1. В документации о закупке заказчик должен утвердить план выполнения работ.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - Закупка).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В Конкурсной документации установлен критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также критерий "Квалификация участников закупки".
Количество баллов по показателям критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
0 баллов - не предоставление информации или не раскрытие темы;
5 баллов - не отображение полной и детальной информации;
10 баллов - предоставление полной и детальной информации, которая соответствует требованиям конкурсной документации и охватывает все аспекты данного показателя.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели: "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ; Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
0 баллов - необеспеченность;
25 баллов - частичная обеспеченность;
50 баллов - достаточная обеспеченность.
Вместе с тем, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость количества выставляемых баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также в связи с отсутствием предмета оценки по критерию "Квалификация участников закупки" (Заказчиком не установлено какое именно оборудование подлежит оценке).
Таким образом, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Кроме того, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлено условие о порядке оплаты работы, а именно отсутствует конкретный размер аванса, а также установлены не предусмотренные Законом о контрактной системе требований к целям расходования аванса.
Также в Конкурсной документации Заказчиком установлен срок окончания действия банковской гарантии не соответствующий части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а именно в соответствии с пунктом 5.1 проекта государственного контракта: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 19.11 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлен, срок окончания государственного контракта - "31" июля 2020 г.", вместе с тем пунктом 17.12 части 17 "Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры" Конкурсной документации установлено: "Срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также срок, на который перечисляются денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта: до 31.12.2016 г.".
В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила) размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
В пункте 5.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту).
Вместе с тем, Календарный график является незаполненной формой, которая заполняется по итогам определения подрядчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации график выполнения работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 17.11 части 17 "Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры" Конкурсной документации установлено: "Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в пункте 17.11. настоящего раздела; 2) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке". Вместе с тем, согласно пункту 17.11 части 17 "Размер и условия обеспечения исполнения контракта. Антидемпинговые меры" в Приложении N 6 к Конкурсной документации установлена форма банковской гарантии из чего следует, что не соответствие указанной форме банковской гарантии является основанием для отказа в принятии ее Заказчиком.
Таким образом, действия Заказчика, установившего не предусмотренные Законом о контрактной системе основания для непринятия банковской гарантии, нарушают часть 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2015 г. по делу N К-66/15/АК1072-15)
2. Комиссия заказчика не вправе допускать до участия в закупке организацию, в составе заявки которой не представлена опись документов.
Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Согласно пункту 3.2.6 Конкурсной документации "все листы поданной в письменной форме заявки, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки".
Согласно материалам настоящего дела, том 2, том 3 заявки единственного допущенного к участию в Конкурсе участника закупки ОАО "М", не содержат опись входящих в их состав документов, что не соответствует пункту 3.2.6 Конкурсной документации.
Следовательно, действия Конкурсной комиссии неправомерно признавшей заявку участника закупки ОАО "М" соответствующей требованиям Конкурсной документации, не соответствуют части 4 статьи 51, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 3 статьи 56, пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе N017от 08.05.2015 (далее - Протокол рассмотрения единственной заявки), должностным лицом, ответственным за принятие решения о признании заявки участника закупки ОАО "М" соответствующей требованиям Конкурсной документации является председатель конкурсной комиссии М.
Таким образом, в действиях М., выразившихся в принятии решения о признании заявки участника закупки ОАО "М" соответствующей требованиям Конкурсной документации, а также за не исполнении Предписания, содержится состав административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 7.30 и частью 7 статьи 19.5 КоАП.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.12.2015 г. по делу N К-445/15/АК469-15)
3. При проведении закупки на выполнение строительных работ заказчик должен установить в документации о закупке требование о наличии допуска саморегулируемой организации на организацию работ.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции и перепланировке административного здания.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса содержит, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документации по Конкурсу 10.12.2014 размещена Заказчиком на Официальном сайте не в полном объеме, вместе с тем, 16.12.2014 Заказчиком внесены изменения N ИИ1, согласно которым проектно-сметная документация по Конкурсу размещена на Официальном сайте в полном объеме.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является выполнение работ по реконструкции и перепланировке административного здания по адресу: ул. Рождественка, д. 1, стр. 1.
