Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2015 г. N 3-5-15/00-08-15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело N 3-5-15/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения осенью 2014 года на федеральных каналах рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети "БиЛайн" (ОАО "ВымпелКом"),
в отсутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ОАО "ВымпелКом" (адрес: ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083) - не явился, надлежащим образом уведомлен,
заявителя:
ООО "Т2 Мобайл" (адрес: Ленинградское шоссе, д. 39А, стр. 1, г. Москва, 125212) - <...> (доверенность б/н от 09.06.2015), <...> (доверенность б/н от 09.06.2015), установила:
В ФАС России поступило заявление ООО "Т2 Мобайл" (бренд Теле2) о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети "БиЛайн" (ОАО "ВымпелКом"), распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах.
В рекламном ролике продолжительностью 30 секунд был приведен диалог следующего содержания:
- Уважаемый, такси!? Куда ехать?
- Подвезти?
- А сколько?
- Да ни сколько!
- Помедленнее!
- Чем быстрее - тем бесплатнее! Только для абонентов Билайн быстрый 4G интернет безлимитно и бесплатно. Подключайтесь к Билайн!
- Правда бесплатно?
- Бесплатно, даром, no money, за дармо!
- Как,
- За так!
Билайн. Просто. Удобно. Для тебя! Представленный аудиоряд в совокупности с видеорядом воспринимается как гарантия того, что "БиЛайн" предоставляет своим абонентам услугу доступа в Интернет 4G бесплатно и безлимитно.
Однако в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводятся дополнительные условия доступа к 4G Интернету:
1. Для тарифов с включенным интернет-трафиком или опциями ("Все!", "Хайвей" и др.);
2. Для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 интернет-трафик, включенный в тариф или предоставленный в рамках опции, не расходуется при нахождении абонента в сети 4G; использование услуги в сети 4G не ограничено;
3. Подробнее об условиях акции и ее доступности - на beeline.ru. Вместе с тем указанный текст в дисклеймерах не представляется возможным прочесть за 5 секунд, в виду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию.
Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении "4G безлимитно и бесплатно", и содержание рекламного ролика дает потребителям основание полагать, что данная услуга предоставляется бесплатно без каких-либо ограничений и условий.
На сайте ОАО "ВымпелКом" http://moskva.beeline.ru/customers/help/mobile/mobilnyy-internet/4g/ размещена информация об услуге доступа в Интернет 4G.
Для того, чтобы подключить данную услугу необходимо приобрести мобильное устройство с поддержкой 4G в случае его отсутствия, получить USIM-карту с поддержкой 4G (предоставляется бесплатно с сохранением номера) и подключить тариф "ВСЁ" или опцию "Хайвей".
Согласно условиям опции "Хайвей", размещенным на сайте http://moskva.beeline.ru/customers/products/mobile/services/details/highw ay-3gb-plata-vsutki/, абонентская плата за пользование составляет 13 руб. в сутки, интернет-трафик на месяц предоставляется в объеме 3 ГБ, и при исчерпании лимита предусмотрено:
1. При исчерпании скоростного трафика услуга доступа в интернет будет предоставляться на скорости до 64 Кбит/с до начала следующего расчетного периода;
2. На тарифах предоплатной системы расчетов при исчерпании пакета автоматически подключаются добавочные пакеты скоростного трафика стоимостью 20 руб. за каждые 150 Мб;
3. Если при исчерпании скоростного трафика средств для подключения дополнительного пакета будет недостаточно, скорость может быть снижена до 64 Кбит/с;
4. Чтобы отключить автоматическое подключение добавочных пакетов ("Автопродление скорости"), наберите номер 06747177780 или команду *115*230#.
По условиям тарифов семейства "ВСЁ!" стоимость тарифа состоит из абонентской платы, и абоненту в месяц выделяется без доплат объем интернет-трафика от 1 ГБ до 10 ГБ в зависимости от выбранного тарифа. Когда установленный лимит закончится, абоненту автоматически подключается услуга "Автопродление скорости" - каждые 150 МБ дополнительного интернета будут стоить 20 рублей.
Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в месяц при нахождении в сети 4G возможно только в объеме, включенном в тариф, с последующей оплатой трафика при превышении установленного лимита, и только для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 использование услуги в сети 4G было не ограничено.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию - 4G безлимитно и бесплатно, которое указано крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (4G безлимитно и бесплатно).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация о необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита, установленного тарифами, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно действительной стоимости услуг доступа в Интернет 4G сети "Билайн".
Таким образом, в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети "Билайн", распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах, усматриваются нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО "ВымпелКом" (юридический адрес: ул. Восьмого Марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.07.1993).
На основании части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся осенью 2014 г. на федеральных каналах рекламу услуг доступа в Интернет 4G сети "БиЛайн", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления указанных услуг, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.
2. Выдать ОАО "ВымпелКом" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО "ВымпелКом".
Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2015 г. N 3-5-15/00-08-15
Текст решения официально опубликован не был