Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, выплачиваемых теплоснабжающим организациям из бюджета субъекта Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-ЗО "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" установлено, что право на льготные тарифы на тепловую энергию имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области. Указанным законом также предусмотрена компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов, в виде субсидий за счет средств областного бюджета, предоставляемых юридическим лицам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом в рассматриваемом обращении указано, что льготные тарифы на тепловую энергию для населения ниже установленных экономически обоснованных тарифов.
Согласно пункту 1 Порядка предоставления в 2015 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 18.03.2015 N 88-П, данные субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию для населения.
Таким образом, установленные льготные тарифы не обеспечивают возмещение теплоснабжающим организациям фактических затрат при реализации тепловой энергии населению, в связи с чем субсидии из областного бюджета Челябинской области предоставляются на возмещение фактических расходов налогоплательщиков, возникших в связи с реализацией тепловой энергии по льготным ценам ниже установленных государственных цен (тарифов).
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, в рассматриваемой ситуации субсидии из регионального бюджета субъекта Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 154 Кодекса не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
По вопросу применения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса в аналогичных ситуациях ФНС России отмечает, что судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков. Согласно позиции судов субсидии, предоставляемые налогоплательщикам при реализации тепловой энергии населению по льготным ценам ниже экономически обоснованных тарифов, нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Данная позиция выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2014 N 304-КГ14-2776, от 16.10.2014 N 304-КГ14-2524, определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.11.2008 N 15038/08, постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.06.2009 N КА-А40/5008-09, от 18.03.2009 N КА-А41/1834-09, постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2008 по делу N А-62-4977/2007.
Государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Теплоснабжающим организациям из бюджета региона представляются субсидии.
В рассматриваемой ситуации льготные тарифы на тепловую энергию для населения ниже установленных экономически обоснованных тарифов.
Таким образом, установленные льготные тарифы не обеспечивают возмещение теплоснабжающим организациям фактических затрат при реализации тепловой энергии населению, в связи с чем субсидии из областного бюджета предоставляются на возмещение фактических расходов налогоплательщиков, возникших в связи с реализацией тепловой энергии по льготным ценам ниже установленных государственных цен (тарифов).
По мнению ФНС России, в рассматриваемой ситуации субсидии из регионального бюджета не должны включаться в налоговую базу по НДС.
Сложившаяся судебная практика исходит из того, что субсидии, предоставляемые налогоплательщикам при реализации тепловой энергии населению по льготным ценам ниже экономически обоснованных тарифов, нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2016 г. N СД-4-3/3531@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был