1. О рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что аукционной комиссией заказчика неправомерно отказано заявителю в допуске к участию в аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявок неправомерно содержит взаимоисключающие положения в отношении слов "не превышает", "не должно превышать", что препятствует подаче заявок на участие в аукционе. Учитывая, что порядок заполнения заявок не установлен заказчиком надлежащим образом, аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отклонении заявки заявителя. Выдано предписание о пересмотре заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 01.02.2016 N К-132/16
(номер извещения 0173100004515002177)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.12.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 474 030 892,16 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 25.01.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано *** с предложением о цене контракта 455 069 656,48 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе установлены, в том числе правила заполнения заявки на участие в Аукционе: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значение показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слов "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", "или", "либо" (за исключением случаев, установленных настоящей документацией), "может", "должен", "должен быть", "превышает", "не превышает" (с учетом всех форм) и т.п., то есть должны быть конкретными. Под неконкретными показателями понимаются показатели значений, которые указываются с теми же словами и знаками, сопровождающими числовые значения, а также значения, имеющие варианты выбора, которые установлены в наименовании и описании объекта закупки.
Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и (или) нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", "более", "менее", "от", "до", ">", "", "", "<", а также сопровождается словами "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", при указании диапазона с использованием символа "-", а также если верхний и нижний предел диапазона установлены символом "", участником закупки в предложении устанавливается единственное конкретное значения, если иное не следует из данной инструкции" (далее - Положение инструкции N 1).
Вместе с тем, указанная инструкция содержит также следующие правила заполнения заявки на участие в Аукционе в отношении показателей, которые указываются в точном соответствии с требованиями Заказчика, а именно: "теплового оборудования кухонного отсека должна быть на одном уровне и не превышать 850 мм. Высота от пола до горловин котлов не должна превышать 1100 мм", "Температура на поверхностях облицовок тепловых блоков, за исключением "тепловых мостов", дымоходов, шиберов, форсунок и дверок топок не должна превышать 80°С" (далее - Положение инструкции N 2).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет однозначно определить какими положениями указанной инструкции необходимо руководствоваться при заполнении соответствующих заявок для участия в Аукционе: с сопровождением словами "не превышает", "не должно превышать", либо на основании положений инструкции, согласно которым значения и наименования показателей указываются в точном соответствии с требованиями Заказчика, в том числе со словами "должен", "должен быть", "превышает", "не превышает" (с учетом всех форм).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации ненадлежащим образом инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 21.01.2016 N 0173100004515002177-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 2 таблицы Приложения N 2 к документации об Аукционе установлены следующие требования к кухне-столовой возимой в кузове-контейнере переменного объема в разделе "требования к эргономике и технической эстетике": "высота рабочих столов вспомогательного и теплового оборудования кухонного отсека должна быть на одном уровне и не превышать 850 мм. Высота от пола до горловин котлов не должна превышать 1100 мм", а также в разделе "требования по безопасности": "температура на поверхностях облицовок тепловых блоков, за исключением "тепловых мостов", дымоходов, шиберов, форсунок и дверок топок не должна превышать 80°С".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие показатели кухни-столовой: "высота рабочих столов вспомогательного и теплового оборудования кухонного отсека находится на одном уровне и не превышать 850 мм. Высота от пола до горловин котлов не должна превышать 1100 мм", а также в разделе "требования по безопасности": "температура на поверхностях облицовок тепловых блоков, за исключением "тепловых мостов", дымоходов, шиберов, форсунок и дверок топок не превышает 80°С", что соответствует требованиям Положения инструкции N 2.
Учитывая изложенное, а также, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет однозначно определить какими положениями указанной инструкции необходимо руководствоваться при заполнении соответствующих заявок для участия в Аукционе: с сопровождением словами "не превышает", "не должно превышать", либо на основании положений инструкции, согласно которым показатели указываются в точном соответствии с требованиями Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что Единой комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктами 10.2 - 10.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара), несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара, Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт поставки Товара, несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара. Размер штрафа определяется в виде фиксированной суммы в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063
В случае нарушения Поставщиком (до подписания Акта приема-передачи Товара) сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.8. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.8. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.8. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расходы, понесенные Заказчиком в связи с возвратом (заменой) Товара, подлежат возмещению Поставщиком.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства. Размер штрафа определяется в виде фиксированной суммы в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного расчета за поставленный Товар за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату".
Таким образом, в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафов и пени за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, указанных в пунктах 1, 2 настоящего решения путем пересмотра заявок.
2. О неправомерном заключении контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела обращение, мотивированное тем, что заказчик неправомерно не исполнил ранее выданное предписание и заключил контракт с единственным поставщиком.
Комиссией установлено, что заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Предписание не выдано, поскольку заключен контракт. Следует обратить внимание, что в рассматриваемом случае у ФАС России отсутствуют полномочия по выдаче предписания, поскольку в соответствии с Законом о контрактной системе расторжение контракта осуществляется исключительно по соглашению сторон, по решению суда, в одностороннем порядке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.02.2016 N ВП-53/16
(номер извещения 0372100006815000008)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:
1. Заказчиком не исполнено предписание от 04.12.2015 по делу К-1677/15, выданное на основании решения Комиссии от 04.12.2015 по делу К-1677/15.
