.3.1. В аренду может быть передано движимое, недвижимое муниципальное имущество, предприятие как имущественный комплекс.
7.3.2. Арендодателем муниципального имущества является департамент.
7.3.3. Движимое муниципальное имущество передается в аренду в соответствии с положением о порядке сдачи в аренду движимого муниципального имущества, утвержденным решением городского Совета.
Размер арендной платы устанавливается в соответствии с указанным положением.
7.3.4. Недвижимое муниципальное имущество (далее - недвижимое имущество) передается в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица в соответствии с положением о порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности, утвержденным решением городского Совета.
Размер арендной платы за недвижимое имущество определяется в соответствии с методикой расчета арендной платы за муниципальные нежилые помещения, здания, сооружения, утверждаемой решением городского Совета.
7.3.5. Принятие решений о передаче в аренду муниципальных предприятий как имущественных комплексов осуществляет департамент по договору аренды.
При этом департамент обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права муниципалитета, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию, а арендатор обязуется все вышеуказанное принять во временное владение и пользование.
Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации.
Передача предприятия арендатору производится департаментом по передаточному акту.
Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором аренды предприятия.
Арендатор не вправе:
без согласия департамента продавать, обменивать, предоставлять во временное пользование либо взаймы любые материальные ценности, входящие в состав имущества арендованного предприятия, сдавать их в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам;
без согласия арендодателя вносить изменения в состав арендованного имущественного комплекса, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, увеличивающее его стоимость, если иное не предусмотрено договором аренды.
Арендатор предприятия обязан в течение всего срока действия договора аренды поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, в том числе осуществлять его текущий и капитальный ремонт.
На арендатора предприятия возлагаются расходы, связанные с эксплуатацией арендованного предприятия, а также расходы, связанные с уплатой платежей по страхованию арендованного имущества.
Арендатор предприятия имеет право на возмещение ему стоимости неотделимых улучшений арендованного имущества независимо от разрешения арендодателя на такие улучшения, если иное не предусмотрено договором аренды предприятия.
По окончании срока договор аренды прекращается и имущественный комплекс предприятия должен быть возвращен департаменту с соблюдением действующего законодательства, при этом подготовка предприятия к передаче департаменту, включая составление и представление на подпись передаточного акта, является обязанностью и производится за счет арендатора.
7.3.6. Страхование арендованного недвижимого имущества осуществляет арендатор в соответствии с положением о порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности, утвержденным решением городского Совета.
7.4. Передача объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование.
7.4.1. Объекты муниципальной собственности могут быть переданы в безвозмездное пользование:
муниципальным учреждениям, финансируемым из бюджета города;
структурным подразделениям муниципалитета.
7.4.2. Передача недвижимого имущества в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с положением о порядке предоставления в безвозмездное пользование муниципальных нежилых помещений, зданий, сооружений, утвержденным решением городского Совета.
7.4.3. Передача движимого имущества в безвозмездное пользование регулируется нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
7.5. Передача муниципального имущества в залог.
7.5.1. Залог муниципального имущества регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Залог муниципального имущества может осуществляться для обеспечения обязательств города Новосибирска перед кредиторами.
7.5.2. Не могут быть предметом залога следующие объекты муниципального имущества:
изъятые из оборота в соответствии с действующим законодательством;
составляющие культурное наследие города - муниципальные музеи, архивы, библиотеки, театры, картинные галереи, зоопарк, выставки, дома и дворцы культуры, стадионы, спортивные клубы, дома технического и научного творчества;
приватизация которых запрещена;
часть (части) недвижимых объектов, раздел которых в натуре невозможен без изменения их целевого назначения.
7.5.3. Перечень объектов недвижимого муниципального имущества, которые могут быть переданы в залог, утверждается городским Советом.
7.5.4. Решение о залоге объекта недвижимого муниципального имущества принимается департаментом по представлению управления финансов и налоговой политики мэрии, на основании кредитного или иного договора.
7.5.5. Договор залога муниципального имущества оформляется в соответствии с действующим законодательством.
7.6. Мена муниципального имущества.
7.6.1. Муниципальное имущество может быть обменено на имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или в собственности иного муниципального образования.
7.6.2. Решение о мене муниципального имущества принимается мэром.
7.6.3. Договор мены муниципального имущества заключает департамент в соответствии с действующим законодательством и настоящими основными Положениями.
7.7. Приобретение имущества в собственность города Новосибирска.
7.7.1. Имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иной форме собственности, может быть принято в собственность города Новосибирска на возмездной или безвозмездной основе.
7.7.2. Обращение с предложением о приобретении имущества в муниципальную собственность города Новосибирска с обоснованием необходимости приобретения данного имущества направляется мэру для принятия им соответствующего решения.
7.7.3. Право инициативы о приобретении имущества в муниципальную собственность города Новосибирска принадлежит собственнику указанного имущества, городскому Совету, мэру, департаментам мэрии, депутатам городского Совета, муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям.
