1. В соответствии с Законом о закупках заказчик должен размещать на официальном сайте планы закупки товаров, работ, услуг, а также планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установило следующие обстоятельства.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год, а также план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет.
Согласно части 9 статьи 8 Закона о закупках, с 1 января 2013 года до 1 января 2015 года планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещаются заказчиками в единой информационной системе на трехлетний срок.
В соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 6 Положения о закупке установлено, что порядок формирования, сроки размещения в единой информационной системе, требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 908 утверждено "Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - Положение о размещении информации).
Согласно пункту 14 Положения о размещении информации, размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.
Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 4, части 9 статьи 8 Закона о закупках, план закупки товаров, работ, услуг, а также план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, Заказчиком в единой информационной системе не размещены.
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП, за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2015 г. по делу N АК885-15)
2. В соответствии с Законом о закупках план закупок должен быть размещен заказчиком на следующий год не позднее 31 декабря текущего года.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, установило следующие обстоятельства.
В нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), пункта 14 Положения о размещении на официальном сайте информации закупке нарушены сроки размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru плана закупок на 2015 год, а именно план закупок размещен 03.12.2015, то есть позднее 31.12.2014.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 30.12.2015 г. по делу N АК1108-15)
3. Коллективный участник должен соответствовать требованиям документации как одно лицо.
ГУП (далее - Заказчик) размещен аукцион в электронной форме на право заключения договора на выполнение ремонтных работ с элементами реставрации (далее - Аукцион).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Согласно пункту 5.7 Документации, регламентирующему особенности участия в Аукционе нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника Аукциона, или нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника Аукциона, нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника Аукциона (коллективного участника), каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 5.7.5 Документации заявка коллективного участника подается с учетом дополнительных требований, в том числе:
"... заявка на участие в закупке должна включать документы, указанные в п. 5.1.7 Раздела 1 Документации о закупке, для каждого члена коллективного участника, а также документы, подтверждающие соответствие члена коллективного участника хотя бы одному из специальных требований, указанных в п. 20 Информационной карты Раздела 2 документации о закупке, в совокупности коллективный участник должен соответствовать всем установленным требованиям...".
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований, указанных в пункте 5.7.5 Документации, к коллективному участнику Аукциона являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/15/АК937-15)
4. Устанавливая требования к участникам закупки в документации, заказчик должен установить их исчерпывающий перечень и раскрыть содержание таких требований.
ФГУП (далее - Заказчик) провел закупку на поставку стекломагниевых листов с профилем (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупках товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно материалам настоящего дела, в подпункте 7 пункта 12 извещения о проведении Закупки установлено следующее требование к участникам Закупки: "показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости".
Вместе с тем, из извещения и документации о проведении данной Закупки не представляется возможным определить, какие показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки свидетельствуют о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в подпункте 12 пункта 13 извещения о Закупке установлено, что, если участник закупки не является изготовителем предлагаемого товара, в составе заявки на участие в закупке должны быть приложены документы, заверенные печатью изготовителя и подписью ответственного лица изготовителя с указанием контактных данных такого лица, подтверждающие права на предложение, распространение фирменных гарантийных обязательств от изготовителя товара, предлагаемого в рамках настоящей закупки.
Учитывая изложенное, в отсутствие обязанности изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с требованиями подпункта 12 пункта 13 извещения о проведении Закупки всецело зависит от волеизъявления третьего лица - изготовителя закупаемого товара.
Таким образом, при проведении Закупки Заказчиком нарушены пункт 9 части 10 статьи 4, пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствия с пунктом 15.2 извещения о проведении Закупки товар должен соответствовать техническим требованиям, установленным Извещением, и соответствовать требованиям технических нормативов, обязательных стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) на данный вид и категорию товара, действующих на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в документации о Закупке не указано, какому конкретно ГОСТ, ТУ должен соответствовать закупаемый товар, что препятствует подготовке заявки на участие в закупке.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2015 г. по делу N АК1016-15)
5. Комиссия заказчика не вправе допускать до участия в закупке организацию, заявка которой не соответствует требованиям документации.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Протоколу от 19.03.2015 N 6/247/27519 к участию в Конкурсе допущены ОАО ВО "Э", ООО "И", заявки которых соответствуют требованиям Документации.
Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России представлена выписка из экспертного заключения, согласно которой в составе заявки ОАО ВО "Э" указаны замечания по банковской гарантии, а именно: сумма активов за 2014 год составила 529 503 449 тыс. руб., сумма собственного капитала за 2014 год составила 45 219 314 тыс. руб., в составе заявки ООО "И" среднегодовая сумма выполненных обязательств за два года (2013-2014) составила 236 675 739,19 руб., что на 98 790 907,06 руб. меньше среднегодовой стоимости закупки.
В соответствии с пунктом 2.4.8.2.7 Документации гарантом по банковской гарантии может выступать кредитная организация соответствующая следующим требованиям:
Требования к кредитным организациям:
1.1.1.a. На все банки-гаранты, в уставном капитале которых доля Правительства российской Федерации либо Центрального Банка Российской Федерации составляет более 50% и с суммой активов свыше 500 млрд. рублей, ограничения по сумме принимаемых банковских гарантий не устанавливаются.
1.1.1.b. К прочим банкам-гарантам предъявляются следующие требования:
- должен обладать действующей лицензией на банковскую деятельность, выданной Банком России, и в отношении данной кредитной организации не должно действовать каких-либо установленных в индивидуальном порядке Банком России ограничений на проведение отдельных операций;
- должен являться участником Системы страхования вкладов;
- не находится в процессе ликвидации или банкротства;
- устанавливаются следующие требования к банкам-гарантам:
Минимально допустимая сумма активов гаранта, млрд. рублей |
Минимально допустимая сумма собственного капитала, млрд. рублей |
Необходимость применения критерия наличия кредитного рейтинга |
Доля участия юридических и/или физических лиц резидентов РФ |
750 |
50 |
Критерий применяется в обязательном порядке |
Не менее 50% + 1 акция |
Согласно подпункту г пункта 2.3.1.2 Документации чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получение права заключить Договор, Участник Конкурса должен отвечать в том числе следующему требованию: должен иметь за последние 5 лет не менее одного завершенного договора, аналогичного по поставляемой продукции (в т. ч. объемам поставок и общей сумме договоров), при этом среднегодовая сумма выполненных обязательств Участника по заключенным договорам поставки аналогичной продукции за последние 2 года должна быть не менее среднегодовой лимитной суммы проводимого конкурса.
Комиссия ФАС России по результатам анализа представленных Заказчиком заявок участников ОАО ВО "Э", ООО "И" установила факт несоответствия указанным выше требованиям Документации.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, действия Конкурсной Комиссии по допуску к участию ОАО ВО "Э", ООО "И" являются неправомерными, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2015 г. по делу N 223ФЗ-61/15/АК832-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены вопросы размещения заказчиком плана закупок и требований к участникам закупок. Сделаны следующие выводы.
Заказчик должен размещать на официальном сайте планы закупки товаров, работ, услуг, а также планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. План закупок на следующий год должен быть размещен не позднее 31 декабря текущего года.
Коллективный участник должен соответствовать требованиям документации как одно лицо.
Устанавливая требования к участникам закупки в документации, заказчик должен определить их исчерпывающий перечень и раскрыть содержание таких требований. Комиссия заказчика не вправе допускать до участия в закупке организацию, заявка которой не соответствует требованиям документации.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.