2. Заказчиком неправомерно принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вместо проведения электронного аукциона.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 20.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 965 589 570 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе -18.01.2016.
5) 18.12.2015 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено.
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30.11.2015 (исх. N 30В) *** обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Комиссия, рассмотрев 04.12.2015 жалобу ***, решила признать указанную жалобу обоснованной в части неправомерного объединения в один объект закупки выполнения строительно-монтажных работ и поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой, в действиях Заказчика выявлены нарушения частей 12, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 04.12.2015 по делу N К-1677/15, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы *** Заказчику предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 04.12.2015 по делу N К-1677/15 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт); назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 предписания назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона; уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 04.12.2015 по делу N К-1677/15.
18.12.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона от 18.12.2015 N ИИ2, а также внесены изменения в документацию об Аукционе с учетом решения Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 04.12.2015 по делу N К-1677/15.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих неисполнение Заказчиком предписания от 04.12.2015 по делу N К-1677/15.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В силу положений части 5 указанной статьи Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Положениями статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
28.12.2015 Заказчиком на Официальной сайте размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от 28.12.2015 N 0372100006815000009 с начальной максимальной ценой контракта 985 100 000, код по ОКПД - 45.21.15.130.
Учитывая, что положениями статьи 93 Закона о контрактной системе не предусмотрено право осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с отменой электронного аукциона, а также, что Заказчиком соответствующего обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в ФАС России не представлено, действия Заказчика, осуществляющего закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
30.12.2015 Заказчиком на Официальной сайте размещен государственный контракт (реестровая запись N 1781105706415000002) от 29.12.2015, заключенный с Федеральный государственным унитарным предприятием "Дирекция строящихся объектов "Федерального медико-биологического агентства" по вышеуказанной цене контракта на оказание услуг по осуществлению функций Технического заказчика (в том числе строительного контроля и авторского надзора) с выполнением строительно-монтажных работ и поставки оборудования по объекту: "Реконструкция научно-производственной базы и строительство корпуса для размещения клинико-токсикологического центра химической безопасности Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства" (г. Санкт-Петербург)".
Таким образом, действия Заказчика, заключившего Контракт от 29.12.2015 N 03-10/28.15ЕП без проведения конкурентной процедуры определения подрядчика (исполнителя) нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что заключен контракт, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Об описании объекта закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрело обращение, мотивированное тем, что заказчик неправомерно объединил в объект закупки выполнение строительных работ и проектирование.
Комиссия не нашла подтверждение доводам. При этом при проведении внеплановой проверки установлено, что заказчиком неправомерно установлена сопоставимость опыта выполнения работ для подтверждения квалификации участниками закупки. Вместе с тем, указанное нарушение устранено заказчиком самостоятельно.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.02.2016 N ВП-66/16
(номер извещения 0172200002515000361)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями:
1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по подготовке проектной документации и капитальному ремонту.
2. Проект контракта Конкурсной документации содержит неправомерное требование о предоставлении подрядчиком (исполнителем) нового обеспечения исполнения контракта в случае недействительности первоначально представленного.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 21.12.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 170 219 918 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 11.02.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что объектом закупки является выполнение строительных работ на основании разработанной проектно-сметной документации. При этом проектно-сметная документация разработана (положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России") и размещена в составе Конкурсной документации на Официальном сайте. При этом при исполнении контракта требуется разработка рабочей документации на основании указанной проектно-сметной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В пункте 8.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено следующее условие: "в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней предоставить иное (новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта)".
Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются, в том числе, требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Также пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по объекту: "строительство продолжения Софийской улицы до Московского шоссе, промышленной зоны "Металлострой" Вторая очередь - строительство продолжения Софийской улицы до пересечения с автодорогой на Колпино с устройством выхода в промзону "Металлострой" 2 ПК (строительство автомобильной дороги от пересечения с Софийской улицей на ПК 60+22 до путепровода через ж.д. Санкт-Петербург-Москва (включая путепровод)" с разработкой рабочей документации. Остатки работ по участку ПК0 - ПК34+43 для нужд Санкт-Петербурга" при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 1 170 219 918 рублей, в связи с чем проведение Конкурса относится к случаю, предусмотренному в пункте 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что пунктом 2.1.1 Конкурсной документации в редакции от 21.12.2015 к участнику Конкурса предусмотрено дополнительное требование о "наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают части 4, 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, в что на дату проведения внеплановой проверки указанные нарушения положений Закона о контрактной системы Заказчиком, Уполномоченным органом устранены путем внесения соответствующих изменений от 15.01.2015 N ИИ2.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия решила признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 4, 5 статьи 56 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что выявленные нарушения устранены, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассматриваются вопросы о неправомерных отказах заявителю в допуске к участию в аукционе, о рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о неправомерном заключении контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обращается внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок. В связи с этим размер неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств заказчиком подлежит включению непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Приведены примеры из практики по жалобам на неправильное описание объекта закупки заказчиком.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.