7.7.4. Департамент по поручению мэра готовит перечни имущества для принятия его в муниципальную собственность муниципального образования города Новосибирска. В случае приобретения в муниципальную собственность города Новосибирска недвижимого имущества необходимо согласие мэра.
7.7.5. В качестве приобретателя (покупателя) имущества выступает департамент, который осуществляет все необходимые действия, связанные с передачей имущества, определяет правовой режим приобретенного имущества путем закрепления его за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями или передачи в муниципальную казну в установленном порядке, ведет его учет.
7.7.6. Для приобретения имущества в муниципальную собственность города Новосибирска на возмездной основе используются средства, предусмотренные в расходной части бюджета города.
7.8. Отчуждение муниципального имущества.
7.8.1. Муниципальное имущество может быть передано в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации на возмездной или безвозмездной основе по решению городского Совета, на основании которого департамент заключает соответствующий договор.
7.8.2. Муниципальное имущество в виде доли в праве собственности на имущество может быть отчуждено на основании решения городского Совета, в том числе посредством создания на базе имущества, составляющего общую долевую собственность, хозяйственного общества с возможной последующей продажей принадлежащих городу Новосибирску акций (вкладов) другим участникам этого хозяйственного общества по рыночной цене в соответствии с действующим законодательством.
7.8.3. Сделки, связанные с отчуждением муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений, совершаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
7.9. Передача муниципального имущества в доверительное управление.
7.9.1. Муниципальное имущество может быть передано в доверительное управление в интересах города Новосибирска.
Объектами доверительного управления может быть следующее имущество, находящееся в муниципальной собственности: предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
7.9.2. Передача в доверительное управление муниципального имущества осуществляется на основании распоряжения мэра.
7.9.3. Договор доверительного управления заключается департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, который является учредителем доверительного управления.
7.9.4. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация за исключением унитарного предприятия.
7.9.5. Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления.
7.9.6. Передача муниципального имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему.
7.9.7. Договором доверительного управления могут быть предусмотрены ограничения в отношении действий доверительного управляющего по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности.
7.9.8. Договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет, если иное не установлено законом.
7.9.9. Договор доверительного управления должен быть заключен в письменной форме.
Договор доверительного управления подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством.
7.9.10. Договор доверительного управления имуществом должен содержать:
состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
объем полномочий доверительного управляющего по управлению объектами муниципальной собственности;
условия содержания и обеспечения сохранности переданных в доверительное управление объектов;
условия имущественной ответственности сторон;
срок действия договора;
основания досрочного расторжения договора;
иные условия, предусмотренные законодательством.
7.9.11. Доверительное управление принадлежащими городу Новосибирску пакетами акций в уставном капитале хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положением, утвержденным городским Советом.
7.9.12. Доверительное управление другим муниципальным имуществом осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска и настоящим положением.
7.10. Передача имущества муниципальной казны на хранение.
7.10.1. Имущество муниципальной казны может быть передано на хранение муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям на основании договора хранения. При этом по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
7.10.2. Поклажедателем по договору хранения является департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.
Передача имущества осуществляется по передаточному акту, подписываемому директором департамента, с одной стороны, и директором муниципального предприятия или муниципального учреждения, с другой стороны.
7.10.3. При необходимости изменения условий хранения вещи, предусмотренных договором хранения, хранитель обязан незамедлительно уведомить об этом поклажедателя и дождаться его ответа.
Если изменение условий хранения вещи необходимо для устранения опасности утраты, недостачи или повреждения вещи, хранитель вправе изменить способ, место и иные условия хранения, не дожидаясь ответа поклажедателя.
7.11. Страхование объектов муниципального имущества.
7.11.1. Страхование объектов муниципальной собственности, производимое за счет средств бюджета города, осуществляется в соответствии с Положением о муниципальном заказе.
8. Управление муниципальными унитарными предприятиями
8.1. Правовое положение муниципальных унитарных предприятий, порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", настоящими основными положениями и другими нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
8.2. Муниципальное унитарное предприятие (далее по тексту - унитарное предприятие) - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального унитарного предприятия является собственностью муниципального образования города Новосибирска, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
8.3. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
8.4. В муниципальном образовании город Новосибирск действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - муниципальные предприятия;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - муниципальные казенные предприятия.
8.5. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника имущества - муниципального образования город Новосибирск. Муниципальное образование город Новосибирск не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником этого имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
8.6. Учредителем унитарного предприятия выступает муниципальное образование город Новосибирск.
Решение об учреждении унитарного предприятия принимается мэром Новосибирска. Данное решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Устав унитарного предприятия утверждается департаментом земельных и имущественных отношений г. Новосибирска, который также определяет состав и стоимость муниципального имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
8.7. Уставный фонд муниципального предприятия формируется за счет средств бюджета города, а также ценных бумаг, другого муниципального имущества, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
В муниципальном казенном предприятии уставный фонд не формируется.