При этом информационной картой Конкурсной документации установлены следующие требования к заявкам на участие в Конкурсе: "Заявка на участие в конкурсе должна содержать в том, числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии таких документов: Свидетельство или копия свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, 28 N п/п Наименование Информация капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624, включающее следующие виды работ:
В случае выполнения работ собственными силами:
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках:
1.1. Разбивочные работы в процессе строительства;
1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений;
2. Подготовительные работы:
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений;
2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов;
3. Земляные работы:
3.1. Механизированная разработка грунта;
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы;
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;
9. Работы по устройству каменных конструкций:
9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой;
10. Монтаж металлических конструкций:
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций;
11. Монтаж деревянных конструкций:
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами;
12.5. Устройство оклеечной изоляции;
12.8. Антисептирование деревянных конструкций;
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений:
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации;
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления;
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха;
15.5. Устройство системы электроснабжения;
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения.
В случае привлечения субподрядчиков:
Свидетельство или копия свидетельства, включающее вид работ - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или Заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство) Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624) разрешающее выполнение соответствующего вида работ с ценой договора, определенной по результатам конкурса;
Свидетельство саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающее следующие виды работ:
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка;
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта;
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения;
2. Работы по подготовке архитектурных решений;
3. Работы по подготовке конструктивных решений;
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения;
4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации;
4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения;
4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем;
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами;
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов;
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне;
7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов;
8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, 31 N п/п Наименование Информация продлению срока эксплуатации и консервации;
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения.
В случае привлечения субподрядчиков:
Свидетельство или копия свидетельства, включающее вид работ - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) (п. 13.) Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624), разрешающие выполнение соответствующего вида работ с ценой договора, определенной по результатам конкурса".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающее виды работ по подготовке проектной документации, установлены ошибочно и, что Заказчиком в Конкурсной документации имелась в виду разработка рабочей документации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требования о наличии у участников закупок свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил , лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные, экологические и иные характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 30%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 10%).
На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки по показателям "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию, отсутствием показателей, определяющих сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету контракта, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.12.2015 г. по делу N К-1893/15/АК1024-15)
4. Заказчик должен в срок, установленный в Законе о контрактной системе разместить заключенный государственный контракт в единой информационной системе.
Заказчиком проведен запрос котировок на поставку дополнительного навесного оборудования к мини-погрузчику (далее - Запрос котировок).
В соответствии с частью 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта.
Вместе с тем, Заказчиком информация об исполнении контракта от 25.12.2014 по государственному контракту N 8 от 18.09.2014 направлена в Реестр 28.01.2015 с нарушением срока, установленного частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП, за несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2015 г. по делу N П-272/15/АК1036-15)
5. Заказчик должен составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и разместить его в единой информационной системе до 1 апреля года соответствующего года.
ФАС России провела внеплановую проверку действий Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при исполнении Заказчиком в 2014 году обязательств, установленных частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года Заказчиком составляется отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона о контрактной системе, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.
Вместе с тем, отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за период 2014 года (далее - Отчет) размещен в единой информационной системе 03.08.2015.
Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП за размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2015 г. по делу N П-514/15/АК1076-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Затронуты вопросы содержания документации о закупках. Указано, что в такой документации заказчик должен утвердить план и график выполнения работ, а также установить надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в госзакупке. При закупке на выполнение строительных работ заказчик должен установить в документации требование о наличии допуска СРО на организацию работ.
Комиссия заказчика не вправе допускать до участия в закупке организацию, в составе заявки которой не представлена опись документов.
Затронуты вопросы размещения информации об исполнении госконтракта. Заказчик должен в срок, установленный в Законе о контрактной системе, разместить заключенный госконтракт в единой информационной системе. Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства должен быть размещен до 1 апреля соответствующего года.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.