Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2015 г. N 3-5-12/00-08-15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело N 3-5-12/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ОАО "МТС" рекламы тарифной опции "МТС Планшет Mini" в январе-марте 2015 года на федеральных телеканалах,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ОАО "Мобильные ТелеСиситемы" (адрес: ул. Марксистская, д. 4, г. Москва, 109147) - (адрес: ул. Марксистская, д. 4 г. Москва, 109147, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000) - <...> (доверенность N 0189/11 от 06.06.2011),
заявителя:
ООО "Т2 Мобайл" (адрес: Ленинградское шоссе, д. 39А, стр. 1, г. Москва, 125212) - <...> (доверенность б/н от 09.06.2015), <...> (доверенность б/н от 09.06.2015), установила:
В ФАС России поступило обращение ООО "Т2 Мобайл" с претензией к рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini", распространявшейся в январе-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.
В рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" в форме текста и аудио-сообщения указывалось на предоставление бесплатного трафика в объеме 500 МБ в месяц при пользовании мобильным интернетом 4G:
"Расправьте крылья с мобильным 4G интернетом "МТС Планшет Mini". Каждый месяц 500 МБ бесплатно. МТС - на шаг впереди".
При этом в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводится иная информация о данной опции и условиях ее использования:
1) 4GLTE - технология предоставления доступа в сеть интернет.
2) В рамках опции "МТС Планшет Mini" (Mini = Мини) абоненту бесплатно предоставляются 500 МБ в месяц (17 МБ в день из расчета 30 дней в одном календарном месяце). За остальной трафик плата списывается только в дни пользования Интернетом.
3) Опция "МТС Планшет Mini" доступна для подключения только на тарифном плане "МТС Коннект-4". Опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Стоимость подключения опции - 30 руб. Подробности на сайте www.planshet.mts.ru
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию. Кроме того, содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра.
Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении "с мобильным 4G Интернетом "МТС Планшет Mini". Каждый месяц 500 МБ бесплатно.", и содержание рекламы дает потребителям основание полагать, что в течение месяца имеется возможность использовать 500 Мб бесплатного трафика в любой удобный потребителю день как в полном объеме, так и частично без каких-либо дополнительных ограничений.
Согласно условиям тарифной опции "МТС Планшет Mini", размещенным на сайте ОАО "МТС" www.mts.ru, стоимость подключения опции составляет 30 рублей, опция доступна на всей территории России в зоне действия сети МТС только абонентам г. Москвы и Московской области, в рамках опции абонентам ежедневно при выходе в Интернет предоставляется бесплатный пакет трафика 17 Мб, при превышении квоты 17 Мб пакет пошагово увеличивается в зависимости от объема потребляемого трафика (до 50 Мб, до 100 Мб, до 500 Мб, до 1 Гб, до 5 Гб) со списанием определенных сумм (10 рублей или 20 рублей) в счет оплаты за каждое увеличение трафика, далее с наступлением новых суток вновь предоставляется бесплатный пакет 17 Мб, при превышении квоты трафика 5 Гб в сутки доступ в Интернет приостанавливается.
Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в объеме 500 Мб в месяц при нахождении в сети 4G возможно только ежедневными порциями в объеме 17 Мб с последующей оплатой трафика при превышении данного лимита, и потребители лишены возможности по своему усмотрению использовать бесплатно в течение месяца 500 Мб трафика.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию - каждый месяц 500 МБ бесплатно, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (каждый месяц 500 МБ бесплатно).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации - способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования тарифной опции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация об установленном ежедневном лимите использования бесплатного трафика в течении месяца при подключении тарифной опции и необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий использования тарифной опции и стоимости услуг при ее подключении.
Таким образом, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini", распространявшейся с февраля 2015 г. на федеральных каналах, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (ОАО "МТС") (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).
На основании части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в январе-марте 2015 года на федеральных каналах рекламу тарифной опции "МТС Планшет Mini", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления указанных услуг, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.
2. Выдать ОАО "Мобильные ТелеСистемы" предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО "Мобильные ТелеСистемы".
Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2015 г. N 3-5-12/00-08-15
Текст решения официально опубликован не был