Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2016 г. N 78-АПГ15-25
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Саськова К.Ю.
на решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2015 года об отказе Саськову К.Ю. в удовлетворении административного искового заявления
о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года N 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Саськова К.Ю. и его представителя - адвоката Кулакова А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга Каргина И.Н., Курочкиной Е.О. и Борченко А.В., возражавших против отмены решения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года N 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" утверждён Порядок внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (приложение N 1), Порядок ведения реестра месячных и годовых парковочных разрешений (приложение N 2), Положение о парковочном разрешении жителя, Положение о парковочном разрешении инвалида, Положение о парковочном разрешении многодетной семьи.
Саськов К.Ю. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании противоречащими статье 156 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 1, части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации, подпункту 2 пункта 1 статьи 1.3, пункту 5 статьи 4.1, пункту 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункту 2 пункта 1 статьи 7, статье 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статье 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", Федеральному закону от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" и недействующими пункта 5.4 Порядка внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге (приложение N 1 к постановлению), предложений 3, 4 пункта 10 Порядка ведения Реестра месячных и годовых парковочных разрешений (приложение N 2 к постановлению), пункта 1.2, абзацев второго и третьего пункта 2.1; пунктов 2.2, 2.4.2 и пункта 2.4.4 в части слов "а также если запрос документов в соответствии с пунктом 2.4.2 настоящего Положения не дал результатов", абзацев четвертого, пятого, шестого пункта 2.4.5, пунктов 3.1, 4.1 и пункта 4.2 в части слов "со дня направления уведомления", пунктов 5.1, 5.3, 6.1, 6.2.3, 6.2.4, абзацев второго, третьего и четвёртого пункта 6.2.5 Положения о парковочном разрешении жителя, пунктов 2.5.5, 3.1, 5.1, 6.1 Положения о парковочном разрешении многодетной семьи.
Заявление мотивировано тем, что Саськов К.Ю. является членом многодетной семьи и собственником жилого помещения в многоквартирном доме в зоне платной парковки, правовое регулирование в оспариваемой им части нарушает жилищные права административного истца, право беспрепятственно пользоваться территорией общего пользования, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, получать государственные услуги в порядке межведомственного взаимодействия, необоснованно устанавливает дополнительную административную ответственность; отдельные положения оспариваемого акта не соответствуют принципам правовой определённости.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 8 сентября 2015 года Саськову К.Ю. в принятии заявления об оспаривании подпункта 4.2 приложения N 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года N 1294 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" отказано.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2015 года заявленные требования Саськова К.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Саськов К.Ю. просит решение суда отменить, как постановленное на неправильном применении норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Санкт-Петербурга и прокуратурой г. Санкт-Петербурга представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном постановлении.
При вынесении решения суд исходил из того, что доводы заявителя по существу сводятся к понуждению Правительства Санкт-Петербурга расширить круг лиц, пользующихся преференциями при оплате парковочных мест, в то время как субъект Российской Федерации при реализации предоставленных ему полномочий по организации парковочных мест на платной основе вправе самостоятельно определить порядок оплаты, а также лиц, которым предоставляются льготы.
Выводы суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
По мысли федерального законодателя, парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения (пункт 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 3, пунктов 3.1, 3.2, 3.3 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стоянка (парковка) транспортных средств - элемент обустройства автомобильных дорог; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, - прерогатива органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют мероприятия по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов. Парковки (парковочные места) в границах населённых пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 2.1 статьи 21 Федерального закона" имеется в виду "части 1 статьи 21 Федерального закона"
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга, принимая решение о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест) и в связи с этим устанавливая порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), а также определяя порядок и условия оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, действовало в рамках компетенции и прав заявителя не нарушило.
Введение режима работы платных парковок, определение способов оплаты парковочной сессии и срока действия парковочного разрешения, установление порядка обращения за парковочным разрешением жителя, в том числе лиц, имеющих право льготной оплаты и (или) бесплатного пользования парковочным местом на платных парковках в границах соответствующей парковочной зоны, определение способов передачи заявления при обращении жителей в МФЦ за парковочным разрешением, определения перечня документов, представляемых в МФЦ вместе с указанным заявлением, наделение МФЦ полномочием запрашивать в порядке межведомственного информационного взаимодействия необходимые для предоставления парковочного разрешения жителя документы, если такие документы находятся в распоряжении соответствующих муниципальных и государственных органов, определения условий приостановления, изменения и аннулирования записей о парковочном разрешении жителя в Реестре, не противоречат принципам предоставления государственных и муниципальных услуг, регламентированным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", напротив, такое правовое регулирование исключает какое-либо административное усмотрение и создаёт условия для реализации права заявителей получать своевременно и в соответствии со стандартом предусмотренную региональным правовым актом государственную и муниципальную услугу.
Предоставление собственнику транспортного средства права льготного пользования парковочным местом при отсутствии у него непогашенной задолженности по уплате административного штрафа, наложенного за совершение правонарушения, связанного с нарушением правил пользования парковками в Санкт-Петербурге, являясь по своей юридической природе условием предоставления льготы, априори не может рассматриваться как мера административной ответственности, а потому у суда нет оснований для выводов о противоречии данной нормы положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на чём настаивает податель апелляционной жалобы.
Не может расцениваться данное условие и как нарушение принципа равенства льготного предоставления парковочного места, поскольку оно распространяется на всех собственников транспортного средства, пользующихся льготной парковкой, в равной мере.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что иных доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саськова К.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2016 г. N 78-АПГ15-25
Текст определения официально опубликован не был