8.8. Муниципальное образование город Новосибирск имеет право на получение части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет города часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются положением о порядке создания, ликвидации, реорганизации и управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями в городе Новосибирске, утвержденным решением городского Совета.
Данным положением также регулируется порядок распределения доходов муниципального казенного предприятия.
8.9. Унитарное предприятие распоряжается принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имуществом в соответствии с федеральными законами и положением о порядке создания, ликвидации, реорганизации и управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями в городе Новосибирске, утвержденным решением городского Совета.
8.10. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействиями), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
Департамент вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
8.11. Контроль за деятельностью унитарных предприятий осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципалитета.
9. Управление муниципальными учреждениями
9.1. Общие положения.
9.1.1. Муниципальное учреждение (далее по тексту - учреждение) - некоммерческая организация, выполняющая управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера для нужд населения города и финансируемая полностью или частично за счет средств бюджета города. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и договором о порядке использования закрепленного за учреждением имущества на праве оперативного управления.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник муниципального имущества.
9.1.2. Управление учреждением включает в себя:
решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации учреждений;
определение предмета и целей деятельности учреждения;
утверждение устава учреждения;
назначение и освобождение руководителя учреждения;
установление порядка и условий использования учреждением муниципального имущества, контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества.
9.2. Создание учреждений.
9.2.1. Учреждение создается на основании постановления мэра по представлению департамента и соответствующего структурного подразделения мэрии в соответствии с положением о порядке создания, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утвержденным решением городского Совета.
9.2.2. Учредителем учреждения выступает департамент.
9.2.3. Учредительным документом учреждения является устав, утверждаемый учредителем по согласованию с соответствующим структурным подразделением мэрии и решение собственника о создании учреждения.
Устав учреждения должен соответствовать типовому уставу муниципального учреждения, утвержденному постановлением мэра.
9.2.4. Учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации.
9.3. Имущество учреждений.
9.3.1. Имущество учреждения является муниципальной собственностью и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им.
9.3.2. Закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления за учреждением осуществляет департамент на основании приказа директора департамента и акта приема-передачи (закрепления) имущества, утвержденного директором департамента.
9.3.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
имущество, переданное ему в оперативное управление;
средства, полученные от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности;
кредиты банков и других кредиторов;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
другие, не запрещенные законом поступления.
9.3.4. Собственник вправе изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
9.3.5. Доходы учреждения, полученные от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и в полном объеме учитываются на отдельном балансе и в смете доходов и расходов учреждения. Приобретенное за счет этих доходов имущество является муниципальной собственностью и закрепляется за ним в порядке, установленном подпунктом 9.3.2.
9.3.6. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
9.3.7. Порядок распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений устанавливается положением о порядке распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий и оперативном управлении муниципальных учреждений, утвержденным решением городского Совета.
9.3.8. При осуществлении права оперативного управления учреждение обеспечивает сохранность муниципального имущества и использование его по целевому назначению.
9.4. Управление учреждением.
Руководство учреждением осуществляет руководитель учреждения, назначаемый и освобождаемый от должности мэром либо уполномоченным им должностным лицом по представлению соответствующего структурного подразделения мэрии.
Трудовой договор с руководителем учреждения заключается в соответствии с примерным трудовым договором, утвержденным постановлением мэра.
9.5. Участие структурных подразделений мэрии в управлении учреждениями.
9.5.1. Структурные подразделения мэрии в пределах своих полномочий осуществляют следующие функции:
согласовывают устав учреждения;
осуществляют подбор и представление мэру кандидатуры на должность руководителя учреждения;
вносят предложения по созданию, реорганизации и ликвидации учреждения;
осуществляют контроль за деятельностью учреждения, за использованием по назначению муниципального имущества учреждения и его сохранностью;
представляют интересы учредителя в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
вносят предложения о применении мер ответственности к руководителям учреждений;
создают и организуют деятельность балансовых и аттестационных комиссий;
выполняют другие функции, предусмотренные нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
9.6. Реорганизация и ликвидация учреждений.
9.6.1. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляется на основании постановления мэра по представлению департамента и соответствующего структурного подразделения мэрии в соответствии с положением о порядке создания, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утвержденным решением городского Совета.
9.6.2. Учреждение считается прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
9.6.3. Имущество ликвидированного учреждения после расчетов с кредиторами передается департаменту.
10. Защита права муниципальной собственности
10.1. Защита права муниципальной собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
10.2. Муниципальная собственность может быть истребована из чужого незаконного владения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
10.3. Муниципалитет города Новосибирска, осуществляющий права собственника, вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Мэра г. Новосибирска от 31 декабря 2002 г. N 2979-р "Об Основных положениях о порядке управления и распоряжения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.