Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
1. По вопросу осуществления филиалом функций заказчика и о возможности регистрации филиала в качестве заказчика на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
Согласно положениям статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственными заказчиками являются государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Муниципальными заказчиками являются муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ заказчиками являются юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Таким образом, обособленное подразделение (филиал) не является самостоятельным заказчиком по смыслу Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ.
Правила регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Закона N 44-ФЗ, утверждены приказом Казначейства России от 25 марта 2014 г. N 4н "Об утверждении Порядка регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)".
Правила регистрации отдельных видов юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, утверждены приказом Минэкономразвития России N 506, Казначейства России N 13н от 10 августа 2012 г. "Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)".
При этом, в случае если обособленное подразделение (филиал) уполномочено заказчиком в порядке, установленном гражданским законодательством на осуществление его функций на официальном сайте, личный кабинет может создаваться для обособленного подразделения (филиала) заказчика.
Таким образом, при передаче полномочий филиал вправе от имени заказчика, но в лице уполномоченных лиц осуществлять закупки самостоятельно в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
2. По вопросу создания филиалом контрактной службы, назначения контрактного управляющего и создания комиссии по осуществлению закупок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 38 Закона N 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы, а в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
Таким образом, филиал не является заказчиком и, следовательно, не имеет права создавать контрактную службу, назначать контрактного управляющего, создавать комиссию по осуществлению закупок.
3. По вопросу ведения филиалом отдельного плана закупок и возможности присоединения к положению о закупках головной организации в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом все закупки, осуществляемые филиалом, должны быть включены в план закупок заказчика (головной организации).
Также следует отметить, что при проведении закупочных процедур филиал руководствуется положением о закупке заказчика.
4. По вопросу ведения филиалом плана-графика, плана закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 указанного Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 указанного Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Вместе с тем следует отметь, что план закупок формируется заказчиком и включает в себя закупки необходимые для нужд филиалов.
Таким образом, заказчик самостоятельно осуществляет ведения плана закупок и плана графика для собственных нужд и для нужд своих филиалов.
5. По вопросу ограничения закупок путем проведения филиалом запроса котировок и ограничения закупок у единственного поставщика в рамках Закона N 44-ФЗ.
Необходимо отметить, что филиалы бюджетного учреждения в случае передачи им полномочий вправе размещать заказы самостоятельно, в том числе путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако ограничения, установленные частью 2 статьи 72 Закона N 44-ФЗ по годовому объему закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, и установленные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ по годовому объему закупок, осуществляемых путем заключения договоров с единственным поставщиком, распространяются в целом на бюджетное учреждение (с учетом всех филиалов).
6. По вопросу самостоятельного ведения филиалом реестра договоров и отчетов об исполнении договоров в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с указанными Правилами.
Таким образом, заказчик самостоятельно направляет информацию в Федеральное казначейство для включения ее в реестр контрактов, кроме того, заказчик самостоятельно размещает отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обособленное подразделение (филиал) не является самостоятельным заказчиком по смыслу Закона о контактной системе и Закона о закупках отдельными видами юрлиц.
Если обособленное подразделение (филиал) уполномочено заказчиком в порядке, установленном гражданским законодательством, на осуществление его функций на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, личный кабинет может создаваться для обособленного подразделения (филиала) заказчика.
Таким образом, при передаче полномочий филиал вправе от имени заказчика, но в лице уполномоченных лиц осуществлять закупки самостоятельно в соответствии с Законом о закупках отдельными видами юрлиц.
Филиал не вправе создавать контрактную службу, назначать контрактного управляющего, создавать комиссию по осуществлению закупок.
Все закупки, осуществляемые филиалом, должны быть включены в план закупок заказчика (головной организации).
При проведении закупочных процедур филиал руководствуется положением о закупке заказчика.
Заказчик самостоятельно ведет план закупок и план-график для собственных нужд и для нужд своих филиалов.
Филиалы бюджетного учреждения в случае передачи им полномочий вправе размещать заказы самостоятельно, в том числе путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако ограничения, установленные Законом о контрактной системе по годовому объему закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок и заключения договоров с единственным поставщиком, распространяются в целом на бюджетное учреждение (с учетом всех филиалов).
Также разъяснено, что заказчик самостоятельно направляет информацию в Федеральное казначейство для включения ее в реестр контрактов. Кроме того, заказчик самостоятельно размещает отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N Д28и-3733 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2016 г., N 12